Древнегреческие мифы в творчестве композиторов
Автор: Мигурская Полина Евгеньевна
Рубрика: 27. Искусствоведение
Опубликовано в
LXII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2023)
Дата публикации: 03.06.2023
Статья просмотрена: 1198 раз
Библиографическое описание:
Мигурская, П. Е. Древнегреческие мифы в творчестве композиторов / П. Е. Мигурская. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 116-120. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/494/18058/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данной статье рассматривается вопрос о месте древнегреческих мифов в творчестве композиторов прошлого и настоящего времени.
Ключевые слова: миф, музыка, Орфей, Аполлон, Дионис, опера.
«Связь между мифом и музыкой издавна утвердилась в культурном сознании. К признанным формам их общности относятся многочисленные музыкальные мотивы в мифах различных народов, мифологические сюжеты опер и балетов, ораторий и кантат, мифологические прообразы произведений программной музыки» [3, с. 7].
Так, можно отметить, что древнегреческие предания и их интерпретации занимают в творчестве композиторов важное место. Причем, одним из наиболее популярных сюжетных источников для оперы становится миф о фракийском музыканте Орфее.
Сын музы Каллиопы, «наделенный магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и боги и даже природа» [4, с. 262], отправляется в царство бога Аида, чтобы вернуть свою горячо любимую Эвридику, умершую так внезапно. Но когда подземный владыка соглашается выполнить просьбу певца, то Орфей, не выдержав, нарушает поставленное условие и теряет супругу навсегда.
Именно это сказание явилось основой самой ранней версии постановки «Эвридики», представленной в 1600 году во Флоренции, по случаю свадьбы Марии Медичи и Генриха IV. Её авторами были поэт Оттавио Ринуччини, известный как первый в истории оперы либреттист, и певец-композитор — Якопо Пери.
Кроме этого, трагическая история Орфея не оставила равнодушными и музыкантов, внесших определенные новации в классический сюжет. Например, немецкий композитор К. В. Глюк пишет свой вариант «Орфея и Эвридики» (1762 г.), но со счастливым концом, где появляется Амур и возвращает Эвридику к жизни. Сочинение, при этом, «является новаторским произведением, в котором впервые в истории оперного театра музыкальная драматургия начинает играть ведущую роль. Вместо серии отдельных музыкальных, вокальных и танцевальных номеров, перемежающихся речитативами, К. В. Глюк создаёт целостное музыкальное произведение, основанное на единстве литературного сюжета и непрерывности музыкального развития» [1, с. 51].
В целом же, на основе сказания об Орфее создано свыше пятидесяти опер, в том числе, постановки итальянского композитора К. Монтеверди, немецкого музыканта И. Г. Наумана, представителя венской классической школы Й. Гайдна, оперная дилогия Р. Кайзера и другие.
Вместе с тем, содержание этого мифа нередко переосмысливается, претерпевая довольно сложные трансформации. Так, в опере французского композитора и дирижера Д. Мийо «Несчастья Орфея» (1924 г.), в первую очередь, обращает на себя внимание трактовка самого предания. Он переносит действие в современный Прованс, сохранив при этом основной замысел первоисточника. И Орфей оказывается сельским лекарем, влюбленным в цыганку из бродячего табора — Эвридику. Однако их возвышенное чувство сталкивается с неприязнью окружающей среды. Когда же героиня умирает от неизвестной болезни, то ее сестры убивают Орфея, убежденные в его виновности.
Следует отметить, что перенесение мифологического сюжета в обстановку современности отнюдь не снижает значимости этической компоненты произведения.
Причем, скупость средств, довольно удачно отобранных, углубляет выразительность текста. Точно найденные обобщенные интонации придают музыке благородство и возвышенность. Опера выдержана в камерных тонах.
Обращается к теме вечной, притягательной любви Орфея и Эвридики и один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры двадцатого века И. Ф. Стравинский. В своем тридцатиминутном неоклассическом балете «Орфей» он аллегорически выражает столкновение музыканта с жестокой реальностью и победу над ней, которая есть торжество духа и искусства.
Мелодия, открывающая постановку, воссоздает античную атмосферу фригийским звукорядом и звучанием арфы, которой в балете отводится первостепенная роль, поскольку, согласно традиции, главный персонаж ассоциируется с этим инструментом (по аналогии с древнегреческой лирой).
Музыкальная драматургия произведения построена на противопоставлении двух стилистических начал, представленных в данной культурной традиции, — аполлонического и дионисийского. И если первое характеризуется порядком, гармонией, спокойным артистизмом и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика), то второе — представляет собой «хаотическое, которое раскрывается в психологической категории исступления» [2, с. 376]; это опьянение, чувственность, порыв и рождение непластических искусств (прежде всего музыки).
Рассматриваемые категории получили свое обоснование в работе известного немецкого философа Фридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (1872 г.), который, тем не менее считал, что «эти два столь различных стремления действуют рядом одно с другим, чаще всего, в открытом раздоре между собой и взаимно побуждая друг друга ко все новым и более мощным порождениям» [5, с. 253].
Истоком данных понятий являются два божества античной традиции: Аполлон или Феб и Дионис или Вакх. Эти мифологические образы привлекают внимание ряда композиторов прошлого и настоящего времени. Так, великий И. С. Бах создает кантату «Состязание Феба и Пана» (1732 г.) и определяет ее, как drama per musica (драма с музыкой), подчеркнув тем самым связь с оперой и, одновременно, отличие от нее. Это позволило использовать лучшие достижения данного жанра на тот момент.
В 1927 году появляется балет «Аполлон Мусагет» И. Ф. Стравинского, открывающий неоклассический период в творчестве композитора. Здесь рассказывается о рождении златокудрого бога, сына Зевса. Две богини вручают ему золотой пояс, как знак божественности, и лиру — олицетворение искусства. На Олимпе Феб овладевает игрой на этом струнном инструменте и танцем, перед ним склоняются музы. Он становится их предводителем — Мусагетом и выступает символом искусства. Завершается балет восхождением на Парнас.
Покровителю виноделия и радости — Вакху посвящает ряд сочинений французский музыкант семнадцатого века Ж.-Б. Люлли: оперу-балет «Празднества Амура и Вакха», балет «Триумф Вакха в Индии» и другие.
Однако этот веселый бог вызывает интерес и представителей отечественной музыкальной традиции. Так, композитор А. С. Даргомыжский, чьё творчество оказало значимое влияние на развитие русского музыкального искусства девятнадцатого века, создает лирическую оперу-балет «Торжество Вакха». Источником сюжета послужило одноименное стихотворение А. С. Пушкина, в котором рассказывается о радостной встрече бога вина и плодородия. За его колесницей бегут фавны и сатиры, пляшут нимфы, вакханки с тимпанами в руках. Вся природа, все живое славит Вакха.
Вместе с этим, один из крупнейших английских композиторов двадцатого века, Э. Б. Бриттен также обращается к античному наследию и в 1951 году пишет программную сюиту «Шесть метаморфоз по Овидию». Концепция произведения основана на сюжете поэмы древнеримского автора Овидия «Метаморфозы».
Сюита состоит из шести частей, озаглавленных по именам мифологических персонажей: Пан, Фаэтон, Ниоба, Вакх, Нарцисс и Аретуса. Каждый из отрывков музыкант снабдил кратким пояснением из одного предложения. О четвертом разделе говорится, что, на пиршествах Вакха стоит шум от хохота и болтовни женщин, и выкриков мальчиков. В целом же, музыка четвертой метаморфозы отражает атмосферу застолья или праздника.
Таким образом, древнегреческие мифы и их интерпретации занимают важное место в творчестве композиторов, как прошлого, так и настоящего времени.
Литература:
- Айламазьян, А. М. Единство музыки, пения и движения: из опыта постановки оперы К. В. Глюка «Орфей и Эвридика» в жанре вокально-пластического действа / А. М. Айламазьян, М. А. Ганешина // Музыкальное искусство и образование. — 2021. № 1. — С. 43–59.
- Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров; Текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; Примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. — М.: Искусство, 1979. — 424 с.
- Гервер, Л. Л. К проблеме «миф и музыка» // Музыка и миф: Сб. трудов: Вып. 118 / Л. Л. Гервер. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1992. — С. 7–21.
- Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Рос. энциклопедия, 1994. — Т. 2. К — Я. — 719 с.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. — Мн.: Харвест, 2003. — 1040 с.
Похожие статьи
Древнегреческие мифы как источник художественного творчества
Систематизация материалов позволила определить значение древнегреческих мифов как основы творчества в мировом изобразительном искусстве.
Древнегреческие мифы: интерпретации исследователей
В предлагаемой статье рассматриваются интерпретации древнегреческих мифов зарубежными и отечественными исследователями, проводится их сравнительный анализ.
Поэтика басен Эзопа
В представленной статье рассмотрены поэтические особенности басен Эзопа, в контексте сюжета, языка и проблематики.
Египет глазами Ивана Бунина
В статье рассматриваются египетские мотивы в поэзии и прозе И. А. Бунина, анализируется влияние культуры африканской страны на творческое становление русского классика.
Поиск равновесия в «эротическом» на примере творчества венских классиков
В данной статье речь идет об уникальном феномене «эротическое» обладающим антиномией возвышенного и низменного. В разные эпохи одна из граней этого феномена всегда выходила на первый план, и только в эпоху классицизма поиск равновесия привел творцов ...
«Кармен» в постановках балетмейстеров ⅩⅠⅩ-ⅩⅩⅠ вв. и выразительность хореографии образа Кармен в мелодических рисунках на музыку Ж. Бизе
В данной статье автор размышляет об интерпретациях образа Кармен в постановках балетмейстеров ⅩⅠⅩ-ⅩⅩⅠ вв. Обращается внимание на выразительность хореографии образа «Кармен» в мелодических рисунках на музыку Ж. Бизе.
Композиция «Истории» Геродота
В статье автор пытается выявить основные положения композиции исторического труда Геродота. Исследуются основные элементы построения информации в источнике.
Басенные образы и мотивы в кыргызском фольклоре
В статье проанализированы басенные образы и мотивы кыргызского фольклора и исследованы предпосылки для создания басен в письменной профессиональной литературе.
Фресковая живопись, её развитие и актуальность начиная с античности и заканчивая современным миром
В статье авторы рассказывают о виде живописи «фреска» и показывают её актуальность в современном мире.
Образ Данте в русской литературе
В статье содержатся размышления об образе Данте в русской литературе, основанные на оценках литературных критиков.
Похожие статьи
Древнегреческие мифы как источник художественного творчества
Систематизация материалов позволила определить значение древнегреческих мифов как основы творчества в мировом изобразительном искусстве.
Древнегреческие мифы: интерпретации исследователей
В предлагаемой статье рассматриваются интерпретации древнегреческих мифов зарубежными и отечественными исследователями, проводится их сравнительный анализ.
Поэтика басен Эзопа
В представленной статье рассмотрены поэтические особенности басен Эзопа, в контексте сюжета, языка и проблематики.
Египет глазами Ивана Бунина
В статье рассматриваются египетские мотивы в поэзии и прозе И. А. Бунина, анализируется влияние культуры африканской страны на творческое становление русского классика.
Поиск равновесия в «эротическом» на примере творчества венских классиков
В данной статье речь идет об уникальном феномене «эротическое» обладающим антиномией возвышенного и низменного. В разные эпохи одна из граней этого феномена всегда выходила на первый план, и только в эпоху классицизма поиск равновесия привел творцов ...
«Кармен» в постановках балетмейстеров ⅩⅠⅩ-ⅩⅩⅠ вв. и выразительность хореографии образа Кармен в мелодических рисунках на музыку Ж. Бизе
В данной статье автор размышляет об интерпретациях образа Кармен в постановках балетмейстеров ⅩⅠⅩ-ⅩⅩⅠ вв. Обращается внимание на выразительность хореографии образа «Кармен» в мелодических рисунках на музыку Ж. Бизе.
Композиция «Истории» Геродота
В статье автор пытается выявить основные положения композиции исторического труда Геродота. Исследуются основные элементы построения информации в источнике.
Басенные образы и мотивы в кыргызском фольклоре
В статье проанализированы басенные образы и мотивы кыргызского фольклора и исследованы предпосылки для создания басен в письменной профессиональной литературе.
Фресковая живопись, её развитие и актуальность начиная с античности и заканчивая современным миром
В статье авторы рассказывают о виде живописи «фреска» и показывают её актуальность в современном мире.
Образ Данте в русской литературе
В статье содержатся размышления об образе Данте в русской литературе, основанные на оценках литературных критиков.