Основные формы экологического образования и воспитания в младшей школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кройтор, М. А. Основные формы экологического образования и воспитания в младшей школе / М. А. Кройтор. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45.1 (544.1). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/archive/544/118718/ (дата обращения: 05.11.2024).



29 декабря 2021 года приказом Министерства образования и науки Челябинской области МАОУ «Лицей № 82 г. Челябинска» был признан региональной инновационной площадкой по направлению «Экологическое образование: концепция новой образовательной модели» [3]. В настоящее время в рамках данного направления и с целью повышения естественнонаучной грамотности обучающихся коллектив лицея реализует проект по теме «Эколого-просветительская деятельность с использованием модели наставничества «ЭКОнаставник: ученик — ученик». На начальном этапе реализации проекта планировалось использовать данную форму наставничества только в средней и старшей школе. Однако, работа над проектом показала, что наставничество в модели «ученик-ученик» можно успешно применять и на уровне начальной школы. Так появилась программа наставничества для обучающихся 3–4 классов «Знаю сам — научу другого».Мы считаем, что к окончанию начальной школы уровень знаний обучающихся и их социальный опыт позволяет им уверенно общаться, и главное, передавать свой багаж знаний другим обучающимся.

Возможность почувствовать себя в качестве наставника в схеме «ученик-ученик» обучающиеся из 3–4 классов получают на занятиях внеурочной деятельности «Я-исследователь». Основная задача курса заключается в формировании у обучающихся экологического мышления с целью бережного отношения к природе и к своей личности как части природы.

В качестве примера можно привести несколько проектных заданий, которые были реализованы в рамках программы «Знаю сам — научу другого»:

  1. Экологический марафон для воспитанников детского сада.Мероприятиебыло полностью подготовлено обучающимися 3-го класса. Ребята рассказали малышам об экологических проблемах нашего города и района, повели с ними игры-бродилки и игры на классификацию, которые разработали сами, а также показали мастер класс «Игрушки из втулок от туалетной бумаги» (см. рис. 1).

Мероприятие для воспитанников детского сада

Рис. 1. Мероприятие для воспитанников детского сада

  1. «Берегите лес»: час вопросов и ответов для ребят 1–2 классов. На встрече с детьми из 1–2 классов ученики 4-х классов рассказали об экологических проблемах лесного сообщества, провели викторину и вместе составили памятку безопасного поведения в лесу.
  2. «Путешествие капельки» (или приключение воды). Данное занятие было посвящено экологическим проблемам использования воды в Челябинской области. За время встречи ученики 1–2 классов «путешествовали» по станциям, на каждой из которых проводились научные опыты, раскрывающие физические свойства воды. Завершилась встреча проведением мастер-класса «Снежинка», который ещё раз напомнил участникам встречи о трёх агрегатных состояниях воды (см. рис. 2).

Проведение мастер-класса «Снежинка»

Рис. 2. Проведение мастер-класса «Снежинка»

  1. К Международному дню птиц юные наставники подготовили урок «В мире птиц», на котором рассказали ученикам 1–2 классов о перелётных и зимующих птицах нашего региона, о правилах подкормки птиц в зимний период. В конце занятия малыши смогли принять участие в викторине «Угадай, что это за птица» и сделать в технике оригами птичку на удачу. (см. рис. 3)

Проведение мастер-класса «Птичка на удачу»

Рис. 3. Проведение мастер-класса «Птичка на удачу»

  1. Особый интерес у малышей вызвал подготовленный живой журнал «Сбережём планету». Во время чтения журнала малыши вместе с наставниками побывали на страницах «Угадай, кто это?», «В чём проблема?! Чем опасна?», «Интересные факты об экологии», «Поэтическая страничка», «Чёрное море в опасности», «Экологические загадки».

Через форму наставничества «ученик-ученик», обучающиеся 3–4 классов кроме собственного опыта и указаний старших пробуют анализировать опыт других людей, с целью передать его, пусть и в небольшом объеме, младшим школьникам. Во время таких занятий обучающиеся 1–2 классов становятся благодарными, внимательными и отзывчивыми слушателями. У наставляемых повышается интерес к обучению, усиливается мотивация к достижению новых целей. Формируется осознанное отношение к себе, как к части окружающего мира, развиваются навыки и качества личности, необходимые для жизни. Обучающиеся-наставляемые получают необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

Работа над проектом показала, что наставничество даёт огромную возможность ребенку развить свой личностный потенциал, а процесс изучения экологических знаний и формирование экологически грамотного поведения становится более интересным и увлекательным. Такой подход к экологическому образованию позволяет работать над экологией души, т. е. качественным уровнем личного, духовного развития каждого человека.

Кроме наставничества, экологическое образование в начальной школе лицея реализуется и через множество других форм:

— Уроки окружающего мира с использованием дополнительных источников для изучения окружающего мира — пособий А. А. Плешакова «Зелёные страницы», «Атлас-определитель: от земли до неба», «Великан на поляне»;

— Занятия внеурочной деятельности «Практическая экология для младших школьников» для обучающихся 1–3 классов. Данный курс появился три года назад под патронажем губернатора Челябинской области и стал ярким и интересным источником изучения природы родного края с точки зрения экологии;

— Занятия внеурочной деятельности «Моя малая родина» для обучающихся 4-х классов, с использованием учебно-методического комплекта, разработанного издательством «Край Ра»;

— Занятия внеурочной деятельности «Я — исследователь» для обучающихся 3–4 классов с проведением занятий на экологические темы для ребят 1–2 классов;

— Занятия по программам дополнительного образования по экологии «Экологическая азбука», «Экология и я» для обучающихся 1–4 классов;

— Профильная смена «Экологический калейдоскоп» летнего лагеря, с реализацией модели наставничества «ученик-ученик» и работой по эконаставничеству;

— Совместная просветительская деятельность с родителями, имеющими профессиональное отношение к экологии;

— Просмотр и обсуждение выпусков просветительской телепередачи челябинского телевидения «Экоазбука», программ Первого общественного экологического телевидения, участие во Всероссийской олимпиаде «Эколята — юные защитники природы»;

— Проведение в течение года школьный игры-соревнования «Полный вперёд!»;

— Ежегодная школьная конференция реферативных, исследовательских работ «Первые шаги в науку»;

— Участие в муниципальных, региональных творческих и интеллектуальных конкурсах («Шаг в будущее», «Первые шаги в экологию», «Моя Вселенная»);

Все перечисленные мероприятия обеспечивают функционирование системы экологического образования начальной школы, которая закладывает фундамент экологического образования в средней и старшей школе, создавая базу для дальнейшего формирования экологической культуры личности обучающихся.

Таким образом, экологическое образование обучающихся лицея начинается с формирования экологической культуры младшего школьника, основными критериями развития которой являются: необходимый уровень знаний и умение ориентироваться в экологической информации, степень проявления интереса к экологической тематике, готовность к участию в экологических мероприятиях, степень насыщенности свободного времени деятельностью экологического характера и удовлетворенность ею.

Сегодня пока преждевременно говорить о том, что данные показатели выполнены полностью, но наш коллектив уверен — можно добиться многого, если относится к своей работе ответственно и творчески.

Литература:

  1. Наставничество в школе. Педагогические перспективные способы совершенствования культуры наставнической деятельности участников образовательных отношений: сборник ситуационных задач для слушателей курсов профессиональной переподготовки / Д. Ф. Ильясов, В. В. Кудинов, Е. А. Селиванова [и др.]. — Челябинск: ЧИППКРО, 2021. — 99 с.
  2. Практическая экология для младших школьников. Григорьева Е. В., Титаренко Н. Н. — Челябинск: ООО «ЮжУралИнформ», 2021. — 64 с.
  3. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01/3314 от 29 декабря 2021 г. «О признании организаций, осуществляющих образовательную деятельность, региональными инновационными площадками в Челябинской области на 2022 год» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://minobr74.ru/documents/doc/12483
  4. Проектная деятельность младших школьников при реализации ФГОС НОО. Магдеева Р. Г. — URL: https://s-ba.ru/conf-posts-2022–03/tpost/kzv1o0l9a1-proektnaya-deyatelnost-mladshih-shkolnik. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 24.11.23.
  5. Проектные задачи и учебные проекты в начальной школе: Методический сборник. Часть 1 / Составитель В. Г. Смелова. — Эл. изд. — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 112 с.). — М., 2020.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт, обновленный. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования».
Основные термины (генерируются автоматически): класс, экологическое образование, обучающийся, внеурочная деятельность, начальная школа, окружающий мир, проведение мастер-класса, Челябинская область, детский сад, старшая школа.


Похожие статьи

Задать вопрос