Преобразование муниципальных районов в муниципальные округа: преимущества и ограничения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 30.10.2024

Статья просмотрена: 219 раз

Библиографическое описание:

Бочкарева, М. С. Преобразование муниципальных районов в муниципальные округа: преимущества и ограничения / М. С. Бочкарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 271-272. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118771/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматриваются изменения в системе местного самоуправления Российской Федерации, инициированные принятием Федерального закона № 87-ФЗ от 1 мая 2019 года, который внёс коррективы в организацию муниципальных образований. Основное внимание уделено процессу преобразования муниципальных районов в муниципальные округа, его преимуществам и недостаткам. К положительным сторонам реформы относятся упрощение административного управления, консолидация ресурсов, экономия бюджетных средств и создание единого генерального плана развития территорий. Эти меры способствуют повышению эффективности взаимодействия между уровнями власти и более рациональному использованию финансовых ресурсов.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальные районы, муниципальные округа, административная реформа, консолидация ресурсов.

The article examines changes in the local government system of the Russian Federation initiated by the adoption of Federal Law No. 87-FZ of May 1, 2019, which amended the organization of municipalities. The main attention is paid to the process of transforming municipal districts into municipal districts, its advantages and disadvantages. The positive aspects of the reform include simplification of administrative management, consolidation of resources, budget savings and the creation of a single master plan for the development of territories. These measures contribute to increasing the efficiency of interaction between levels of government and more rational use of financial resources.

Keywords: local government, municipal districts, municipal districts, administrative reform, consolidation of resources.

1 мая 2019 года был принят Федеральный закон 87-ФЗ, который внёс изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этот закон, сопровождаемый спорами и согласованиями, ознаменовал новый этап в развитии системы местного самоуправления, направленный на трансформацию муниципальных районов в муниципальные округа. Несмотря на его официальное принятие, дискуссии вокруг положений и последствий нового правового регулирования продолжаются до настоящего времени [1].

Преимущества новой формы муниципалитета заключаются в упрощении схемы управления территорией, что, в свою очередь, предполагает делегирование местным органам власти отдельных государственных полномочий, что позволяет добиться большей эффективности в административном управлении на местах. Это упрощение способствует созданию более гибкой и адаптируемой системы управления, в которой местные органы власти обладают достаточной автономией и ответственностью для оперативного принятия решений, отвечающих интересам конкретных территорий. Это позволяет обеспечить более тесную взаимосвязь между уровнями муниципального и государственного управления, способствуя согласованности в реализации политик и программ. Введение единого генерального плана позволяет выстроить долгосрочную и системную стратегию развития, направленную на гармоничное территориальное планирование. Единые тарифы, обеспечивающие равномерное распределение затрат, способствуют прозрачности и предсказуемости в системе ценообразования, что важно для социально-экономической стабильности населения. Кроме того, консолидация управления позволяет значительно сократить расходы из бюджета, рационально используя ресурсы и повышая эффективность государственного управления.

Крупные муниципальные образования требуют значительно больших ресурсов для эффективного управления, что порождает проблемы, связанные с доступностью услуг и взаимодействием местных властей с населением. Особенно остро эти вопросы проявляются в сельских районах, где укрупнение муниципалитетов часто приводит к снижению доступности публичных услуг и уменьшению уровня вовлечённости местных жителей в процессы самоуправления [3].

Тем не менее, сторонники реформы утверждают, что укрупнение муниципальных образований способствует повышению эффективности управления и экономии бюджетных средств за счёт оптимизации административных процессов. В частности, объединение ресурсов позволяет реализовывать более масштабные проекты, улучшать качество инфраструктуры и повышать уровень жизни населения. Кроме того, укрупнённые муниципалитеты имеют более высокий потенциал для привлечения инвестиций и осуществления экономического развития, что особенно важно в условиях ограниченных финансовых возможностей на местном уровне.

Данные Росстата за период с 2012 по 2024 год демонстрируют тенденцию к сокращению общего числа муниципальных районов в Российской Федерации. Наибольший рост числа городских округов был отмечен в 2015 году, когда количество таких муниципалитетов увеличилось на 28. Процесс преобразования муниципальных районов в городские округа осуществлялся несколькими способами, в зависимости от региональной специфики и административных потребностей. В ряде случаев, например, в Калининградской, Магаданской и Московской областях в 2015–2016 годах, преобразование осуществлялось путём объединения всех поселений района в одно городское поселение с последующим присвоением ему статуса городского округа. В других случаях, например, в Ставропольском крае, имело место объединение всех поселений муниципального района с уже существующим городским округом, что позволило создать более интегрированную и централизованную структуру управления. Эти изменения направлены на повышение эффективности управления территориями и оптимизацию процессов местного самоуправления с учётом социально-экономических и территориальных особенностей каждого региона.

Тем не менее, сторонники реформы утверждают, что укрупнение муниципальных образований способствует повышению эффективности управления и экономии бюджетных средств за счёт оптимизации административных процессов. В частности, объединение ресурсов позволяет реализовывать более масштабные проекты, улучшать качество инфраструктуры и повышать уровень жизни населения. Кроме того, укрупнённые муниципалитеты имеют более высокий потенциал для привлечения инвестиций и осуществления экономического развития, что особенно важно в условиях ограниченных финансовых возможностей на местном уровне [2].

Таким образом, процесс преобразования муниципальных районов в муниципальные округа представляет собой сложное и многогранное явление, которое включает в себя множество аспектов и требует внимательного подхода. Данный процесс сопровождается как положительными эффектами, такими как оптимизация управления и рационализация использования бюджетных средств, так и определёнными ограничениями и вызовами, связанными с ухудшением доступности публичных услуг и снижением вовлеченности местного населения.

Эффективное преобразование муниципальных образований невозможно без учета специфики каждого конкретного муниципального образования, включая его социально-экономические и территориальные особенности. Муниципальные районы и округа существенно отличаются друг от друга по уровню социального и экономического развития, численности населения, удаленности от административных центров, структуре хозяйственной деятельности, а также по уровню инфраструктурного обеспечения. Эти факторы необходимо учитывать при проведении преобразований, чтобы минимизировать возможные негативные последствия для местного населения и обеспечить наибольшую эффективность функционирования системы местного самоуправления.

Литература:

  1. Министерство юстиции Российской Федерации: официальный сайт. — Москва. — — URL: http://pravo-search. minjust. ru:8080/bigs/portal. html (дата обращения 10. 10. 2024).
  2. Баженова О. И. К проблеме реализации конституционного поселенческо-территориального принципа организации местного самоуправления. В защиту поселенческого начала // Местное право. 2019. № 4. С. 25–52.
  3. Кондрашова, А. А. Преобразование муниципальных образований / А. А. Кондрашова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — С. 243–246. — URL: https://moluch.ru/archive/525/116128/ (дата обращения: 18.10.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, повышение эффективности управления, процесс преобразования, район, Российская Федерация, экономическое развитие, административное управление, высокий потенциал, государственное управление, единый генеральный план.


Ключевые слова

местное самоуправление, административная реформа, муниципальные районы, муниципальные округа, консолидация ресурсов

Похожие статьи

Анализ правовых основ уровней местного самоуправления

Актуальность темы исследования. Процесс модернизации местного самоуправления в России, запущенный в 2003 году с принятием Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», столкнулся с рядом...

Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по созданию условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании

Статья посвящена исследованию совершенствования деятельности органов местного самоуправления по созданию условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании на примере Москвы. Рассматриваются теоретические аспекты и функции ...

Виды правоприменительной деятельности избирательных комиссий в Российской Федерации

В статье анализируются регулятивная и юрисдикционная функции избирательных комиссий Российской Федерации. Регулятивная деятельность направлена на обеспечение единообразного применения законодательства и устранение правовых пробелов, что способствует ...

Суд как орган публичной власти в Российской Федерации в рамках измененной Конституции

Принятые в 2020 году поправки в основной закон страны внесли большие изменения в текущую жизнь общества Российской Федерации. Помимо изменений, непосредственно влияющих на жизнь человека и гражданина, поправки также коснулись государственного устройс...

Местные Советы народных депутатов и начало реформирования местного самоуправления в советский период

На протяжении последних лет наблюдается сложный, многоэтапный процесс становления организационных, правовых, территориальных и финансово-экономических основ местного самоуправления. В статье описаны основные особенности начала развития системы местно...

Процесс модернизации органов самоуправления на примере деятельности муниципальной власти столицы БАМа — Тынды

В статье рассматриваются основные аспекты работы органов местной власти в отдельном взятом городском округе Амурской области, именуемом столицей БАМа, городе Тында. Автор даёт оценку влияния основных направлений совершенствования системы местного сам...

К чему приведет упразднение местной власти

Статья посвящена общественно-правовым отношениям, складывающимся в процессе работы органов местного самоуправления. В статье ставится задача рассмотреть понятие и значение местного самоуправления, изучить правовые основы местного самоуправления, опис...

Кризис в коридорах власти: срочная необходимость ИТ-реформ в госсекторе

В статье освещается критическая необходимость внедрения штатных ИТ-отделов в государственных организациях. Рассматривается текущее состояние ИТ-инфраструктуры в госсекторе и выявляются основные проблемы, связанные с отсутствием специализированных ИТ-...

Влияние конституционной реформы 2020 года на федеральную исполнительную власть

Внесенные Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 2020 года изменения отразились на многих аспектах функционирования федеральной исполнительной власти в Российской Федерации. Реформа повлияла на конституционно-пр...

Унитарные начала государственного устройства — ядро федеративного государства: анализ законодательства и практики

В целях совершенствования и дальнейшего укрепления государственности Российской Федерации автор предлагает обратить внимание на конструктивный характер унитарных государственно-правовых признаков, имеющихся в государственном устройстве России. Для эт...

Похожие статьи

Анализ правовых основ уровней местного самоуправления

Актуальность темы исследования. Процесс модернизации местного самоуправления в России, запущенный в 2003 году с принятием Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», столкнулся с рядом...

Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по созданию условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании

Статья посвящена исследованию совершенствования деятельности органов местного самоуправления по созданию условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании на примере Москвы. Рассматриваются теоретические аспекты и функции ...

Виды правоприменительной деятельности избирательных комиссий в Российской Федерации

В статье анализируются регулятивная и юрисдикционная функции избирательных комиссий Российской Федерации. Регулятивная деятельность направлена на обеспечение единообразного применения законодательства и устранение правовых пробелов, что способствует ...

Суд как орган публичной власти в Российской Федерации в рамках измененной Конституции

Принятые в 2020 году поправки в основной закон страны внесли большие изменения в текущую жизнь общества Российской Федерации. Помимо изменений, непосредственно влияющих на жизнь человека и гражданина, поправки также коснулись государственного устройс...

Местные Советы народных депутатов и начало реформирования местного самоуправления в советский период

На протяжении последних лет наблюдается сложный, многоэтапный процесс становления организационных, правовых, территориальных и финансово-экономических основ местного самоуправления. В статье описаны основные особенности начала развития системы местно...

Процесс модернизации органов самоуправления на примере деятельности муниципальной власти столицы БАМа — Тынды

В статье рассматриваются основные аспекты работы органов местной власти в отдельном взятом городском округе Амурской области, именуемом столицей БАМа, городе Тында. Автор даёт оценку влияния основных направлений совершенствования системы местного сам...

К чему приведет упразднение местной власти

Статья посвящена общественно-правовым отношениям, складывающимся в процессе работы органов местного самоуправления. В статье ставится задача рассмотреть понятие и значение местного самоуправления, изучить правовые основы местного самоуправления, опис...

Кризис в коридорах власти: срочная необходимость ИТ-реформ в госсекторе

В статье освещается критическая необходимость внедрения штатных ИТ-отделов в государственных организациях. Рассматривается текущее состояние ИТ-инфраструктуры в госсекторе и выявляются основные проблемы, связанные с отсутствием специализированных ИТ-...

Влияние конституционной реформы 2020 года на федеральную исполнительную власть

Внесенные Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 2020 года изменения отразились на многих аспектах функционирования федеральной исполнительной власти в Российской Федерации. Реформа повлияла на конституционно-пр...

Унитарные начала государственного устройства — ядро федеративного государства: анализ законодательства и практики

В целях совершенствования и дальнейшего укрепления государственности Российской Федерации автор предлагает обратить внимание на конструктивный характер унитарных государственно-правовых признаков, имеющихся в государственном устройстве России. Для эт...

Задать вопрос