В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с правовым регулированием института банкротства в Российской Федерации. Особое внимание уделяется проблемам, касающимся процедуры реструктуризации долга при банкротстве индивидуальных предпринимателей.
Ключевые слова: индивидуальный предприниматель, процедура банкротства, процедура реструктуризации долгов, реструктуризация долга, предприниматель, банкротство, банкротство индивидуальных предпринимателей, предпринимательская деятельность, ИП.
This article examines the issues related to the legal regulation of the bankruptcy institute in the Russian Federation. Particular attention is paid to issues related to the debt restructuring procedure in the bankruptcy of individual entrepreneurs.
Keywords : individual entrepreneur, bankruptcy procedure, debt restructuring procedure, debt restructuring, entrepreneur, bankruptcy, bankruptcy of individual entrepreneurs, entrepreneurial activity.
При экономической ситуации, которая складывается на рынке в 2024 году, большое число индивидуальных предпринимателей находится под угрозой прекращения своей деятельности. Денежные обязательства растут, что порой приводит к неспособности их удовлетворить. А в следствии кредиторы, уполномоченные лица либо же сами индивидуальные предприниматели обращаются в Арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. По данным Федресурса только за 9 месяцев 2024 года количество граждан и индивидуальных предпринимателей, которые смогли избавиться от непосильных долгов составило 300 623 [2]. Отсюда следует, что процедура банкротства является очень востребованной и ее популярность только растет.
В Федеральном законодательстве о банкротстве одной из процедур, которая должна помочь должнику выйти из сложного финансового положения — является процедура реструктуризации долгов.
В ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» дано определение реструктуризации долгов. Реструктуризация долгов гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов» [1]. Несомненным плюсом данной процедуры является возможность сохранения статуса индивидуального предпринимателя.
Однако данная процедура практически не применяется на практике. За 3 квартала 2024 года процедура реструктуризации долгов была введена всего в 10,7 % случаев, а введение реализации имущества 89,3 % (36 029 и 300 623 соответственно) [2]. D сравнении с АППГ 2023 года, количество введенных процедур реструктуризации долга тоже уменьшилось. Такую тенденцию можно увидеть и если сравнить частоту введения процедуры реструктуризации долгов с частотой введения процедур реализации долгов за весь период существования данных процедур с 2015 года.
Основные причины, с которыми можно связать сложившуюся ситуацию — это уменьшение реальных доходов должников; и граждан, и владельцев малого бизнеса. Кроме того, некоторые кредиторы просто не желают проявлять гибкость и вести переговоры о возможном уменьшении задолженности или предоставление отсрочек должнику [3]. Так же считается, что данная процедура может «затягивать» процедуру банкротства.
Обращаясь к сайту Федресурса, за 3 квартала 2024 года было вынесено 36 029 определений о признании должника банкротов и введении процедуры реструктуризации долгов, и только 857 из них привели к утверждению плана реструктуризации долгов гражданина, включая индивидуальных предпринимателей [2].
В целях повышения эффективности правового регулирования процесса реструктуризации задолженности целесообразнее устанавливать требования к должнику, предусмотренные статьей 213.13 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», не на этапе утверждения плана реструктуризации арбитражным судом, а на этапе начала самой процедуры реструктуризации. Важно исключить возможность инициирования реструктуризации задолженности гражданина или индивидуального предпринимателя без выполнения необходимых условий для утверждения плана судом.
Обращаясь к ФЗ и ст. 213.13 можно увидеть, что обязательным критерием является наличие дохода у должника, однако уточнения отсутствуют [1]. Неясно, насколько стабильны должны быть доходы, а также какие именно виды доходов должны учитываться при реструктуризации долга. В законе нет уточнений о том, могут ли учитываться в доходы должника — доход членов его семьи, может ли учитываться только заработная плата или и иные способы дохода. Отсюда, считаю необходимым поправки с внесением в ФЗ требований о соответствии дохода определённым критериям. Точные формулировки позволят заранее определять возможность процедуры реструктуризации долга в том или ином случае.
Следующее, на что стоит обратить внимание, это невозможность обратного перехода от принудительной продажи имущества к реструктуризации долга для ИП, хотя для юридических лиц такая возможность существует. Это имеет смысл в ситуациях, когда у финансового управляющего появились основания, чтобы полагать, что платёжеспособность должника может быть восстановлена. Такая возможность поможет сохранить статус индивидуального предпринимателя, что играет решающую роль для дальнейшей работы ИП как субъекта малого предпринимательства. Возможность обратного перехода может дать несомненные плюсы: остаться с имуществом, что в случае процесса реализации невозможно, так и не получить статус банкрота (с последующими ограничениями для индивидуальных предпринимателей: невозможность зарегистрировать себя как ИП, невозможность занимать определённые должности и тд.).
Качественное регулирование процедур банкротства имеет важное значение, т. к. оно затрагивает интересы большого круга лиц и играет ключевую роль в экономическом развитии всего государства. Исходя из вышеизложенного следует, что суды не относятся к процедуре реструктуризации долгов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, как к обязательной процедуре, которая должна проводится перед процедурой реализации имущества. Сама процедура реструктуризации долга также имеет ряд пробелов и недоработок. В случае решений этих проблем, процедура реструктуризации может помочь увеличить количество восстановивших платежеспособность граждан и индивидуальных предпринимателей.
Литература:
- Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N127-ФЗ.URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/ (дата обращения 05.10.2024 г.)
- Банкротства в России: 9 месяцев 2024 года. Статистический релиз Федресурса (дата обращения: 11.10.2024).
- Цокур Е. Ф., Руденко А. С. Основные проблемы реструктуризации долга при банкротстве физических лиц в России // Юрист. 2022. № 5. С. 54–58.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 2001 г. № 51-ФЗ (ред. от 28 февраля 2023 г., с изм. от 11 марта 2023 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
- Свистунов, М. М. Процедура реструктуризации долгов гражданина и индивидуального предпринимателя: проблемные вопросы / М. М. Свистунов // Инновации. Наука. Образование. — 2021. — № 36. — С. 396–403.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_187354/ (дата обращения 05.10.2024 г.)