История и правовая сущность основ судебной власти в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 03.11.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Зурнаев, М. Ф. История и правовая сущность основ судебной власти в Российской Федерации / М. Ф. Зурнаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — URL: https://moluch.ru/archive/543/118707/ (дата обращения: 07.11.2024).



В статье автор рассматривает этапы становления судебной власти в России и ее правовую сущность на данном этапе развития судебной власти.

Ключевые слова: реформа судебной власти, судебная власть, полномочия судов.

В структуре государственной власти любой страны судебная власть играет уникальную роль. Она возникла в результате естественного эволюционного процесса государства и общества, отвечая на врожденное стремление людей к справедливости в урегулировании споров между ними. Судебная власть является ключевым фактором в определении правовой жизни общества и сложившегося правопорядка, обеспечивая возможность разрешения правовых конфликтов через обращение к ней.

Процесс упорядочения публично-правовых отношений в контексте судебной власти в России, в научной литературе рассматривается как совокупность трех этапов:

На первом этапе происходит актуализация общественной потребности в профессиональном судейском корпусе, способном осуществлять функции судебной власти. Этот этап в развитии судебной власти, и связанных с ней публично-властных отношений, часто сопровождает собой расширение территории государства, увеличение численности населения, а значит и управленческого аппарата, вынужденного решать все более сложные задачи. Это, в свою очередь, предполагает углубляющуюся специализацию чиновников и выделение среди них тех, кто занимается осуществлением судебной власти на профессиональной основе [7, c. 57].

Самостоятельная судебная власть появляется в России в ходе судебной реформы 1864 г., осуществленный на основе идей французского просветителя Ш. Л. Монтескье. В целом XIX век характеризуется качественным изменением существующей судебной системы. Реформы, поводившиеся в этот период, носили в целом демократический, либеральный характер, способствуя серьезной трансформации всего общества

На втором этапе, после Октябрьской революции произошли коренные изменения в организации судебной власти. Суды как ее носители были поставлены под жесткий контроль со стороны партийных органов. Как верно отмечает Н. А. Колоколов, в советский период «стояла задача создания такого аппарата, где суд функционировал бы не по закону, а по революционным соображениям» [2, c. 52].

На третьем этапе происходит интериоризация ценностей и законов, принимается кодекс, регламентирующей поведение людей. На данном этапе законодательно закрепляется статус судей и принимается основной закон государства, в котором провозглашаются принципы судебной власти.

Основы существующей системы судоустройства были заложены в принятой в 1991 году Концепции судебной реформы. Ее авторы смогли довольно четко сформулировать цели и направления реформирования внутренней организации судебной власти. В коренной перестройке, по мнению авторов Концепции, нуждалась не только сама судебная система, но и связанные с ней институты. Авторы Концепции судебной реформы были намерены поднять социальный и правовой статус судебной власти, обеспечить реальную ее независимость от других государственных структур [7, c. 58].

Принятие Концепции судебной реформы стимулировало научный интерес к этой теме. Внимание исследователей привлекло как само понятие судебной власти и правосудия, так и принципы их осуществления, структура судебной системы и перспективы ее развития. В центре внимания оказалась и сама судебная реформа в России. Согласно основному закону государства, судебная власть провозглашается независимой и представлена совокупностью органов — судов, образующих судебную систему Российской Федерации. Судебная власть в рамках установленных законом процедур самостоятельно и независимо от других государственных органов реализует властные полномочия по рассмотрению и разрешению юридических споров.

Институционализация судебной власти продолжилась и в начале нового тысячелетия. В ходе судебной реформы, начавшейся в 1991 году, последовательно изменяются существовавшие ранее органы судебной власти, возникают новые органы, властные и правовые институты. Одним из них стал созданный в 2013 году Суд по интеллектуальным правам. Создание такого органа отвечало потребностям общества, столкнувшегося с резким скачком в развитии информационных технологий и актуализацией вопросов защиты интеллектуальной собственности.

Вопросам судебной власти посвящено достаточно большое количество исследований. Дискуссия о значении, содержании и сути судебной власти, ее взаимодействии с другими ветвями власти ведется достаточно активно, что видно по количеству научных публикаций, в которых авторы рассматривают этот институт с различных позиций. Необходимо сразу же отметить, что судебная власть, как и любая другая государственная власть, имеет свои символы, о чем прямо указывается в действующем законодательстве: на здании судов устанавливается Государственный флаг Российской Федерации, а в зале судебных заседаний помещаются изображение Государственного герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской Федерации, и это подчеркивает ее особую значимость [2, c. 63].

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ. Часть 2 этой же статьи устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Эти положения более подробно раскрываются в ст. 32 Конституции Российской Федерации. Но вместе с тем форма участия народа в реализации судебной власти является принципиально иной по сравнению с осуществлением власти через органы государственного и муниципального управления [3].

Эта форма реализуется посредством права граждан на участие в отправлении правосудия, в соответствии с ч. 5 ст. 32 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». При этом ч. 2 этой статьи говорит о том, что участие в отправлении правосудия является гражданским долгом, что, несомненно, поднимает на более высокий уровень само право на участие в осуществлении правосудия, поскольку в этом находят свое подтверждение ранее высказанные мнения о том, что суд является социальным институтом [5].

Необходимо отметить, что современное российское законодательство, регулирующее судебную деятельность, не разъясняет, что следует понимать под судебной властью, на что указывает Ю. А. Лукичев: «Следует отметить, что четкого правового определения термина «судебная власть» в российском законодательстве пока нет. Поэтому в некоторых работах, посвященных правоохранительным органам, термин «судебная власть» трактуется исходя из различных оснований — либо функциональных (как полномочия), либо институциональных (как система судебных органов или конкретный суд)» [4, c. 25]. Это замечание является справедливым, поскольку российскому законодательству в сфере регулирования судебной деятельности в значительной мере свойствен декларативный подход. Так, например, ст. 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» называется «Судебная власть». В ней законодатель, не раскрывая, что следует понимать под судебной властью, указывает, кем осуществляется судебная власть в Российской Федерации, декларирует самостоятельность судебной власти и ее независимость от законодательной и исполнительной власти, а также перечисляет виды судопроизводства, посредством которых осуществляется судебная власть [5]. При этом по неясной причине в этот перечень не вошло арбитражное судопроизводство, несмотря на то что в ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации указанный вид судопроизводства присутствует [3]. По всей видимости, в данном случае мы имеем дело с недоработкой со стороны законодателя, которая до настоящего времени не устранена.

Полномочия судов всегда зависят от их места в судебной иерархии. Так, например, у мирового судьи одни полномочия, у судьи суда субъекта Федерации — другие.

Основное назначение судов — осуществление правосудия, как при рассмотрении дел по существу, так и при рассмотрении материалов и осуществлении судебного контроля на всех стадиях процесса. Как справедливо было отмечено Т. К. Рябининой, единственной юрисдикционной функцией судебной власти является правосудие, заключающееся в разрешении судом в рамках предоставленных ему властных полномочий, в процедуре, установленной законом, путем применения общих норм права к конкретным жизненным ситуациям правовых споров и вопросов, отнесенных Конституцией РФ и федеральным отраслевым законодательством к компетенции суда [6, c. 102].

Таким образом, судебная власть, в отличие от других ветвей власти, является особым институтом, наделенным специфическими полномочиями, задача которого заключается в осуществлении правосудия как вида государственной деятельности.

Литература:

  1. Дудко, И. А. Конституционные основы судебной власти: курс лекций и практикум / И. А. Дудко, Н. А. Марокко, Ю. К. Макеева. — Москва: ИОП РГУП, 2023. — 288 с.
  2. Колоколов, Н. А. Судебная власть как общеправовой феномен: автореферат дис.... доктора юридических наук: 12.00.01 / Нижегор. акад. МВД России. — Нижний Новгород, 2006. — 52 с.
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru, (дата обращения: 26.10.2024)
  4. Правоохранительные органы: курс лекций и учебно-методические материалы / Под ред. Ю. А. Лукичева. — Санкт-Петербург: Астернон. 2020.– 336 с.
  5. Российская Федерация. Законы. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022): Принят Государственной Думой 23 октября 1996 года: Одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 года // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru, (дата обращения: 16.10.2024)
  6. Рябинина, Т. К. Реализация судебной власти на стадии подготовки уголовного дела к судебному заседанию: теория и правоприменение: диссертация... доктора юридических наук: 12.00.09. — Курск, 2021. — 545 с.
  7. Цечоев, В. К. История органов и учреждений юстиции России: учебник для вузов / В. К. Цечоев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 421 с.
  8. Батоболотова, Е. Б. Судебная власть в системе общественных отношений / Е. Б. Батоболотова. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://zabgu.ru/files/html_document/pdf_files/fixed/Batobolotova_Ekaterina/Dissertaciya_Batobolotovoj_E.B..pdf (дата обращения: 27.10.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): судебная власть, Российская Федерация, Россия, судебная реформа, судебная система, орган, осуществление правосудия, государственная власть, Государственный флаг, российское законодательство.


Ключевые слова

судебная власть, реформа судебной власти, полномочия судов

Похожие статьи

Задать вопрос