Статья посвящена исследованию особенностей правового статусаиностранных лиц в российском гражданском процессе, их правам и обязанностям.
Ключевые слова: иностранные лица, гражданский процесс, гражданская процессуальная правоспособность, реторсия, место жительства .
The article is devoted to study of the peculiarities of the legal status of foreign persons in the Russian civil procedure, their rights and obligations.
Keywords: foreign persons, civil procedure, civil procedural capacity, retorsion, place of residence.
Правовой статус иностранных лиц в российском гражданском процессе имеет свои особенности, которые обуславливаются как нормами российского законодательства, так и международными правовыми нормами. Эти особенности касаются как прав и обязанностей иностранных граждан и организаций, так и процедурных аспектов их участия в судебных разбирательствах.
В российском гражданско-процессуальном законодательстве гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства установлена ст. 399 ГПК РФ, а процессуальная правоспособность иностранной организации и международной организации установлена в ст. 400 ГПК РФ.
Согласно указанным нормам гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства, гражданская процессуальная правоспособность организаций определяются их личным законом.
Личным законом иностранного гражданина является право страны, гражданство которой гражданин имеет, а для организаций — право страны, в которой организация была учреждена, что и определяет правоспособность данной организации.
Личным законом бипатрида выступает российское право в случаях, когда одно из гражданств бипатрида является российским. В случае отсутствия российского гражданства у бипатрида, его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства.
Личным законом апатрида выступает право страны, в которой апатрид имеет место жительства. В случае, если апатрид проживает в России, его личным законом считается российское право.
Стоит отметить, что данные положения содержатся и более широко конкретизируются также в Гражданском кодексе Российской Федерации в ст. 1195, ст. 1202. [1]
Важно подчеркнуть, что ГК РФ в гл. 67 устанавливает право, подлежащее применению при определении правового положения лиц.
Безусловно, «в отношениях с иностранным элементом российские суды для определения статуса иностранного лица в любом случае применяют и используют иностранное право исходя как из ГК РФ, так и из международных договоров» [2]. Практика заключения международных договоров, в которых отражены эти положения, распространена [3].
На практике «юридический статус иностранного лица подтверждается выпиской из торгового реестра страны происхождения или другого эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного лица в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного места жительства; статус иностранного физического лица подтверждается документами, выданными ему в соответствующем государстве» [2].
Таким образом, иностранные граждане и организации обладают правоспособностью и дееспособностью в полном объеме. Они могут выступать как истцы, ответчики, а также третьи лица в гражданских процессах наравне с российскими гражданами и юридическими лицами.
Что касается процессуальных прав и обязанностей иностранных лиц, они закреплены в ст. 398 ГПК РФ. Так, согласно ч. ч. 1, 2, 3 ст. 398 ГПК РФ «иностранные лица имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов; иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями; производство по делам с участием иностранных лиц осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами» [5].
Также отметим, что иностранные лица могут участвовать в суде не только в качестве истцов, ответчиков и заявителей. Формой защиты их прав может быть и участие в качестве третьих лиц либо заинтересованных лиц.
Следует также отметить, что в гражданском процессе предусмотрены ответные меры ограничений в отношении иностранных лиц, которые называются реторсиями.
Реторсия в гражданском процессе может рассматриваться как ответная реакция на неблагоприятные действия другого государства, которые могут затрагивать права и законные интересы российских граждан и юридических лиц.
В соответствии с ч. 4 ст. 398 ГПК РФ «Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций» [5].
Следует отметить, что реторсии могут быть установлены и международными правовыми актами.
Реторсии могут включать меры, направленные на ограничение прав иностранных лиц или обеспечения условий, при которых такие лица не могут воспользоваться определенными правами, например, в случае, если другое государство не выполняет свои обязательства по международным соглашениям.
На наш взгляд, реторсии в условиях современной реальности играют большое практическое значение. В научной литературе верно отмечается, что «в современных реалиях, сложившихся на международной мировой платформе, реторсии и национализация по отношению к недружественным странам представляют собой сильнейший правовой механизм возмездия для защиты государственного суверенитета и недопущения попыток вражеского влияния на страну и ее многонациональный народ, который является единственным источником власти и носителем суверенитета Российской Федерации» [6].
Таким образом, реторсии в гражданском процессе России представляют собой важный инструмент защиты прав граждан и организаций в международных спорах, который предполагает принцип взаимности. Хотя прямое регулирование этой проблемы может быть ограниченным, постепенно происходит эволюция подходов к реторсиям через международные и внутренние правовые механизмы. Это делает данную тему актуальной в контексте глобализации и важности международного сотрудничества в правоприменении.
В заключении следует отметить, что законодательством Российской Федерации установлены некоторые особенности правового статуса иностранных лиц в гражданском процессе, а также регламентированы их права и обязанности. При этом права и обязанности иностранных лиц в гражданском процессе в целом схожи с правами и обязанностями граждан Российской Федерации.
Литература:
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 03.12.2001, N 49, ст. 4552.
- Гражданское процессуальное право: учебник: в 2 т. / Т. К. Андреева, С. Ф. Афанасьев, В. В. Блажеев и др.; под ред. П. В. Крашенинникова. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Статут, 2022. Т. 1: Общая часть. 550 с.
- См., напр.: «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» // «Собрание законодательства РФ», 24.04.1995, N 17, ст. 1472; Соглашение стран СНГ от 20.03.1992 «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество», N 4, 1992
- «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, N 46, ст. 4532
- См., напр.: «Венская конвенция о дипломатических сношениях» // Ведомости ВС СССР. 29 апреля 1964 г. N 18. Ст. 221; «Кодекс международного частного права (Кодекс Бустаманте 1928 года)" // Международное частное право. Сборник документов.- М.: БЕК, 1997. С. 3–40.
- Шапиро, М. А. Реторсии и правовой режим национализации в международном частном праве // Столыпинский вестник. 2023. № 7. С. 3855