В статье автор исследует особенности судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних,направленные на защиту прав и интересов молодых правонарушителей и на их реабилитацию, проблемные вопросы ювенальной юстиции.
Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, уголовный процесс, проблемы ювенальной юстиции .
Борьба с преступностью, совершенной несовершеннолетними, является важной задачей уголовного судопроизводства, так как в силу возраста, эмоциональной, духовной, интеллектуальной незрелости несовершеннолетние не всегда могут полноценно осуществлять защиту своих прав и законных интересов в уголовном процессе.
В Российской федерации нет законодательного акта, который бы регулировал конкретно производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, Существует только глава 50 в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее — УПК РФ), которая закрепляет основные положения и особенности производства по делам несовершеннолетних, направленные на защиту прав и интересов молодых правонарушителей, а также на их реабилитацию:
- Предмет доказывания, в который входит установление обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ, а также точного возраста несовершеннолетнего, условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровня психического развития и иных особенностей его личности; влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. В свою очередь, уголовно-процессуальный закон не конкретизирует, какие именно условия жизни и воспитания несовершеннолетних необходимо устанавливать при доказывании по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних. По смыслу данная норма содержит в себе обязательство в установлении криминологической характеристики совершенного преступления [5, с. 95].
- Применение в отношении несовершеннолетних принудительных мер воспитательного воздействия, возможность помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Индивидуальный подход к возможности применения в отношении несовершеннолетнего подсудимого меры воспитательного воздействия будет отвечать задачам и принципам уголовно-процессуального законодательства, а также соразмерности совершенному преступлению и личности несовершеннолетнего преступника [6, с. 156].
- Участие в следственном действии педагога или психолога. Нормы современного законодательства не разделяют педагога и психолога, а рассматривают их как единую фигуру. При этом ответственность выбора кого пригласить (педагога или психолога) возлагается на лицо, осуществляющее допрос несовершеннолетнего.
- Сокращение времени непрерывной продолжительности и максимального времени производства следственных действий в день [7, с. 42].
Ювенальная юстиция — это система, которая занимается правами и обязанностями несовершеннолетних, а также правонарушениями, совершенными ими. Несмотря на важность этой системы, она сталкивается с рядом проблем, которые требуют внимания и решения.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует система ювенальных судов, которые обеспечивали бы справедливое правосудие несовершеннолетних. В Российской Федерации, особые правила судопроизводства по делам несовершеннолетних приняты, а сами ювенальные суды отсутствуют.
Необходимо повышать профессиональную квалификацию и профессионализм судей, которые рассматривают и разрешают дела о преступлениях несовершеннолетних лиц, в том числе проводить обучение не только по вопросам права, а также по педагогике, социологии, психологии, применение ювенальных технологий и т. д. [4, с. 176]. Так как несовершеннолетние обладают рядом особенностей, то судьям необходимо охватывать широкий спектр знаний, который поможет им в эффективном взаимодействии с несовершеннолетними.
Таким образом, несмотря на действующее современное законодательство и первые сдвиги по совершенствованию ювенальной юстиции, процессуальное положение несовершеннолетних постепенно улучшается, но, тем не менее, еще есть над чем работать в данном направлении.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. ст. 2954.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред.от 29.05.2024) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. ст. 4921.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 24.06.2023) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. ст. 198.
- Климова И. А. Проблемы ювенальной юстиции в системе законодательства Российской Федерации XXI века / И. А. Климова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 175–177. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82875/ (дата обращения: 06.10.2024).
- Потехин М. С. Некоторые вопросы об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности / М. С. Потехин // Научный журнал. — 2018. — № 4(27). — С. 95–96. / 7, с. 95
- Солодовников С. А., Уткин В. А., Антонян Е. А. Криминология и предупреждение преступлений: учебник / С. А. Солодовников, В. А. Уткин, Е. А. Антонян [и др.]. — Москва: Юнити-Дана, 2020. — 335 с.
- Тинякова Е. А. Проблемы исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних / Е. А. Тинякова; Московский финансово-промышленный университет «Синергия». — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. — 104 с.