Правовые основы функционирования современной отечественной системы предупреждения преступности несовершеннолетних | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

LXXXV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2024)

Дата публикации: 26.06.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Шуточкин, В. С. Правовые основы функционирования современной отечественной системы предупреждения преступности несовершеннолетних / В. С. Шуточкин. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 28-34. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/519/18611/ (дата обращения: 18.07.2024).



В статье автор исследует наиболее значимые проблемные вопросы действующего законодательства о пресечении и профилактики преступности несовершеннолетних лиц.

Ключевые слова: преступность, несовершеннолетний, уголовное законодательство, профилактика преступности несовершеннолетних, органы системы профилактики.

Преступность несовершеннолетних в действующих законодательных актах характеризуется, как совокупность преступлений, совершенных лицами, достигшими возраста уголовной ответственности 14–17 лет, совершивших их на определенной территории (город, район, область, страна) за конкретный период времени (месяц, квартал, год, пять лет и т. д.) с количественно-качественными характеристиками.

Правовые основы функционирования современной отечественной системы предупреждения преступности несовершеннолетних регламентированы в отдельных законодательных актах, которые основываются на Конституции Российской Федерации (далее РФ).

Правовым актом, который гласит о повышении социальной значимости института семьи, совершенствовании системы государственной поддержки семей с детьми, организации воспитательной работы с обучающимися, является Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года. В Концепции дан перечень задач, и одной из первых, является задача по снижению количества правонарушений, совершённых несовершеннолетними, в том числе повторных. Кроме того, концепцией определен перечень мер, обеспечивающих снижение и профилактику числа совершенных несовершеннолетними противоправных деяний, в которые входит организация работы с несовершеннолетними, уже нарушившими предписания закона, оказание помощи несовершеннолетним в позитивном изменении социальной микросреды, в которой они находятся, и их самих.

Анализ регламентируемого Концепцией перечня мер снижения преступности несовершеннолетних показал, что основной уклон законодателем делается на необходимость усиления работы органов и систем профилактики преступности несовершеннолетних, при этом не оказывая последним поддержки способом введения новых законодательно закрепленных мер воздействия на несовершеннолетних, преступивших уголовное законодательство. Остается актуальной, требующей рассмотрения проблема выработки отдельного законодательного акта, регламентирующего нормы воздействия и профилактики, на несовершеннолетних совершивших преступное деяние.

Характеризуя уголовно — правовые меры воздействия на несовершеннолетних, преступивших уголовный закон, необходимо ссылаться на Уголовный кодекс РФ, в котором главой 14, определены особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Изученный перечень имеющихся современных исследований по вопросу правовых пробелов в действующем уголовном законе в отношении несовершеннолетних преступников, дает основание говорить о их значительном числе, и необходимости выделения наиболее важных проблем.

Одна их проблем, это возрастающее в настоящее время число общественно-опасных деяний, то есть преступлений, совершенных лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности, 16 лет (кроме категории тяжких преступлений, за которые ответственность наступает с 14 лет).

По информации Министерства внутренних дел РФ в период 2023 года на территории нашей страны несовершеннолетними совершено 14 399 (в аналогичном периоде предыдущего 2022 года — 12 736) общественно опасных деяний. По итогам двух лет идет рост числа таких преступлений, совершенных подростками возрастной категории до 16 лет. В числе указанных общественно-опасных деяний (преступлений) на первые позиции выходят совершенные несовершеннолетними кражи, грабежи, причинение средних и тяжких телесных повреждений потерпевшему лицу, мошенничество, завладение чужим имуществом, угоны транспортных средств.

На территории Амурской области, по сведениям Управления Министерства внутренних дел РФ, эта категория преступности несовершеннолетних лиц, имеет следующие показатели роста преступности несовершеннолетних лиц, до достижения возраста 16 лет, на территории Амурской области, изображенные на рис. 1.

Удельный вес совершенных несовершеннолетними (до 16 лет) преступлений на территории Амурской области

Рис. 1. Удельный вес совершенных несовершеннолетними (до 16 лет) преступлений на территории Амурской области

Проведенный анализ статистических показателей позволяет сделать вывод о имеющемся росте совершенных несовершеннолетними не достигшими возраста уголовной ответственности преступных деяний, и образовавшейся в настоящее время необходимости пересмотра уголовных норм в части снижения возраста уголовной ответственности несовершеннолетних, начиная с 14 лет не только по тяжким преступлениям, но и по другим более легким составам преступлений. Снижение возраста уголовной ответственности на законодательном уровне, позволит правоприменителю использовать вес спектр мер уголовно-правового характера в отношении рассматриваемой категории несовершеннолетних лиц, что, как ожидается, в последующем позволит снизить число совершенных указанным контингентом подростков противоправных деяний.

Среди действующих правовых норм предупреждения преступности несовершеннолетних необходимо отметить ряд Федеральных законов, действующих на территории нашей страны.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее- ФЗ № 120) регламентирует весь действующий в настоящее время перечень мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними. Кроме того, Законом регламентирован перечень органов и систем профилактики преступности несовершеннолетних, задачи и направления их деятельности по предупреждению преступности несовершеннолетних.

В соответствии со статьей 1 анализируемого Федерального закона индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. В статьях 6, 7, 8 приведены соответственно основания проведения индивидуальной профилактической работы, ее сроки и права лиц, в отношении которых данная работа проводится.

Остается открытым вопрос о необходимости введения ответственности для лиц, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работы, и которые не соблюдают данные им законные и обоснованные рекомендации.

Изучение положений ФЗ № 120 также указало на отсутствие в нем направлений профилактической работы с учетом каждой возрастной категории несовершеннолетних. Такая градация, по нашему мнению, актуальна, по причине подбора более эффективных мер воздействия к несовершеннолетним, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития, которые на каждой возрастной ступени должны быть подобраны с учетом психофизиологических особенностей несовершеннолетних.

Все вышеуказанные проблемы напрямую говорят о необходимости пересмотра, дополнительных исследований, последующих внесений изменений в рассматриваемый Закон.

В рамках изучения вышеуказанного законодательства компетентного в вопросах профилактики преступности несовершеннолетних отмечено, что структурами, заинтересованными в пресечении совершения несовершеннолетними преступных деяний, являются органы и системы профилактики к которым относят: органы прокуратуры, органы территориальных МВД, специалистов управлений образования, комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, специалистов здравоохранения, сотрудников противопожарной безопасности, специалистов центров занятости населения, специалистов социальных служб.

Вышеперечисленный перечень специалистов разных ведомств уполномоченных проводить профилактику с несовершеннолетними, имеют свои подведомственные нормативно-правовые акты, которые регламентируют им цели, задачи, направления, меры воздействия на несовершеннолетних преступающих уголовный закон в соответствии с наделенными им полномочиями.

Данный факт дает основание полагать об отсутствии единых целенаправленных, общепринятых и эффективных мер целью недопущения совершения несовершеннолетним лицом преступного деяния, в том числе повторного. Сегодня крайне необходима выработка пошаговой методической инструкции общей для всех заинтересованных ведомств, с принятием последовательных мер профилактического воздействия на несовершеннолетних склонных к совершению преступлений, и несовершеннолетних, преступивших уголовный закон.

Все сказанное еще раз подтверждает необходимость реформирования действующих правовых основ функционирования современной отечественной системы предупреждения преступности несовершеннолетних.

Литература:

  1. Биченова А. Р. Пенитенциарная преступность несовершеннолетних: детерминанты и меры предупреждения // Евразийский юридический журнал. — 2017. — № 6. — С. 172–173.
  2. Вележев С. И. Проблема предупреждения преступности среди несовершеннолетних // Вестник СЮИ. — 2018. — № 4. — С. 28–31.
  3. Зайко Т. М. Меры борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи: правовой и психолого-криминологический аспекты: монография. — Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. — 85 с.
  4. Мальцева Л. В. Преступность среди несовершеннолетних и ее предупреждение // Общество: политика, экономика, право. — 2021. — № 4. — С. 102–105.
  5. Настольная книга инспектора по делам несовершеннолетних: метод. пособие / под ред. С. И. Гирько. — М: Объединенная редакция МВД России, 2014. — 768 с.
  6. Печерцева О. Н. Преступность несовершеннолетних: мотивы, особенности правового регулирования, профилактика // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». — 2022. — № 3, — С. 40–45.
  7. Рыжова О. А. Особенности преступности несовершеннолетних и меры профилактики в современных условиях // Наука. Общество. Государство. — 2020. — № 2. — С.131–141.
  8. Саблина Л. С. Криминогенное поведение несовершеннолетних. Спб: Университет, 2016. 320 с.
  9. Титова А. И. Преступность несовершеннолетних: состояние и динамика // Молодой ученый. — 2018. — № 34. — С. 64–66.