Налогообложение рекламной деятельности в РФ: вопросы теории и практики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (540) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 13.10.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Савина, О. Н. Налогообложение рекламной деятельности в РФ: вопросы теории и практики / О. Н. Савина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — URL: https://moluch.ru/archive/540/118301/ (дата обращения: 16.10.2024).

Препринт статьи



В статье исследованы теоретические вопросы налогообложения рекламной деятельности, а также их реализация на практике. Выделены особенности начисления налогов на продукты рекламной деятельности в отечественной практике при отсутствии «налога на рекламу» в положениях современного НК РФ, сделан вывод о целесообразности закрепления «налога на рекламу» в качестве федерального налога.

Ключевые слова: рекламная деятельность, реклама, налог, налогообложение, федеральный налог.

Функционирование современного общества и государства невозможно представить без особой деятельности — рекламной деятельности, которая выступает одной из мер для продвижения любого товара. В нашей стране реклама имеет специализированное законодательство, которое регулирует данную деятельность [2].

Рекламная деятельность, как и многие другие виды экономической деятельности, является объектом получения доходов, в связи, с чем она подлежит учету, а, следовательно, предполагает уплату налога ввиду её реализации.

Несмотря на это, на сегодняшний день «налог на рекламу» отсутствует в положениях Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) [1], что вызывает некоторые дискуссии, однако, это не означает отсутствие налогообложения в данной сфере в целом.

В настоящее время одним из распространённых видов рекламы является реклама в сети Интернет. Так, субъекты активно применяют рекламу в социальных сетях, в виде баннеров, рекламных объявлений, тизерных блоков на различных сайтах.

Несмотря на отсутствие «налога на рекламу», особенности учета рекламных мероприятий с использованием Интернет-технологий изложены в п. 2 ч. 4 ст. 264 НК РФ. При этом издержки не нормируются, а полностью учитываются в расходы, однако, возникают проблемы, когда необходимо предоставить факт понесенных расходов.

Одним из вариантов доказательств таких расходов будет следующий пакет документов:

— договор об оказании услуг;

— скриншоты с рекламой;

— акты об оказанных услугах.

При продвижении товаров или услуг может использоваться такая реклама как предоставление необходимой информации из поисковой системы по запросу определенного пользователя.

Согласно действующему законодательству, такой вид рекламы не будет попадать под законодательное определение рекламы.

Осуществление торговой деятельности в сети Интернет с использованием рекламы предполагает, что издержки на создание и обслуживания учитываются не в качестве рекламных, а как прочие расходы, которые связаны с основным видом деятельности, однако, можно принять расходы в состав рекламных, в случае если имеющийся сайт не перешел в исключительные права организации.

Зачастую также возникает вопрос нормируемости учета расходов на конкретный вид рекламы.

В гл. 25 НК РФ отсутствует данное положение, что вполне соотносится с отсутствием в положениях гл. 2 НК РФ «налога на рекламу», однако, обращаясь к судебной практике, необходимо отметить, что во многом суды устанавливают правомерность налогообложения для рекламы.

Так, из решения Арбитражного суда Московской области № А41–55142/22 от 20.12.2022 [3] следует, что в данном деле был рассмотрен вопрос о нормировании понесенных затрат на рекламу в брошюрах торговых сетей. ООО «Русский винодел» отнесло расходы на рекламу в брошюрах как не нормируемые. Когда как ФНС посчитало, что данный вид расходов необходимо отнести к нормируемым. Однако суд вынес решению в пользу налогового органа, поскольку рекламная продукция была изготовлена третьим лицом.

Несмотря на отсутствие «налога на рекламу», рекламная деятельность сопряжена с начислением НДС, например, при вручении подарков и призов. Фактически предприятие несет расходы, однако налоговые органы считают (Письмо Минфина России от 05.07.04 № 03–1-08/1484/18@), что необходимо также учитывать подарки и призы с начислением НДС.

Анализ публикаций на данную тему показывает неоднозначность в этом вопросе [4]. Так, передача призов и подарков вне рекламной акции на безвозмездной основе облагается НДС.

При этом начисленные суммы НДС, в процессе производства или покупки призов для проведения рекламных акций необходимо отнести к нормируемым расходам. Например, при расчете налога на прибыль нормируемая сумма расходов на рекламу будет составлять 1 % от выручки. Следовательно, если объем выручки предприятия составляет 5000 тыс. руб., то 1 % нормируемых расходов на рекламную акцию в виде призов будет равен 50 тыс. руб., где 10 тыс. руб. можно будет принять к вычету.

Также возникает вопрос при передаче будущим или потенциальным покупателям других рекламных продуктов как каталоги, брошюры, буклетов. В результате таких действий эти продукты переходят в собственность покупателей. В связи с этим возникает вопрос уплаты НДС.

В случае если сам продавец самостоятельно осуществляет рассылку рекламных товаров, а также иных материалов, где содержится предложение о покупке товара или услуги предприятия, то возникает необходимость уплаты НДС в общем порядке.

В иной ситуации если подобное предложение происходит через организацию посредника, которая производит рекламные продукты, то в данном случае нет необходимости учитывать эти расходы у заказчика.

В качестве причин можно выделить следующее:

— заказчик никак сам не передает свои рекламные продукты, когда исполнитель не принимает их в свою собственность. Рекламные продукты создаются с целью выполнения возникших обязательств перед предприятием-заказчиком;

— в условиях договора могут быть так сформулировано, что неизвестно какой объема материалов, товаров было реально безвозмездно отдано потенциальным или будущим покупателям, а также понять их реальную рыночную стоимость.

Таким образом, обобщив изложенное, следует отметить, что отсутствие в положениях «налога на рекламу» влечёт за собой спорные вопросы относительно начисления налогов на продукты рекламной деятельности и сопряженные с ней услуги.

Ситуация осложняется ввиду активного развития рекламной деятельности в сети Интернет, что актуализирует целесообразность введения данного налога в качестве федерального в положения ст. 13 НК РФ.

Отсутствие данного налога негативным образом сказывается на функционировании всего государства, поскольку значительная сумма не попадает в бюджет, несмотря на то что к общей деятельности налогоплательщика могут применяться иные виды налогов.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон Рос. Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ с изм. и доп. от 08 августа 2024 г. № 335-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1998. — № 31. — Ст. 3824; 2024. — № 33. — Ст. 4955. — Текст: непосредственный.
  2. О рекламе: федер. закон Рос. Федерации от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ с изм. и доп. от 08 августа 2024 г. № 221-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2006. — № 12. — Ст. 1232; 2024. — № 33. — Ст. 4917. — Текст: непосредственный.
  3. Решение Арбитражного суда Московской области № А41–55142/22 от 20.12.2022: официальный сайт. — URL: https://kad.arbitr.ru/Card/b0563d8a-6348–42ea-9b9d-796fdb09d9e6 (дата обращения: 12.09.2024). — Текст: электронный.
  4. НДС при безвозмездной передаче товаров в рекламных целях учитываем в расходах: официальный сайт. — URL: https://www.buhgalteria.ru/article/nds-pri-bezvozmezdnoy-peredache-tovarov-v-reklamnykh-tselyakh-razreshili-uchest-v-raskhodakh-v-prede?ysclid=lzssnm8jl7540696613(дата обращения: 12.09.2024). — Текст: электронный.


Задать вопрос