Налогообложение рекламной деятельности в РФ: вопросы теории и практики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (540) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 13.10.2024

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Савина, О. Н. Налогообложение рекламной деятельности в РФ: вопросы теории и практики / О. Н. Савина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — С. 214-215. — URL: https://moluch.ru/archive/540/118301/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье исследованы теоретические вопросы налогообложения рекламной деятельности, а также их реализация на практике. Выделены особенности начисления налогов на продукты рекламной деятельности в отечественной практике при отсутствии «налога на рекламу» в положениях современного НК РФ, сделан вывод о целесообразности закрепления «налога на рекламу» в качестве федерального налога.

Ключевые слова: рекламная деятельность, реклама, налог, налогообложение, федеральный налог.

Функционирование современного общества и государства невозможно представить без особой деятельности — рекламной деятельности, которая выступает одной из мер для продвижения любого товара. В нашей стране реклама имеет специализированное законодательство, которое регулирует данную деятельность [2].

Рекламная деятельность, как и многие другие виды экономической деятельности, является объектом получения доходов, в связи, с чем она подлежит учету, а, следовательно, предполагает уплату налога ввиду её реализации.

Несмотря на это, на сегодняшний день «налог на рекламу» отсутствует в положениях Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) [1], что вызывает некоторые дискуссии, однако, это не означает отсутствие налогообложения в данной сфере в целом.

В настоящее время одним из распространённых видов рекламы является реклама в сети Интернет. Так, субъекты активно применяют рекламу в социальных сетях, в виде баннеров, рекламных объявлений, тизерных блоков на различных сайтах.

Несмотря на отсутствие «налога на рекламу», особенности учета рекламных мероприятий с использованием Интернет-технологий изложены в п. 2 ч. 4 ст. 264 НК РФ. При этом издержки не нормируются, а полностью учитываются в расходы, однако, возникают проблемы, когда необходимо предоставить факт понесенных расходов.

Одним из вариантов доказательств таких расходов будет следующий пакет документов:

— договор об оказании услуг;

— скриншоты с рекламой;

— акты об оказанных услугах.

При продвижении товаров или услуг может использоваться такая реклама как предоставление необходимой информации из поисковой системы по запросу определенного пользователя.

Согласно действующему законодательству, такой вид рекламы не будет попадать под законодательное определение рекламы.

Осуществление торговой деятельности в сети Интернет с использованием рекламы предполагает, что издержки на создание и обслуживания учитываются не в качестве рекламных, а как прочие расходы, которые связаны с основным видом деятельности, однако, можно принять расходы в состав рекламных, в случае если имеющийся сайт не перешел в исключительные права организации.

Зачастую также возникает вопрос нормируемости учета расходов на конкретный вид рекламы.

В гл. 25 НК РФ отсутствует данное положение, что вполне соотносится с отсутствием в положениях гл. 2 НК РФ «налога на рекламу», однако, обращаясь к судебной практике, необходимо отметить, что во многом суды устанавливают правомерность налогообложения для рекламы.

Так, из решения Арбитражного суда Московской области № А41–55142/22 от 20.12.2022 [3] следует, что в данном деле был рассмотрен вопрос о нормировании понесенных затрат на рекламу в брошюрах торговых сетей. ООО «Русский винодел» отнесло расходы на рекламу в брошюрах как не нормируемые. Когда как ФНС посчитало, что данный вид расходов необходимо отнести к нормируемым. Однако суд вынес решению в пользу налогового органа, поскольку рекламная продукция была изготовлена третьим лицом.

Несмотря на отсутствие «налога на рекламу», рекламная деятельность сопряжена с начислением НДС, например, при вручении подарков и призов. Фактически предприятие несет расходы, однако налоговые органы считают (Письмо Минфина России от 05.07.04 № 03–1-08/1484/18@), что необходимо также учитывать подарки и призы с начислением НДС.

Анализ публикаций на данную тему показывает неоднозначность в этом вопросе [4]. Так, передача призов и подарков вне рекламной акции на безвозмездной основе облагается НДС.

При этом начисленные суммы НДС, в процессе производства или покупки призов для проведения рекламных акций необходимо отнести к нормируемым расходам. Например, при расчете налога на прибыль нормируемая сумма расходов на рекламу будет составлять 1 % от выручки. Следовательно, если объем выручки предприятия составляет 5000 тыс. руб., то 1 % нормируемых расходов на рекламную акцию в виде призов будет равен 50 тыс. руб., где 10 тыс. руб. можно будет принять к вычету.

Также возникает вопрос при передаче будущим или потенциальным покупателям других рекламных продуктов как каталоги, брошюры, буклетов. В результате таких действий эти продукты переходят в собственность покупателей. В связи с этим возникает вопрос уплаты НДС.

В случае если сам продавец самостоятельно осуществляет рассылку рекламных товаров, а также иных материалов, где содержится предложение о покупке товара или услуги предприятия, то возникает необходимость уплаты НДС в общем порядке.

В иной ситуации если подобное предложение происходит через организацию посредника, которая производит рекламные продукты, то в данном случае нет необходимости учитывать эти расходы у заказчика.

В качестве причин можно выделить следующее:

— заказчик никак сам не передает свои рекламные продукты, когда исполнитель не принимает их в свою собственность. Рекламные продукты создаются с целью выполнения возникших обязательств перед предприятием-заказчиком;

— в условиях договора могут быть так сформулировано, что неизвестно какой объема материалов, товаров было реально безвозмездно отдано потенциальным или будущим покупателям, а также понять их реальную рыночную стоимость.

Таким образом, обобщив изложенное, следует отметить, что отсутствие в положениях «налога на рекламу» влечёт за собой спорные вопросы относительно начисления налогов на продукты рекламной деятельности и сопряженные с ней услуги.

Ситуация осложняется ввиду активного развития рекламной деятельности в сети Интернет, что актуализирует целесообразность введения данного налога в качестве федерального в положения ст. 13 НК РФ.

Отсутствие данного налога негативным образом сказывается на функционировании всего государства, поскольку значительная сумма не попадает в бюджет, несмотря на то что к общей деятельности налогоплательщика могут применяться иные виды налогов.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон Рос. Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ с изм. и доп. от 08 августа 2024 г. № 335-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1998. — № 31. — Ст. 3824; 2024. — № 33. — Ст. 4955. — Текст: непосредственный.
  2. О рекламе: федер. закон Рос. Федерации от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ с изм. и доп. от 08 августа 2024 г. № 221-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2006. — № 12. — Ст. 1232; 2024. — № 33. — Ст. 4917. — Текст: непосредственный.
  3. Решение Арбитражного суда Московской области № А41–55142/22 от 20.12.2022: официальный сайт. — URL: https://kad.arbitr.ru/Card/b0563d8a-6348–42ea-9b9d-796fdb09d9e6 (дата обращения: 12.09.2024). — Текст: электронный.
  4. НДС при безвозмездной передаче товаров в рекламных целях учитываем в расходах: официальный сайт. — URL: https://www.buhgalteria.ru/article/nds-pri-bezvozmezdnoy-peredache-tovarov-v-reklamnykh-tselyakh-razreshili-uchest-v-raskhodakh-v-prede?ysclid=lzssnm8jl7540696613(дата обращения: 12.09.2024). — Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): рекламная деятельность, реклама, РФ, расход, вид рекламы, начисление НДС, положение, продукт, рекламная акция, федеральный налог.


Похожие статьи

Правовые аспекты регулирования рекламной деятельности

В данной статье рассматривается законодательное регулирование рекламной деятельности в РФ. Исследуется понятие рекламы, ее виды, субъекты рекламной деятельности, содержание и требования к рекламной деятельности. Проводится обзор судебной практики по ...

Экономическая сущность налога на прибыль и его место в налоговой системе

В статье исследована экономическая сущность налога на прибыль организаций и его роль в налоговой системе. Рассмотрена история развития и реформирования исследуемого налога. Проведен анализ поступлений налога в консолидированный бюджет РФ.

Этапы возникновения, становления и развития нормативно-правового регулирования налогообложения добавленной стоимости в России

В статье автор анализирует вопросы, связанные с предпосылками возникновения НДС в налоговой системе России в 1992 году, развитием и становлением данного налога, перспективами НДС в налоговой системе России.

Формирование понятия «злоупотребление правом» в налоговых правоотношениях

В статье раскрывается понятие «злоупотребление правом» в налоговых правоотношениях. Определяется необходимость легализации данного принципа в законодательстве, регулирующем налоговые правоотношения. Раскрываются этапы внедрения данного понятия в зако...

Совершенствование налогообложения в российских коммерческих организациях

Статья посвящена изучению вопросов налогообложения коммерческих организаций в Российской Федерации, рассматриваются их особенности и порядок налогообложения, приведена классификация налогов в реальное время, предложены вероятные направленности улучше...

Налогообложение коммерческих организаций

В данной статье проанализированы теоретические основы налогообложения, показана система налогообложения коммерческих организаций в Российской Федерации, затронут вопрос, связанный с выбором наиболее лучших систем налогообложения для коммерческих орга...

Имущественное налогообложение: нововведения и тенденции

В статье анализируются последние нововведения в отношении имущественного налогообложения юридических лиц и физических лиц, в результате чего выделяются проблемы в данной области и основные тенденции.

К вопросам налогообложения страховой деятельности в Российской Федерации

В статье рассмотрено налогообложение страховой деятельности. Целью исследования является рассмотрение конкретных налогов и сборов, которые установлены налоговым законодательством России по отношению к страховой деятельности. В заключение делается выв...

Налог на доходы физических лиц: механизм расчета, проблемы и перспективы развития

В данной статье рассматривается практика применения подоходного налога в России, его механизмам исчисления. Приводятся определения основным понятиям, связанным с НДФЛ из законодательных источников. Дается оценка потенциалу развития подоходного налога...

Вопросы влияния образования страховых резервов на налог на прибыль страховых организаций

В статье рассмотрено образование страховых резервов страховой организации в разрезе влияния на налог на прибыль организации. Целью исследования является рассмотрение механизма образования страховых резервов и их влияние на налогообложение. В заключен...

Похожие статьи

Правовые аспекты регулирования рекламной деятельности

В данной статье рассматривается законодательное регулирование рекламной деятельности в РФ. Исследуется понятие рекламы, ее виды, субъекты рекламной деятельности, содержание и требования к рекламной деятельности. Проводится обзор судебной практики по ...

Экономическая сущность налога на прибыль и его место в налоговой системе

В статье исследована экономическая сущность налога на прибыль организаций и его роль в налоговой системе. Рассмотрена история развития и реформирования исследуемого налога. Проведен анализ поступлений налога в консолидированный бюджет РФ.

Этапы возникновения, становления и развития нормативно-правового регулирования налогообложения добавленной стоимости в России

В статье автор анализирует вопросы, связанные с предпосылками возникновения НДС в налоговой системе России в 1992 году, развитием и становлением данного налога, перспективами НДС в налоговой системе России.

Формирование понятия «злоупотребление правом» в налоговых правоотношениях

В статье раскрывается понятие «злоупотребление правом» в налоговых правоотношениях. Определяется необходимость легализации данного принципа в законодательстве, регулирующем налоговые правоотношения. Раскрываются этапы внедрения данного понятия в зако...

Совершенствование налогообложения в российских коммерческих организациях

Статья посвящена изучению вопросов налогообложения коммерческих организаций в Российской Федерации, рассматриваются их особенности и порядок налогообложения, приведена классификация налогов в реальное время, предложены вероятные направленности улучше...

Налогообложение коммерческих организаций

В данной статье проанализированы теоретические основы налогообложения, показана система налогообложения коммерческих организаций в Российской Федерации, затронут вопрос, связанный с выбором наиболее лучших систем налогообложения для коммерческих орга...

Имущественное налогообложение: нововведения и тенденции

В статье анализируются последние нововведения в отношении имущественного налогообложения юридических лиц и физических лиц, в результате чего выделяются проблемы в данной области и основные тенденции.

К вопросам налогообложения страховой деятельности в Российской Федерации

В статье рассмотрено налогообложение страховой деятельности. Целью исследования является рассмотрение конкретных налогов и сборов, которые установлены налоговым законодательством России по отношению к страховой деятельности. В заключение делается выв...

Налог на доходы физических лиц: механизм расчета, проблемы и перспективы развития

В данной статье рассматривается практика применения подоходного налога в России, его механизмам исчисления. Приводятся определения основным понятиям, связанным с НДФЛ из законодательных источников. Дается оценка потенциалу развития подоходного налога...

Вопросы влияния образования страховых резервов на налог на прибыль страховых организаций

В статье рассмотрено образование страховых резервов страховой организации в разрезе влияния на налог на прибыль организации. Целью исследования является рассмотрение механизма образования страховых резервов и их влияние на налогообложение. В заключен...

Задать вопрос