В данной статье авторы анализируют целевые направленности государственного управления. Приводятся примеры классификаций целевых направленностей государственного управления. Также рассматриваются целевые направления через функции государственного управления.
Ключевые слова: государственное управление, государственная политика, функции государственного управления.
Государственный аппарат функционирует в трех направлениях, принятых в международной системе: сфера управления; охрана правопорядка и внутренняя и внешняя безопасность.
Среди основных целевых направленностей государственного управления в научной литературе выделяются такие, как укрепление государства, стабилизация общественных отношений, защита государственного суверенитета (причём как внешнего, так и внутреннего). Путём осуществления государственного управления можно эффективно и оперативно претворять в жизнь различные направления государственной политики, будь то политика внешняя, внутренняя, экономическая, оборонная, социальная или какая-либо иная. Именно государственное управление можно назвать первоисточником, из которого проистекают такие важные аспекты деятельности государства, как поддержание законности, правопорядка, обеспечение социальной справедливости, защиты прав и интересов граждан, юридических лиц и общественных объединений.
Среди функций (целевых направленностей) государственного управления главнейшую роль играет непосредственно управленческая (руководящая) функция, так как остальные функции осуществляются при его помощи. Как писал известный учёный, политический деятель Карл Маркс, всякий непосредственный общественный и совместный труд нуждается в большей и меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованную работу [1].
В практическом применении наиболее часто проявляются три вида государственного управления: стратегическое; тактическое и стабилизирующее (регулирующее) [2].
Стратегическое госуправление характеризуется динамичностью. Оно предназначено для распределения определённых активов и инструментов во времени определённого периода. Такой вид государственного управления может именоваться долгосрочным управлением, что вполне соответствует его специфике. Для упомянутого вида государственного управления характерно прогнозирование возмущения контролируемых факторов.
Тактическое управление, в отличие от предыдущего вида, статическое и предназначено оно для реализации решений стратегического государственного управления вышестоящего уровня в реальном масштабе времени, т. е. на оперативных интервалах. Таким образом, тактическое государственное управление является своего рода моментной (или краткопериодичной) точкой стратегического госуправления.
Стабилизирующее государственное управление можно также назвать регулирующим. Его цель состоит в том, чтобы реализовать цели тактического управления, применительно к актуальным условиям существующей реальности. Справедливо утверждение о том, что стабилизирующее госуправление является инструментом, который позволяет адаптировать, применять вышестоящие уровни управления к конкретным ситуациям.
Функции госуправления детерминируют его целевые направленности, так как любая функция какой-либо сущности направлена на достижение определённой цели.
Рассматривая целевые направленности государственного управления через их функции, можно выделить социально-организационные и внутриорганизационные. Данная классификация целевых направленностей государственного управления детерминирована тем, что организационная структура управления имеет вертикально-горизонтальную структуризацию.
Социально-организационные функции государственного управления направлены на все многообразие общественных процессов, происходящих во внутригосударственной жизни. Эти функции позволяют реализовать назначение государства, заключённое в исполнении его обязанностей перед обществом.
Внутриорганизационные функции государственного управления, в сою очередь, имеют целью систематизацию и стимулирование динамического развития структур аппарата государства изнутри, как следует из названия.
В теории управления в числе наиболее значимых целевых направленностей выделяются следующие: организация, планирование, прогнозирование, мотивация, регулирование, контроль.
Организация понимается как целенаправленная функция управления, обеспечивающая политическую, экономическую, правовую, социально-психологическую, техническую и иную упорядоченность.
Функция планирования в государственном управлении выражается в постановке целей, определении необходимых для их достижения ресурсных затрат, способов и сроков, а также форм и методов поэтапного контроля за деятельностью объекта управления, силами которого достигается реализация планового задания. Планирование должно быть тесно увязано с прогнозированием. Функция прогнозирования в государственном управлении представляет собой выработку обоснованного суждения о будущем развитии общества или его вариантов, путей и сроков его достижения.
Мотивацию как управленческую функцию принято рассматривать применительно к ограниченным, локальным системам. Применительно к государственному управлению данная заключается в формулировке, познании мотивов деятельности людей и формирование в соответствии с ними действия по руководству системой.
Регулирование является важной целевой направленностью современного государственного управления. Государство путем издания законов, подзаконных, судебных и иных актов устанавливает определенные общие правила поведения участников общественных отношений, т. е. нормативно регулирует их.
Целевую направленность контроля в государственном управлении можно рассматривать с точки зрения упорядочения деятельности государственных структур и с точки зрения гармонизации общественных отношений. Функция контроля призвана обеспечивать дисциплину, законность, соблюдение режима деятельности и результативность субъектов и объектов государственного управления.
Подводя итог сказанному, можно процитировать блестящего представителя теории государственного управления профессора Г. В. Атаманчука: «Если мы действительно хотим жить в условиях благополучия, упорядоченности и безопасности, в стране суверенной, свободной, при реальном соблюдении наших конституционных прав и свобод, то просто обязаны осознать управление в качестве важнейшей социально-философской категории, определяющей как судьбы отдельных людей, так и любых их объединений» [3].
Литература:
- Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. 2-е изд., т. 23. — С. 342.
- Петрушенко Л. А. Принцип обратной связи. — М.: Мысль, 1967. — С. 14.
- Атаманчук Г. В. Управление в жизнедеятельности людей. — М.: РАГС. — 2008. — С. 38.