В данной статье анализируются функции государственного управления. Выделена контрольная функция. Определены государственные услуги, которые являются формой осуществления органами государственного управления своих функций.
Ключевые слова: государственная программа, исполнительная власть, органы государственной власти, функции.
This article analyzes the functions of government. Selected control function. Identified public services, which are a form of implementation by state authorities of their functions.
Key words: state program, Executive power, bodies of state power, the functions
Исходя из конституционного принципа разделения властей, каждая ветвь — законодательная, исполнительная, судебная — независимы друг от друга и имеют только им свойственные функции. Главное предназначение исполнительной ветви власти заключается в организации практического, реального исполнения действующих в России законов в целях удовлетворения как публичных (общественных) интересов, так и частных законных интересов граждан.
Существует множество трактовок понятия «функции управления».
По словарю С. И. Ожегова функция — это обязанность, круг деятельности [6, c. 1011]. Несмотря на изначально лаконичное содержание понятия «функции», исследователи предлагают более обширную трактовку функций органов государственного управления.
Советский экономист и российский политический деятель Г. Х. Попов, определяет функцию управления как обособившуюся «часть управленческой деятельности, которая обладает определенным единством содержания, т. е. это специализированная часть управленческой деятельности, продукт разделения труда и специализации в сфере управления» [7, c.48].
Достаточно обширно представлена функция управления у Г. В. Атаманчука, определяющего ее как реальное, силовое, целенаправленное, организующее и регулирующее воздействие на управляемые явления, отношения, состояния, на которое данные явления, отношения и состояния реагируют и которое они воспринимают [1, c. 181].
По справедливому мнению А. В. Кирина, Н. И. Побежимовой, А. А. Смирновой услуги, функции и полномочия исполнительных органов государственной власти — это совершенно разные правовые термины и категории [5, c. 68; 8, c. 124]. Как представляется из осознания различия указанных понятий, еще в советские времена, Р. А. Белоусов формулировал функцию управления как внешнее проявление «правленческих отношений, деятельность по целенаправленному регулированию производственно-технических и социально-экономических процессов» [2, c.48]. Данное определение наиболее приближено к изначальному смыслу слова «функции», так как в нем есть указание на деятельность, которая конкретизирована в конкретных направлениях, на которые эта деятельность направлена.
Функция органа исполнительной власти — это элемент его управленческой деятельности, управляющего воздействия на объекты управления. Она всегда имеет властный характер [9, c.164].
Проблемные аспекты управленческих функций позволяют активизировать механизм создания оптимальной структуры и системы управления, выявить объективные потребности органов управления в разнообразных материалах и средствах. Функции органа исполнительной власти (функции государственного управления) реализуются в методах и формах государственного управления [3, c. 34], в связи с этим непосредственное определение функций государства является необходимым условием для определения наиболее эффективных методов управленческого воздействия.
При этом, функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа.
Функции государства выполняются всеми или многими государственными органами, однако зачастую отдельные органы играют приоритетную роль в деле осуществления какой‑либо функции государства.
Представителями науки административного права выделяются такие функции органов государственного управления, как: сбор, обработка, анализ информации, передача ее другим органам; регулирование; руководство; организация; планирование; прогнозирование; контроль; координация.
Важнейшую роль играет именно контрольная функция государственных органов. Контроль способствует реализации на практике принципа верховенства закона. К числу признаков, характеризующих метод контрольной деятельности государственных органов, можно отнести следующие:
«1) представляют собой совокупность способов, приемов, средств государственного контроля;
2) осуществляются государственными контрольными органами в процессе контрольной деятельности. Всегда сопровождаются реализацией компетенции, то есть властных полномочий по определенным предметам ведения;
3) раскрывают — как, каким образом, государство реализует общенациональные интересы, решает публичные задачи и функции;
4) всегда должны иметь правовой характер, соответствовать букве и духу закона. Применяются на основе и во исполнение закона;
5) характеризуются стадийностью — последовательным применением формализованных стадий и процедур;
6) имеют своим адресатом определенный объект контроля»
Вместе с тем, данная функция, как в принципе и ряд других функций, выполняются органами государственного управления с отдельными недостатками.
Так, Н. Н. Калюжный в своём диссертационном исследовании аргументировано указывает следующие негативные особенности осуществления контрольных функций органами исполнительной власти:
«а) совмещение властных функций и полномочий с функциями хозяйствующих субъектов конкурентного характера;
б) дублирование контрольных функций различными элементами системы исполнительной власти;
в) наличие в органах исполнительной власти излишних контрольных функций и полномочий;
г) недостаточное нормативно-правовое регулирование и стимулирование процесса передачи части функций и полномочий от органов исполнительной власти в ведение хозяйствующих субъектов, посредством включения в систему контроля института саморегулирования;
д) отсутствует механизм бюджетного финансирования контролирующих органов исполнительной власти, который ориентирован на достижение целей контрольной деятельности (на исполнение конституционных прав граждан), а не направлен на сам процесс контроля (на количество выявленных нарушений и вынесенных штрафных санкций)» [4, c. 20].
Устранению части вышеуказанных недостатков способствует реализация в России проекта предоставления государственных услуг через Интернет-портал.
В настоящее время данные услуги осуществляются через Портал государственных услуг: http://www.gosuslugi.ru/ [11]. На данном портале получать услуги могут физические лица, юридические лица, предприниматели и иностранные граждане.
Для физических лиц, в частности, доступны следующие значимые для граждан услуги:
– получение загранпаспорта (с электронным чипом на 10 лет или без электронного чипа на 5 лет);
– замена паспорта гражданина РФ;
– назначение трудовой пенсии или пенсии по государственному пенсионному обеспечению;
– проверка задолженностей судебным приставам;
– проверка и оплата штрафов ГИБДД;
– получение водительского удостоверения после прохождения профессиональной подготовки (переподготовки);
– регистрация транспортных средств;
– регистрация по месту жительства/пребывания.
Предприниматели могут воспользоваться следующими услугами: регистрация сертификатов соответствия; получение информации о государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг; услуга «Узнай свой ИНН»; получение лицензии на осуществлении деятельности в области оказания услуг связи; включение в реестр плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Юридическим лицам предоставляются через Портал государственных услуг: http://www. gosuslugi.ru/ [11] следующие услуги: получение информации о зарегистрированных некоммерческих организациях; получение запрашиваемой официальной статистической информации; получение информации о тиражах печатных СМИ; получение информации из реестра деклараций о соответствии средств связи; подтверждение основного вида экономической деятельности страхователя.
Иностранные граждане так же могут воспользоваться широким спектром услуг государственного портала: регистрация юридических лиц и ИП; запись на приём к врачу; получение приглашений на въезд в Российскую Федерацию; получение разрешения на временное проживание в Российской Федерации; снятие с учёта по месту пребывания; получение патента на изобретение; получение лицензии на пользование недрами; внесение изменений и дополнений в лицензию на пользование участками недр.
Об эффективности работы Государственного портала можно судить по отзывам клиентов на сайте http://irecommend.ru/content/gosuslugi [10].
Подавляющее число положительных отзывов и достаточно высокий рейтинг — 4.3 балла из 5, говорит о том, что Портал государственных услуг дает большие возможности по получению документов, оформлению заявок, получению лицензий и так далее.
Таким образом, отдельные функции органов государственного управления, в том числе и контрольная функция, реализуется во многих случаях посредством предоставления государственных услуг.
Итак, наличие среди ученых и практиков бессистемного использования понятия функций органов государственного управления негативно сказывается на выборе оптимальных форм и методов государственного воздействия, смешению полномочий отдельных органов, к отсутствию понимания сущности и целей деятельности отдельных органов среди населения.
В связи с этим следует признать абсолютно справедливой точку зрения А. А. Смирновой, полагающей, что целесообразным и наиболее обоснованным следует «толковать услуги, государственные полномочия и функции с точки зрения традиционных в отечественном праве подходов, не смешивать и без того сложные термины и характеризуемые ими правовые явления и институты» [8, c. 121].
По нашему мнению, функции органов государственного управления возможно определить как деятельность по целенаправленной организации практического, реального исполнения действующих в России законов в целях удовлетворения публичных (общественных) потребностей и законных интересов граждан.
Государственные услуги являются формой осуществления органами государственного управления своих функций.
Функции органов государственного управления, реализуется во многих случаях посредством предоставления государственных услуг.
По нашему мнению, функции органов государственного управления возможно определить как деятельность по целенаправленной организации практического, реального исполнения действующих в России законов в целях удовлетворения публичных (общественных) потребностей и законных интересов граждан.
Отметим, что государственное управление в лице органов государственной власти должно строится таким образом, чтобы, прежде всего, защищать интересы не бюрократического аппарата, а простых граждан Российской Федерации.
Литература:
- Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. — М.: Омега-Л, 2013. — 525 с.
- Белоусов Р. А. Коренная перестройка управления экономикой СССР. — М.: Мысль, 1989. — 110 с.
- Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / под ред. Л. Л. Попова. — М., 2011. — 320 с.
- Калюжный Н. Н. Конституционно-правовое регулирование контрольных функций в деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации: Конституционно-правовое регулирование контрольных функций в деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2013. — 27 с.
- Кирин А. В., Побежимова Н. И. Актуальные проблемы административного права // Административное право и процесс. — 2014. — № 3. — С. 67–69.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка / под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. — М.: АСТ, 2015. — 1054 с.
- Попов Г. Х. Эффективное управление. — М.: Экономика, 1976. — 336 с.
- Смирнова А. А. О соотношении государственных услуг, функций и полномочий органов исполнительной власти // Журнал российского права. — 2015. — № 3. — С. 120–130.
- Фомин С. С., Наруцкая Н. В. Понятие функций органов государственного управления // Экономика и право: теоретические и практические проблемы современности. — 2016. — С. 163–166.
- Отзывы обо всем // http://irecommend.ru/content/gosuslugi (дата обращения 31.10.2017).
- Портал государственных услуг Российской Федерации // http://www. gosuslugi.ru/ (дата обращения 02.10.2018).