Мода на велосипед и её влияние на развитие женского спортивного костюма в конце XIX — начале XX в. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №7 (54) июль 2013 г.

Статья просмотрена: 503 раза

Библиографическое описание:

Капустина Д. М. Мода на велосипед и её влияние на развитие женского спортивного костюма в конце XIX — начале XX в. // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 459-462. — URL https://moluch.ru/archive/54/7418/ (дата обращения: 22.09.2018).

История велосипеда — процесс превращения игрушки в индивидуальное средство передвижения. Интерес общества к нему пульсировал от всеобщего увлечения, граничащего с манией до полного забвения, и наоборот, а велосипед, в свою очередь, столь же неоднократно менял моду и был решающим импульсом к созданию новых форм общественного поведения, повлекших за собой коренные реформы костюма.

На протяжении многих веков существования человечества, основным видом транспорта неизменно оставались повозки и кареты, запряжённые лошадьми.

Возникновение первых конструкций, впоследствии преобразовавшихся в современный велосипед, относится ещё к XV в. Его появление было связано с мечтами о создании транспортного средства, приводимого в движение силой человека. Однако, научные достижения в этой области были не более, чем разрозненными и лишёнными системы опытами, по продуктивности своих достижений сравнимые с поисками алхимиками философского камня.

Первым настоящим прародителем велосипеда можно назвать дрезину — изобретенное в 1815 г. приспособление для езды состояло из двух тележных колес одинакового размера и перекладины с примитивным сиденьем и рулём. Её создателем был менгейский лесничий барона К. Драйза, по имени которого и было названо изобретение. Езда на таком несовершенном механизме была крайне трудоёмкой и неудобной — ездоку приходилось попросту отталкиваться ногами от земли. По своему существу, все виды так называемых «дрезин» были самокатами.

После первой волны увлечения велосипедом как игрушкой, начиная с 20–х гг. XIX в. отмечается спад интереса и практическое исчезновение какого–либо рода упоминаний о нём вплоть до 70–х гг. Второе «рождение» велосипеда было связано с сконструированным энтузиастами в середине 60–х гг. педальным приводом. Изобретение сразу привело к изменению облика всего механизма — переднее колесо, на оси которого были установлены педали, начало неудержимо расти и к 1870–м гг. достигло своего максимального размера. Появились знаменитые велосипеды–пауки (рис.1)

Рис. 1.

Окончательный облик велосипеда в его современном виде сложился в период между 1870–90–ми гг. Вместе с этим были заложены и основные направления применения: исключительно транспортное, досуговое и спортивное.

В 1890–х гг. мир вошёл под «знаком велосипеда». Вчерашние «костотрясы» стали удобной, относительно безопасной и массовой машиной. Отсутствие конкуренции со стороны ещё редких тогда автомобилей, не всегда достаточно удобные для длительных пеших прогулок дороги и, одновременно с этим, признание медиками прекрасного профилактического воздействия на организм и даже лечебных свойств езды, вывели велосипед в первые ряды технических новинок. Тут же стали возникать специальные периодические издания, которые наперебой писали о чудесном избавлении при помощи велосипедных прогулок от множества недугов, включая широко распространённые в то время неврозы, туберкулез и «немощь бледную». «Предписания врачей», постоянно упоминавшиеся в хвалебных статьях, посвящённых новомодному транспорту, ещё более способствовали появлению разнообразных клубов и обществ, объединявших людей под знаком преданности велосипеду.

После своего триумфального возвращения в 1870–х гг, велосипед некоторое время всё ещё был роскошью и катание на нём рассматривалось практически исключительно, как увеселение, нежели, как спорт. Многим казалось, что сам процесс езды на велосипеде безнравственен и не эстетичен. Однако, время шло, общественные взгляды, пускай и медленно, но все же претерпевали изменения. Постепенно велосипед сделался «средством сообщения» и вполне разумно, что женщины наравне с мужчинами прибегли к этому способу передвижения и, соответственно, были вынуждены перейти к более подходящей одежде. Женщина, не прибегающая к помощи велосипеда, не могла понять этого; она насмехалась и издевалась; но неумолимый прогресс был глух к любого рода насмешкам и женский велосипедный костюм пробил себе дорогу. И только когда женщины низших и средних слоев усвоили себе этот новый костюм для велосипедного спорта — тогда к нему пришли и дамы высших слоев.

По меткому выражению Э. Гиль «Женщина въехала в ХХ в. на велосипеде», а к 1910-м гг. никто уже не мог сказать, чем езда на велосипеде менее прилична и менее подходит женщине, чем езда верхом. В 1911 г. в популярном «Руководстве кройки и шитья» в разделе «Как одеваться со вкусом» писали: «Юбки, за исключением юбок для амазонок, делаются короче обыкновенных, так как они не должны мешать свободе движения при ходьбе, катании на коньках или езде на велосипеде» [13, с. 322].

Образ жизни женщины становился все более связан с приобщением к спортивным занятиям: плавание, фехтование, теннис и, конечно, езда на велосипеде. Такие увлечения требовали создания совершенно новых, специальных костюмов, так как прежде не существовало необходимости в удобной и практичной одежде. Если в теннис ещё играли в платьях, то для езды на велосипеде, где конная амазонка была уже не пригодна, предлагался совершенно революционный подход в одежде. Неожиданно, этот вид транспорта и возникшие вместе с его развитием, потребности, стали прямым и весьма действенным орудием женской эмансипации в конце XIX — начале XX в. Почти все историки моды сходятся во мнении, что ничто так не преобразило женский костюм, как велосипед. С 1892 г. модные журналы начинают рекламировать «велосипедные костюмы», а уже рубеж веков становится временем его полноценного развития.

В то время существовало несколько типов женского костюма для велосипедной езды. Более консервативным и приемлемым типом одежды считалась так называемая «велосипедная юбка». Она представляла собой в некотором роде панталоны, закрытые складками (рис. 2).

Рис 2.

Однако своей революционностью и широким резонансом в обществе женский наряд для велосипедной езды обязан был вовсе не юбке, а совершенно новому конструктивному и функциональному элементу костюма — шароварам–блумерсам. Такие шаровары или, как их ещё называли, «велосипедные панталоны» полностью заменяли собою юбку, хотя их владелица куда больше рисковала оказаться в центре всеобщего внимания, причём отнюдь не всегда положительного. Верх панталон собирался у талии в складки и прикреплялся к поясу или кушаку, а низ стягивался резинкой или тесемочкой по ноге.

Образ разделённой на две штанины юбки проник в Европу из передовой Америки — первые путешествия на Запад продемонстрировали необходимость преобразования женского костюма, который был бы приемлем для трудностей путешествий в колясках. Около 1850–х гг. американка Амелия Блумер из Огайо предложила костюм с мешковатыми шароварами до щиколотки и свободной туникой до колен, одетой поверх них (рис. 3).

Рис. 3

Консервативное общество резко критически отозвалось на предложение мисс Блумер — костюм высмеивался в газетах и в песенках, обращённых к немногочисленным либерально настроенным леди, носившим брюки. В 1860–х гг. другая американка, Мэри Джонс, снова предложила шаровары с блузкой «а ля Гарибальди», но костюм вызвал такую же бурную реакцию и Джонс была вынуждена пойти на попятную, посоветовав надевать поверх шаровар кринолин, что, в сущности, свело всю уникальность и функциональную практичность наряда на «нет».

Попытка ввести шаровары в повседневный женский костюм была встречена твердым неприятием. Даже в связи с приобретающим широкое распространение активным образом жизни и модой на спорт, женщины не торопились отказываться от затрудняющих движения длинных юбок. Тем не менее, уже к началу столетия костюм, предназначавшийся исключительно для велосипеда, сформировался вполне в целостном виде и состоял из короткого жакета, надетого поверх рубашки мужского покроя, широких шаровар–блумеров (рис. 4).

Рис. 4

Joupe-culotte (или дамские шаровары) встретили открытую вражду с первого дня своего существования. Такие костюмы для езды на велосипеде первоначально привлекали к себе внимание остроумных карикатуристов и возмущение критиков. Осмеяние этой моды приводило даже к публичным сборищам, а театральная дирекция была вынуждена запрещать модницам, носившим брюки, входить в зрительный зал, т. к. такая дама отвлекала своим видом все внимание зрителей от сцены.

Не только законы, правила, но даже сословные предубеждения и другие мелкие понятия о сословных атрибутах проходят через тысячелетия от одного поколения к другому. Предубеждение против носящих брюки или шаровары женщин, как прежде, так и в начале ХХ в. было достаточно сильно. В нём частично сказывалось представление о том, что шаровары являлись атрибутом господствующего мужского пола. При этом, можно смело утверждать, что такими понятиями руководствовались в своих предубеждениях не только мужчины, но и большинство женщин.

Однако, постепенное, но настойчивое проникновение брюк и шаровар в женский костюм вызывало разные реакции у современников. Современник этого процесса Евгений Исолани в своей книге «Дама в шароварах» пишет: «Сами по себе шаровары являются вполне применимым для женского пола платьем; [...] очень легко доказать это положение тем простым фактом, что уже несколько столетий женщины цивилизованных стран пользуются шароварами, в качестве нижнего белья» [6, с. 162]. А благодаря моде на велосипед возникла целая индустрия, способная удовлетворить и даже предвосхитить желания потребителей.

Таким образом можно заключить, что появление моды на велосипеды способствовало кардинальным изменениям в области не только активного отдыха, но и костюма.

Рубеж веков был временем, когда в сознание людей постепенно проникла и стала закрепляться мысль, что и верхние женские шаровары не должны казаться антиженственными. Следует отметить, что симптомы движения за укоренение и, в конечном счете, признание правомерности положения штанов в женском гардеробе уже ясно читаются к концу первого десятилетия ХХ в. Уже тогда люди понимали, что движение прогресса остановить невозможно и как упорны не были бы попытки «законсервировать» костюм, в конечном счёте новые, подчас, революционные формы постепенно войдут в обиход, станут привычными, а затем сменятся ещё более модернистскими, тем самым продолжая бесконечный цикл развития моды.

Литература:

1.                  Антонов Р. «Велосипед ещё изобретается» // Декоративное искусство СССР. — 1981, № 4 — С. 23–26

2.                  Дамская мода, 1863–1884: [альбом / ред.-сост.: А. Пантелеева; авт. Текста Н.Зубов]. — М.: Белый город, 2012. — 119 с.

3.                  Два века британской моды. Из собрания Музея Виктории и Альберта, Лондон: [каталог выставки, Москва, Музей Московского Кремля, 3 сент.-16 нояб. 2008 г.] — М.: Музей Московского Кремля, 2008. — 216 с.

4.                  Дзеконьска-Козловска А. Женская мода ХХ в. — М., 1977. — 262 с.

5.                  Императорские велосипеды: [книга-альбом] / [авт. Текста Н. В. Вернова]. — СПб: Абрис, 2005. — 32 с.

6.                  Исолани Евгений. Дама в штанах. Очерки по истории эволюции женского платья. Пер. с нем. с предисловием В. Мюрида, под ред. В.Серова. Киев: Южно-Русское Книгоиздательство «Ф. А. Иогансон». 1912–175 с.

7.                  История моды с XVII по XX века [Текст]: коллекция Института музей Киото: [в 2 т.] / [авт. текста Акико Фукай и др.]. — М.: Арт-Родник, 2008 (в пер.). Т. 1: XVIII и XIX века. — 2008. — С. 720

8.                  Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. — Прага: Артия, 1987. — 608 с.

9.                  Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов. В 4 т. / М. Н. Мерцалова. Т. 3 и 4. — М.: Академия Моды, 2001. — 576 с.

10.              Мода XVIII-XX вв. [Текст] / Киотский ин-т костюма; [пер. с англ. Е. Е. Сырневой]. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 190 c.

11.              Новое время. 1901. № 1 (январь).

12.              От конки до трамвая: Из истории петербургского транспорта. — СПб.; М., 1993. — с.

13.              Ошин Ю. Э. Руководство кройки и шитья. Для заочного обучения и как настольная книга для каждой семьи. Репринтное издание. Доп. тираж. Том 1. — М.: Лаватера, 2009. — 200 с.

14.              Ошин Ю. Э. Руководство кройки и шитья. Для заочного обучения и как настольная книга для каждой семьи. Репринтное издание. Доп. тираж. Том 2. — М.: Лаватера, 2009. — 200 с.

15.              Романовская М. Б. История костюма и гендерные сюжеты моды [Текст]: [история костюма со времён Французской революции до нащих дней] / М. Б. Романовская. — СПб.: Алетейя, 2010. — 442 с.

16.              Санкт-Петербург около 1903 года. Грани столетий. Альбом. / Автор-сост. Н.С, Воинова. Г. Ю. Ершов. — СПб., 2000. (выпущен к одноименной выставке в Невской куртине Петропавловской крепости ГМИСПб).

17.              Шишмарёва В. В., Штейн К. Ф. Альбом чертежей к курсу кройки. Составлен по французскому покрою В. В. Шишмарёвой 1895, 1904 г.г.; Полное руководство кройки дамских платьев по универсальной методике К. Ф. Штейна, 1896 г. Репринтное издание. — М.: Лаватера, 2011. — 182 с.

Основные термины (генерируются автоматически): велосипед, шаровары, женский костюм, костюм, время, езда, велосипедная езда, конечный счет, рубеж веков, быль.


Похожие статьи

Формирование моды на велосипед как способ решения...

В настоящее время мы проходим очередную фазу моды на велосипед.

Рис. 1. Основные преимущества организации велосипедного движения.

Почти все историки моды сходятся во мнении, что ничто так не преобразило женский костюм, как велосипед.

Подростковый велотранспорт: мода или необходимость?

Велосипеды экономят время. Если школа или, например, спортивная секция недалеко от дома, то, конечно, быстрее добраться на велосипеде, чем

В заключение хотелось бы сказать, что в нашей стране велосипедная езда из вида спорта постепенно превращается в модное...

Движение «Сокол» в контексте русской эмиграции в Латвии...

Сокращение населения произошло за счет мобилизованных в армию мужчин, эвакуированного в Россию персонала и

Раев, М.И. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции.

— Paris: YMCA, 1993.—311с. Кадезников, Н. Краткий очерк русской истории ХХ века.

Велокультура в крупных мегаполисах России и зарубежья

В Германии были разработаны нормативные документы, в которых

Согласно исследованиям Европейской федерации велосипедистов, езда на велосипеде приносит

В настоящее время в России не разработан проект создания целостной велосипедной инфраструктуры...

Сравнение праздников Великобритании и России | Молодой ученый

Праздники — это традиции, которые существовали веками.

Одним из основных праздником, конечно, в любой стране будет Новый год.

Дети, наряженные в карнавальные костюмы, стучат в двери домов и требуют угощения — сладостей (подобный обычай существует и у...

Название традиционных видов одежды, входящих в женский...

Со временем костюм верхнедонских казачек стал сильно отличаться от костюма нижнедонских.

Исчезли шаровары, потеряла смысл запаска — юбка из двух полотнищ ткани, которые запахивались

Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки.

Макс Рейнхардт и проблемы режиссуры шекспировской...

«Это духовное родство помогало ему создавать постановки, которые были богаты в цвете и

Кахане выделяет в режиссёрском искусстве Рейнхардта этого времени два самых

Мода на велосипед и её влияние на развитие женского спортивного костюма в конце XIX — начале...

Первые велотреки времен Российской империи на территории...

Велосипедный спорт начал свое развитие в конце 19 века чему способствовало появление

Так в конце 19 века на Украине были организованы следующие общества

В большинстве городов езда по улицам на велосипедах запрещалась или частично ограничивалась [21, ст. 19].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование моды на велосипед как способ решения...

В настоящее время мы проходим очередную фазу моды на велосипед.

Рис. 1. Основные преимущества организации велосипедного движения.

Почти все историки моды сходятся во мнении, что ничто так не преобразило женский костюм, как велосипед.

Подростковый велотранспорт: мода или необходимость?

Велосипеды экономят время. Если школа или, например, спортивная секция недалеко от дома, то, конечно, быстрее добраться на велосипеде, чем

В заключение хотелось бы сказать, что в нашей стране велосипедная езда из вида спорта постепенно превращается в модное...

Движение «Сокол» в контексте русской эмиграции в Латвии...

Сокращение населения произошло за счет мобилизованных в армию мужчин, эвакуированного в Россию персонала и

Раев, М.И. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции.

— Paris: YMCA, 1993.—311с. Кадезников, Н. Краткий очерк русской истории ХХ века.

Велокультура в крупных мегаполисах России и зарубежья

В Германии были разработаны нормативные документы, в которых

Согласно исследованиям Европейской федерации велосипедистов, езда на велосипеде приносит

В настоящее время в России не разработан проект создания целостной велосипедной инфраструктуры...

Сравнение праздников Великобритании и России | Молодой ученый

Праздники — это традиции, которые существовали веками.

Одним из основных праздником, конечно, в любой стране будет Новый год.

Дети, наряженные в карнавальные костюмы, стучат в двери домов и требуют угощения — сладостей (подобный обычай существует и у...

Название традиционных видов одежды, входящих в женский...

Со временем костюм верхнедонских казачек стал сильно отличаться от костюма нижнедонских.

Исчезли шаровары, потеряла смысл запаска — юбка из двух полотнищ ткани, которые запахивались

Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки.

Макс Рейнхардт и проблемы режиссуры шекспировской...

«Это духовное родство помогало ему создавать постановки, которые были богаты в цвете и

Кахане выделяет в режиссёрском искусстве Рейнхардта этого времени два самых

Мода на велосипед и её влияние на развитие женского спортивного костюма в конце XIX — начале...

Первые велотреки времен Российской империи на территории...

Велосипедный спорт начал свое развитие в конце 19 века чему способствовало появление

Так в конце 19 века на Украине были организованы следующие общества

В большинстве городов езда по улицам на велосипедах запрещалась или частично ограничивалась [21, ст. 19].

Задать вопрос