Первые велотреки времен Российской империи на территории современной Украины, России, Латвии и Грузии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Окатая, И. А. Первые велотреки времен Российской империи на территории современной Украины, России, Латвии и Грузии / И. А. Окатая. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы технических наук : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 94-98. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/73/3487/ (дата обращения: 19.04.2024).

Велосипедный спорт начал свое развитие в конце 19 века чему способствовало появление усовершенствованных моделей велосипедов.

Первые модификации велосипедов появились в начале 19 века. В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез создал и запатентовал двухколесный самокат. Слово «велосипед» (vélocipède) впервые употребил французский изобретатель Жозефом Нисефором Ньепсом для обозначения усовершенствованного самоката Дреза, снабжённого седлом с изменяемой высотой [32]. В 1863 году Пьер Лалман (англ.) сконструировал велосипед в какой-то мере соответствующий современным. В 1867 году Каупером были изобретены колеса со спицами. В 1878 году англичанином Лоусоном к конструкции добавлена цепная передача. В 70х годах 19 века был изобретен велосипед «паук» или «пенни-фартинг», который имел большое переднее и маленькое заднее колеса. В 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп изобрёл надувные шины из каучука [20, с. 159]. В 1898 были изобретены педальные тормоза и механизм свободного хода, позволявший не вращать педали, когда велосипед катится сам [20, с. 72–77].

Массовое производство велосипедов на территории Российской империи началось в 1895 году на Московском заводе, а также в Риге, где открылась Первая велосипедная фабрика, выпускавшая около 2 тыс. машин в год [21].

Первые велотреки на Украине

Первые велосипеды на территорию Украины привезли представители английской элиты, которые открывали металлургические заводы Донбасса и в последствии работали на них.

Развитию велосипедного спорта способствовало появление Обществ самокатчиков (совр. велосипедистов) или велосипедистов-любителей. Так в конце 19 века на Украине были организованы следующие общества:

  • Харьковское Общество велосипедистов-любителей (ОВЛ), основано 6 марта 1887 году;

  • Одесское ОВЛ, основано в 1887 году;

  • Киевское ОВЛ, основано 9 сентября 1891 года;

  • Симферопольское ОВЛ, основано в 1895 году;

  • Кружок славянских самокатчиков города Славянск, утвердивший устав 16 июля 1896 года [22];

  • Новороссийское общество города Юзовка (ныне город Донецк), существует с 1900 года;

  • Екатеринославское (ныне город Днепропетровск) ОВЛ;

  • Севастопольское ОВЛ.

Целью обществ было всевозможное содействие использованию велосипеда как удобного и полезного средства передвижения. Общества и клубы устраивали загородные велопрогулки и соревнования велосипедистов на циклодромах (велотреках), которые сами и строили (табл. № 1). Членами клубов были дворяне, купцы и богатые служащие [21].

Таблица 1
Характеристики велодромов, построенных до 1916 года на Украине

Город

Дата открытия

Года проведения соревнований

Закрытие

Длина трека

Материал покрытия трека

Одесса

26.07.1894

1894–1903

1912

1/3 версты = 360м

Асфальт

Екатеринославль (Днепропетровск)

1894

1894–1903




Симферополь

1895





Симферополь

1899



333,33 м

Бетон

Харьков


1895–1904




Севастополь

1899





Киев

1899

1900–1902




Юзовка (Донецк)

1900

1900–1905

1912

1/2 версты

Бетон

Луганск


1902–1903




Керчь


1901




Дружковка (Донецкая обл.)

1910



0,25 версты


Краматорск (Донецкая обл.)




0,25 версты


Мариуполь (Донецкая обл.)


1911–1913


0,25 версты


Константиновка (Донецкая обл.)

1912





Киев — второй велотрек

1913


2009

286 м

бетон


В Одессе до строительства трека в 1894 году соревнования 1892–1893 годов проходили на ипподроме. На велотреке проводили международные соревнования 1896 года.

На циклодроме в Юзовке, который на тот момент соответствовал европейскому уровню, проводились всероссийские и международные соревнования. Он был снесен в 1912 году и на его месте построили футбольную площадку — стадион [2]. Сейчас на этом месте стадион «Металлург» [17, ст.64].

Циклодром в Мариуполе в конце 19 века находился в центре города, недалеко от Городского Сада, на месте нынешнего стадиона «Азовец». Он имел деревянные трибуны. Английские матросы, корабли которых стояли под погрузкой донбасского угля в мариупольском морском порту, арендовали его для игр в футбол [27]. В 1918 году была проведена реставрация велотрека спортивно-гимнастическим обществом «Атлант» [23].

Внутри велотрека в Дружковке было оборудовано футбольное поле, также как и на велотреке в Мариуполе. Первая футбольная встреча местной команды и команды иностранных специалистов состоялась в 1910 году.

В 1912 году в Константиновке (Донецкая обл.) был сооружен довольно внушительный по тем временам стадион с трибуной для зрителей и обязательным велотреком [3].

Первые велотреки на территории современной России, Латвии и Грузии.

Первые соревнования в Российской империи были проведены в 1883 году в городе Москва. Там же в 1892 году был построен первый велотрек (в здании манежа, на Манежной площади). В 1894 году велотрек появился в городе Тула [21].

Первое русское общество велосипедистов возникает в Петербурге в 1882 году. Также велосипедные общества появились и в других городах Российской империи, а именно:

  • в Петербурге — устав утверждён 5 декабря 1884 г.;

  • в Москве — клуб велосипедистов возник в 1888году [21];

  • в Риге — в 1886 году организовано Первое Рижское общество велосипедистов-любителей (ОВЛ) [21];

  • Царскосельский кружок велосипедистов утвердил устав 4 марта 1883 года [16];

  • Общество стрельнинских велосипедистов-любителей (Стрельна — сейчас район на севере Петербурга);

  • Тифлисское (Тбилиси) ОВЛ;

  • Екатеринбургское ОВЛ утвердило устав в декабре 1885 года;

  • Богородское общественное собрание велосипедистов упоминается с 1897 год [15];

  • Саратовское ОВЛ зарегистрировано 11 июня 1893 года [26].

Таблица 2
Характеристики велодромов, построенных до 1916 года в Российской империи

Город

Дата открытия

Года проведения соревнований

Закрытие

Длина

Материал покрытия трека

Москва (в здании манежа)

1892 г.





Москва (Царскосельский кружок)

13.08. 1894 г.


1900 г.

1/3 версты

Цемент

Тула

1896 г.

1896–1898 гг.

1910–1913гг.



бетон

Петербург на Каменноостровском проспекте

1895 г.

1895–1899 гг.

1910 г.

1/3 версты

Цемент

Петербург (разборной трек)




250 м

Дерево

Стрельна (под Петербургом)

1895 г.

90-е годы 19 века

1910 г.

340 м

Асфальт

Кострома [4]

1892 г.





Озерки (север Петербурга)






Рига в Царском саду [8]

1895 г.





Рига

1895 г.





Тифлис (Тбилиси)

1895 г.



100 саженей


Астрахань




1/3 версты

Земля

Иркутск на Кайской горе

1893 или 1898 г.



7 1/2 версты

Земля

Сокольники (Москва)

1898 г.





Саратов — освещен электричеством

1894 г. [26]





Екатеринбург

3.09.1900 г.


1925 г.



Богородск (ныне Ногинск) — освещен электричеством

1908 г.





Ростов, Курск, Орел







В большинстве городов езда по улицам на велосипедах запрещалась или частично ограничивалась [21, ст. 19]. Спортивные организации вели борьбу за право свободного передвижения по улицам города [21, ст. 19].

В 1893 году в различных городах России насчитывалось 40 велосипедных обществ с утвержденным уставом [12].

В 1895 году в Риге насчитывалось около 2 тыс. велосипедистов.

В Екатеринбурге в 1886 году после предварительной подготовки и ремонта военного манежа состоялось открытие зимнего помещения, где в зимнее время проходило обучение и катание на велосипедах [25]. Тренировочные катания проходились в манеже 2 раза в неделю [25]. Общество организовывало гонки на ипподроме, а также коллективные загородные прогулки [25]. Велодром в Екатеринбурге размещался на месте современного Центрального стадиона.

Циклодром в Стрельне находился на пересечении Новонарвского и Волхонского шоссе [7].

Здание циклодрома в Саратове располагалось на улице Аткарской (угол Кутякова) около железнодорожного вокзала. Через несколько месяцев после создания Cаратовского ОВЛ в 1894 году было построено красивое деревянное здание циклодрома (велотрека), ставшее главным местом проведения мероприятий общества. Циклодром имел овальную трассу с односторонним поперечным уклоном, а также залы для игры в кегельбан, бильярд, лаун-теннис, крокет и для занятий гимнастикой. Для посетителей работал буфет, велосипеды выдавались напрокат, в фойе проводились танцевальные вечера. Все помещения были снабжены электрическим освещением [11]. Упоминания о циклодроме исчезают из справочников Саратова в начале 1900-х годов. Само общество велосипедистов было в эти годы реорганизовано в спортивный клуб, перебазировавшийся в современный центр города. Сегодня на месте циклодрома находится привокзальный рынок [11].

Рис. 1 Циклодром в Саратове [29]


Рис. 2 Циклодром в Стрельне [30]

О том, что в Курске был велотрек, упоминается в архивной газете «Курский листок» 1886–1902 гг. [19].

Соревнования также проходили на ипподромах, в манежах, на разборных треках, на шоссейных дорогах по всей России [21].

Примерно к 1910 году велосипедные гонки теряют спортивное значение, велоспорт приходит в упадок [21]. В 1910 году в Петербурге нельзя было отыскать ни одного велодрома [13].

Следующий этап развития начинается с середины 20-х годов.

После Октябрьского переворота 1917 года Тульский трек оставался единственным действующим в стране [24].


Литература:

Алексеев А. А. Проектирование и строительство велотреков / А. А. Алексеев. — М.: Стройиздат, 1967. — 171 c.

Бабешко А. Футбол в Донбассе: как все начиналось. [Электронный ресурс]. 2008. Режим доступа: http://terrikon.com/posts/12386.

Бабешко А., Бабешко А. Футбол Донецкого края. Часть первая. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://terrikon.com/posts/34142.

Бочков В. Н. Старая Кострома. Рассказы об улицах, домах и людях. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kostromka.ru/bochkov/97.php

Быков Михаил При дворе — песок, на песке — «Паук», интернет издание газеты «Московский спорт», [Электронный ресурс], 2011. Режим доступа: http://www.m-sport.ru/doc

Горбатенко С. " Архитектура Стрельны», — Европейский дом, 2008. — 376 с.

Горбатенко С. Б. «Петергофская Дорога. Историко-архитектурный путе-водитель». Достопримечательные места большой Петергофской дороги. Стрельна. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://al-spbphoto.narod.ru/prig/strelna.html

Гурин А. Параллели истории Утраченная Рига. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pctvl.lv

Засосов Д. А. Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890–1910-х годов. Записки очевидцев. СПб., 1999.

Ипполитов И. В. Велосипедные гонки на треке. М.: «Физкультура и спорт», 1953.- 168с.

Козловский И. Циклодром. Большая Саратовская энциклопедия. 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://saratovregion.ucoz.ru/saratov/sport/tsiklodrom.htm

Коршак Ю. Ф. Мяч на циклодроме. Журнал «Велосипед», 1893 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-125217.html

Коршак Ю. Ф. Приезд «Коринтианса». Газета «Новое время», 1910 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs

Кузнецов В. К истории Богородского циклодрома / Альманах «Богородский край» N 2 (96). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/arhiv

Маслов Е. Н. Богородский уезд: 1905–1917 годы. Краеведческие заметки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/vlasty

Мятиев А. Велосипедные клубы и общества России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.old-velo.ru/klubs.shtml

Поберий И. А. Велоспорт в Донбассе / Игорь Поберий. — Донецк: ЭПОС, 2008. — 231с.

Резников Н. М. Проектирование и строительство велотреков. М.: «Физкультура и спорт», 1956–164с.

Склярук В. Архив газеты «Курский листок». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old-kursk.ru/book/sklyaruk

Современный велосипед. Выбор его и применение. СПб.: издание Ф. В. Щепанскаго, 1895. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archive.org/texts/flipbook

Степанов П. И. Велосипедный спорт. Справочник за 1882–1958гг. — М, 1958.

«Социалистический Донбасс», 22 ноября 1990 года http://ins.dn.ua/~slavclubs/vhist.html

Тарасова Н. А. Из истории физкультурно-спортивного движения в Мариуполе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.promariupol.com

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.worldvelosport.com/2012/08/istoria-velosporta.html

Екатеринбургское общество велосипедистов-любителей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sportufo.ru/sportivnoe-obshchestvo

История Саратовского края: С древнейших времен до 1917 года. Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 2000. 416 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elsso.ru/cont/his/240.html

Мариуполь спортивный. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vse-grani.com

Очерки истории Саратовского Поволжья. Т.1: С древнейших времен до отмены крепостного права. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elsso.ru/cont/his/240.html

Фото циклодрома в Саратове. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://postcards.sgu.ru/ShowCard.php?picture=928

St Petersburg in Focus: Photographers of the Turn of the Century, СПб.: Palace Editions, 2003. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oldsp.ru/photo/view/9511

История: 112 лет назад в Екатеринбурге открылся первый велодром. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ekburg.ru/news

Nicéphore Niépce House. — «But he could not resist improving it by differ-ent means: the adjustable saddle among them».


Основные термины (генерируются автоматически): Донецкая обл, Петербург, велотрек, Москва, велосипед, верста, Екатеринбург, Мариуполь, Российская империя, Саратов, Стрельна, Циклодром.

Похожие статьи

Развитие велоспорта в Казахстане | Статья в журнале...

Первые велотреки времен Российской империи на территории... Велосипедный спорт начал свое развитие в конце 19 века чему способствовало появление усовершенствованных моделей велосипедов.

Велокультура в крупных мегаполисах России и зарубежья

В Российской Федерации данный способ передвижения не является приоритетным, однако, на

Согласно исследованиям Европейской федерации велосипедистов, езда на велосипеде приносит

Для привлечения жителей столиц и туристов в Москве и Санкт-Петербурге...

Анализ социокультурных условий, необходимых для внедрения...

Жители города предпочитают велосипед автобусу и автомобилю, когда ехать до необходимого места недалеко и на дорогах заторы.

2. Белецкий Ю. / «Развитие велодвижения в Москве» — статья из материаллов

Первые велотреки времен Российской империи на территории...

Мода на велосипед и её влияние на развитие женского...

Первые велотреки времен Российской империи на территории...

Велосипеды экономят время. Если школа или, например, спортивная секция недалеко от дома, то, конечно, быстрее добраться на велосипеде, чем.

Роды Яшко и Трейар. Моя родословная | Статья в журнале...

Иван Яшко переселился из д. Рытое Лядо в д. Москва, на берег оз.

Павел Александрович умер в 1992 году. Он похоронен вблизи города Стрельна.

Основные термины (генерируются автоматически): Воронеж, политический сыск, департамент полиции, Российская империя...

Ярмарки в России в конце XIX в. | Статья в журнале...

Важнейшими внутренними рынками Российской Империи для главнейших товаров (кроме хлеба) являлись следующие города: для льна (волокна) – Санкт-Петербург.

Строительство железной дороги Центральной Азии и появление...

Во второй половине ХIХ века Российская империя завоевала ханства Центральной Азии.Ныне империалисты пытаются сделать зависимой Среднюю Азию от метрополии.

В результате из Ташкента в Оренбург можно было доехать за 2 суток, а до Москвы за 4 суток.

Анализ рынка жилой недвижимости г. Пензы | Статья в журнале...

Компания входит в первую сотню российских застройщиков. Второе место в регионе по

Группа компаний СКМ Групп. г. Москва. 10. Арбековская Застава, Измайловский.

Пензенская область. 6. Велотрек, На улице Горького/Урицкого, Семейный, Эко-квартал Запрудный.

Скоростные железнодорожные магистрали | Статья в журнале...

Москва: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2013.

— Санкт-Петербург: ФГБОУ ВПО ПГУПС, 2014. — 135 с. Калинина, Е. И. Транспорт [Текст]: иллюстрированный путеводитель: история

Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2013.

Похожие статьи

Развитие велоспорта в Казахстане | Статья в журнале...

Первые велотреки времен Российской империи на территории... Велосипедный спорт начал свое развитие в конце 19 века чему способствовало появление усовершенствованных моделей велосипедов.

Велокультура в крупных мегаполисах России и зарубежья

В Российской Федерации данный способ передвижения не является приоритетным, однако, на

Согласно исследованиям Европейской федерации велосипедистов, езда на велосипеде приносит

Для привлечения жителей столиц и туристов в Москве и Санкт-Петербурге...

Анализ социокультурных условий, необходимых для внедрения...

Жители города предпочитают велосипед автобусу и автомобилю, когда ехать до необходимого места недалеко и на дорогах заторы.

2. Белецкий Ю. / «Развитие велодвижения в Москве» — статья из материаллов

Первые велотреки времен Российской империи на территории...

Мода на велосипед и её влияние на развитие женского...

Первые велотреки времен Российской империи на территории...

Велосипеды экономят время. Если школа или, например, спортивная секция недалеко от дома, то, конечно, быстрее добраться на велосипеде, чем.

Роды Яшко и Трейар. Моя родословная | Статья в журнале...

Иван Яшко переселился из д. Рытое Лядо в д. Москва, на берег оз.

Павел Александрович умер в 1992 году. Он похоронен вблизи города Стрельна.

Основные термины (генерируются автоматически): Воронеж, политический сыск, департамент полиции, Российская империя...

Ярмарки в России в конце XIX в. | Статья в журнале...

Важнейшими внутренними рынками Российской Империи для главнейших товаров (кроме хлеба) являлись следующие города: для льна (волокна) – Санкт-Петербург.

Строительство железной дороги Центральной Азии и появление...

Во второй половине ХIХ века Российская империя завоевала ханства Центральной Азии.Ныне империалисты пытаются сделать зависимой Среднюю Азию от метрополии.

В результате из Ташкента в Оренбург можно было доехать за 2 суток, а до Москвы за 4 суток.

Анализ рынка жилой недвижимости г. Пензы | Статья в журнале...

Компания входит в первую сотню российских застройщиков. Второе место в регионе по

Группа компаний СКМ Групп. г. Москва. 10. Арбековская Застава, Измайловский.

Пензенская область. 6. Велотрек, На улице Горького/Урицкого, Семейный, Эко-квартал Запрудный.

Скоростные железнодорожные магистрали | Статья в журнале...

Москва: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2013.

— Санкт-Петербург: ФГБОУ ВПО ПГУПС, 2014. — 135 с. Калинина, Е. И. Транспорт [Текст]: иллюстрированный путеводитель: история

Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2013.