Становление пограничного и таможенного контроля на советском Дальнем Востоке (1922–1925 гг.) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маковский, А. В. Становление пограничного и таможенного контроля на советском Дальнем Востоке (1922–1925 гг.) / А. В. Маковский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 320-323. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7384/ (дата обращения: 20.04.2024).

Подчёркивая актуальность обращения к историческому опыту организации пограничного и таможенного контроля в условиях глобализации, автор исследует данную проблему в контексте истории Дальнего Востока в период советизации региона. В статье раскрываются сложности процесса становления и взаимодействия советских пограничных и таможенных органов в специфических условиях Дальневосточной области.

Ключевые слова:пути международного сообщения, пограничный и таможенный контроль, пропуск через государственную границу, пункт пропуска.

В настоящее время в условиях мировой глобализации особое значение в международных отношениях приобретает возможность максимально быстрого, комфортного, но в то же время надежного с точки зрения безопасности государства пересечения государственных границ лицами, транспортными средствами, а также грузами, товарами и животными на путях международного сообщения (далее — ПМС). Под этим термином принято понимать систему магистралей (основных направлений транспортных сетей) между странами, обеспечивающую передвижение лиц и транспортных средств в соответствии с международным правом, межгосударственными соглашениями и национальным законодательством.

В зависимости от среды, где они проложены и проходят, видов транспорта, который по ним передвигается, ПМС можно разделить на железнодорожные, автомобильные, водные (морские и речные), воздушные и пешеходные. В целях обеспечения своих экономических и политических интересов, а также в интересах собственной безопасности каждое государство устанавливает определенные правила пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами на ПМС. Для государственного контроля за выполнением этих правил на путях международного сообщения устанавливаются пункты пропуска через государственную границу в пределах железнодорожных и автомобильных вокзалов и станций, морских и речных портов, аэропортов, аэродромов, открытых для международного сообщения. В них органы исполнительной власти государства осуществляют пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами — и иные виды контроля лиц и транспортных средств, следующих через государственную границу [3].

Пограничный и таможенный контроль, их формы и методы осуществления неразрывно связаны с политической обстановкой внутри государства и межгосударственными отношениями. Количество ежегодно пересекающих государственную границу России лиц и транспортных средств неуклонно растет, и задачей государства, помимо оптимизации процесса пропуска через государственную границу, является установка надежного заслона международному терроризму и охрана своих экономических интересов.

Сегодня Азиатско-Тихоокеанский регион (далее — АТР) является одним из наиболее густонаселенных (около 1\3 всего населения Земли) и наиболее экономически интенсивно развивающихся регионов. Имея огромный экономический потенциал, страны АТР стремятся использовать Дальний Восток России для осуществления выхода на товарные рынки сбыта других стран, а также приобретения доступа к дешевой сырьевой базе [7, с.6]. В этом отношении, несмотря на реально предпринимаемые правительством Российской Федерации меры, слабозаселённая и экономически слаборазвитая территория Дальнего Востока России приобретает для них все большую привлекательность. Одновременно происходит расширение экономической и демографической экспансии, использование в этих целях легальных и нелегальных каналов въезда и пребывания в Российской Федерации, незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию России.

В настоящее время Пограничная служба ФСБ России выполняет возложенные на неё задачи в сложной обстановке, обусловленной и социально-экономической ситуацией в стране, и реализацией новых подходов к обеспечению безопасности РФ, и связанными с этим изменениями в организации и функционировании системы охраны государственной границы. Характер угроз на канале международных сообщений в настоящее время вызывает необходимость совершенствования теории и практики пропуска через границу лиц, транспортных средств, грузов и товаров.

В условиях реформирования системы Пограничной службы, совершенствования применяемых форм и методов служебной деятельности именно обращение к историческому опыту имеет практическое значение.

Обращение к историческому опыту организации пограничного и таможенного контроля на Дальнем Востоке представляется важным, поскольку позволяет на современном этапе выявить проблемы, с которыми сталкивались органы государственной власти в процессе организации пропуска через государственную границу, и пути их решения. Обобщение этого опыта актуально для подготовки и воспитания кадров тех силовых структур, которые непосредственно осуществляют пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Пограничная и таможенная службы Российского государства на протяжении веков были очень тесно связаны. В некоторые периоды истории их деятельность вообще невозможно разделить, так как они представляли собой единую организацию, выполнявшую одни и те же функции на сухопутных, морских участках границах и в пунктах пропуска.

Наличие пограничного и таможенного контроля в России, как и в других странах, позволяло государству обеспечивать безопасность своей территории, черпать дополнительный доход для удовлетворения своих нужд путем взимания таможенных пошлин, а также способствовало развитию отечественного промышленного производства за счет ограничения ввоза некоторых иностранных и вывоза отечественных товаров и др [6, с.219]. Первоначально наиболее важной задачей пограничного контроля являлось внесение порядка в движение товаров и лиц, следующих через государственную границу. В последующем функция контроля за движением товаров выделилась и развилась в особую государственную службу, получившую название таможенной. В связи с этим историю пограничного и таможенного контроля следует рассматривать в комплексе, ведь история этих служб отражает основные этапы деятельности Российского государства по защите своих интересов на государственной границе.

Первым советским документом, регламентировавшим порядок пропуска через государственную границу, была «Инструкция Военно-революционного комитета при ВЦИКе Совета рабочих и крестьянских депутатов комиссарам в Торнео и других пунктах европейских границ Российской Республики», утвержденная ВРК 25 ноября 1917 года. Она устанавливала порядок получения разрешения на въезд и выезд из страны, запрещала вывоз документов, которые могли «повредить политическим и экономическим интересам Российской Республики», золота, серебра, платины, драгоценных камней, оружия, денег сверх установленных сумм. Согласно инструкции, при пересечении границы всё, недозволенное к перевозу, подлежало конфискации, а лица, провозившие компрометирующие документы, — аресту. [6, с.143–144]. Инструкция действовала до принятия 28 мая 1918 года Декрета Совета Народных Комисаров (далее — СНК) об учреждении пограничной охраны, согласно которому в ведомстве Народного комиссариата по делам финансов учреждалась Пограничная охрана. На Пограничную охрану, в частности, возлагалась обязанность воспрепятствовать тайному провозу грузов и тайному переходу лиц через сухопутные и морские границы РСФСР [6, с.144].

Но уже 29 июня СНК РСФСР издал декрет «О переходе Департамента таможенных сборов, Главного управления пограничной охраны и корчемной стражи в ведение Народного комиссариата торговли и промышленности». Согласно этому декрету, Департамент таможенных сборов переименовывался в Главное управление таможенного контроля, а Главное управление пограничной охраны сохраняло свое наименование, и к нему присоединялась еще Корчемная стража из Главного управления неокладных сборов Комиссариата финансов. Главные управления этих ведомств теперь подчинялись непосредственно народному комиссару торговли и промышленности. Для взаимодействия названных управлений в деле наблюдения за охраной границы в таможенном отношении была организована при Народном Комиссариате Внешней торговли (далее — НКВТ) особая коллегия, в состав которой обязательно входили представители от каждого из этих управлений под председательством НКВТ. Настоящий декрет вступил в силу с 1 июля 1918 года [6, с.146], а17 июля 1920 года заместителем председателя ВЧК В. Р. Менжинским была утверждена «Инструкция об охране государственной границы», согласно которой на границах РСФСР учреждался институт пограничных органов Особого отдела ВЧК, в обязанности которым вменялись осуществление политического контроля за переходом границ лицами, следующими в РСФСР и из нее, а также наблюдение за охраной самой границы. Пограничные органы Особого отдела ВЧК должны были вести наблюдение за лицами и товарными грузами, следующими через границу, посредством проверки документов и присутствия при досмотре багажа и товаров [5, с.163].

24 ноября 1920 года постановлением Совета Труда и Обороны (СТО) охрана государственной границы РСФСР была возложена на Особый отдел (ОО) ВЧК по охране границ. В ведении Наркомата внешней торговли на границах республики оставались только таможенные рогатки на тех провозных путях, которые были объявлены для государственного экономического ввоза и вывоза. Обеспечение воинской силой таможенных рогаток было возложено на командующего войсками внутренней службы республики (ВНУС) [5, с.164].

4 декабря 1920 года постановлением СНК были приняты временные правила о ввозе из-за границы и обратном вывозе за границу иностранных товаров, согласно которым к ввозу в РСФСР допускались товары, приобретенные или разрешенные к ввозу НКВТ. Ввозимые в Россию товары в нарушение установленного порядка считались контрабандой и конфисковались таможенными учреждениями [5, с.165]

15 февраля 1921 года председателем ВЧК Ф. Э. Дзержинским была утверждена «Инструкция частям войск ВЧК, охраняющим границы РСФСР», в соответствии с которой вся ответственность за охрану границ РСФСР возлагалась на ОО ВЧК. Его задачами являлись: охрана границ в политико-военном отношении, воспрепятствование незаконному передвижению через границу грузов, борьба с бандитизмом, а также помощь таможенным учреждениям вооруженной силой. Многие положения данной Инструкции нашли свое отражение в Положении об охране границ РСФСР 1921 года. Стоит также отметить, что до 1958 года именно 15 февраля отмечался День Пограничных войск СССР [6, с.148].

10 июля 1921 года ВЦИК РСФСР утвердил «Положение об охране границ РСФСР», в котором нашли свое отражение требования Постановления Совета труда и обороны об охране границ РСФСР 1920 года. Положение предусматривало подчинение особым отделам ВЧК частей пограничных войск ВЧК, которые выполняли также функции таможенного контроля. Взаимодействие пограничных войск и таможенной службы организовывалось совместно командиром части и начальником таможни. Положение действовало до принятия Положения об охране границ СССР 1923 года [6, с.149–150].

6 февраля 1922 года ВЧК была переименована в Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР [4, с.5], а 27 сентября 1922 года СТО принял постановление о создании Отдельного пограничного корпуса, по которому охрана границ РСФСР передавалась в ведение ГПУ. Инструкции по несению службы по охране госграницы войсками Отдельного пограничного корпуса войск ГПУ разрабатывались ГПУ и НКВТ (по экономической охране границ) [6, с. 152].

25 октября 1922 года завершилось освобождение от интервентов и белогвардейцев Дальневосточной республики (ДВР) войсками Народно-революционной армии (НРА). 15 ноября ВЦИК включил Дальний Восток в состав РСФСР как свою административную единицу — Дальневосточную область, высшим органом власти которой стал Дальневосточный революционный комитет (Дальревком). В Дальневосточную область организационно вошли: Амурская, Забайкальская, Приморская, Камчатская, Прибайкальская, Приамурская губернии. Началось строительство мирной жизни, становление новых институтов власти, восстановление разрушенного за годы гражданской войны хозяйства [9, с.33].

Однако внешнеполитическая ситуация на Дальнем Востоке продолжала оставаться напряженной. Советская Россия стремилась к налаживанию добрососедских отношений с правительством Китая, однако это было не простой задачей. В частности, неразрешенным оставался вопрос о КВЖД вплоть до заключения 20 сентября 1924 года в г. Мукдене соглашения между СССР и Китайской республикой, касавшегося главным образом КВЖД. В 1920-х годах интересы СССР все больше сталкивались с жесткой позицией Японии, стремившейся к доминированию в регионе. Однако увеличивающееся влияние США на Дальнем Востоке «умиряло» захватнические устремления Японии, что подталкивало японскую сторону искать новых путей для переговоров с СССР. Вместе с тем, японские войска продолжали оставаться на севере Сахалина до начала 1925 года [9, с.34–35].

Специфику Дальневосточного региона определяли не только внешние, но и внутренние факторы. К мирному строительству Дальний Восток приступил в сложный для СССР период социально-экономического и политического кризиса. Промышленность Дальнего Востока и аграрный сектор за время интервенции пришли в упадок, в регионе процветала контрабанда. В связи с этим социально-политическая и экономическая обстановка, сложившаяся на Дальнем Востоке к концу 1922 года, требовала от советского правительства напряженных усилий по обеспечению государственной безопасности в регионе.

Стоит отметить, что до образования в ноябре 1922 года Дальневосточной области (ДВО) охрана государственной границы в основном велась таможенной службой, однако в 20-х годах с введением монополии внешней торговли советское правительство поручило охрану государственной границы Главному политическому управлению (ГПУ). По замыслу руководства страны, переход охраны границы на Дальнем Востоке от таможенного ведомства к пограничной охране ГПУ должен был ужесточить пограничный режим, однако справедливо отмечалось, что на момент передачи войска ГПУ не могли надежно и качественно охранять границу, так как были малочисленны и слабо обеспечены материально [7, с.79].

Вместе с тем, одновременно с процессом передачи охраны государственной границы в ведение ГПУ было принято решение о серьезном сокращении таможенного аппарата. Так, в Протесте начальника таможенного округа В. И. Пичугина против проекта Комиссии под руководством М. И. Целищева по сокращению штатов таможенных учреждений Дальнего Востока от 30 июля 1923 г. указано, что в начале 1923 года с передачей охраны госграницы в ведение ГПУ штаты таможенных учреждений были пересмотрены и личный состав сотрудников был сокращен на 1192 чел. (с 2632 чел. до 1440 чел.) [8, с.164]. В соответствии с требованиями «Общего положения о взаимоотношениях органов охраны границы ГПУ с органами НКВТ» от 18 января 1923 года, таможенные учреждения прекращали охрану границы. В ведении таможни оставались контрольно-пропускные пункты и таможенные районы. В результате фактической смены старого аппарата на новый, слабо подготовленный, произошло существенное ослабление охраны границы [7, с.79]. Ситуацию усугубляли отдалённость Дальневосточного региона от центра, обширная протяжённость границы, острый дефицит профессиональных кадров.

Несмотря на то что в начале 1923 года охрана границы перешла к органам ГПУ, таможенная служба продолжала играть важную роль в деле борьбы с контрабандой на Дальнем Востоке. При этом надо отметить, что численность таможенных заведений и таможенных служащих постоянно сокращалось. Так, численность таможенного ведомства в 1922–1925 гг. сократилось в 2,5 раза, а количество задержаний увеличилось в 7 раз. Это свидетельствовало о высокой эффективности работы таможенных органов. Причем, если раньше таможенные чины могли задерживать контрабанду непосредственно на линии государственной границы, что давало высокий процент задержаний, то в дальнейшем основная работа осуществлялась на контрольно-пропускных пунктах или на таможенных постах в районах, где не было пограничной охраны [7, с.85].

Наряду с этим несогласованные действия дальневосточного таможенного управления (ДВТО) и ГПУ негативно сказывались на состоянии их совместной работы, прежде всего по борьбе с контрабандой. В докладах на различных заседаниях местных органов управления нередко говорилось о неготовности войск ГПУ к охране границы, о постоянных столкновениях, которые происходили между сотрудниками ДВТО и ГПУ, об ослаблении границы в связи с сокращением таможенных учреждений [7, с.79–80].

Пытаясь обеспечить взаимодействие таможни и пограничной охраны, с начала 1923 года Дальревком поставил на контроль введение в действие декретов СНК, регулирующих деятельность ГТУ и ГПУ: «Общее положение о взаимоотношениях органов охраны границы ГПУ с органами НКВТ», «Временное положение о местных таможенных учреждениях», «Положение о таможенной охране», а в апреле 1923 года был установлен порядок ввоза ценностей из-за границы [1, с.189].

Что же касается пропуска лиц через государственную границу, то 24 июля 1923 года Постановлением Дальревкома № 469 на территории Дальнего Востока было введено Постановление ВЦИК и СНК от 19.12.1922 года № 533 «О порядке проверки личного состава иностранных торговых судов и о пропусках и пребывании иностранных моряков в портовых городах РСФСР», в котором определялся порядок проверки личного состава по прибытии и отбытии судна, порядок нахождения иностранных моряков на территории портового города, порядок ареста и задержания лиц из состава судовой команды на территории портового города, а также порядок действий при невозвращении иностранного моряка на судно к отходу. Согласно этому постановлению, по прибытии в порт капитан иностранного судна обязан был предъявить представителю местного морского пограничного пункта (Морконтроль) судовую роль, а также удостоверения личности на каждого члена экипажа, выданное административными органами страны — отправителя [2, л.50–52]. Целью введения этих директив были организация деятельности различных ведомств по охране государственной границы на местах и координация совместных усилий при выполнении поставленных задач.

Таким образом, в первые годы советизации Дальнего Востока Дальревком предпринимал энергичные усилия по укреплению государственной границы, организации четкого порядка пропуска через границу лиц и транспортных средств, соблюдению политических и экономических интересов СССР. И, хотя многие шаги были достаточно поспешными и не всегда до конца продуманными, именно в этот период закладывался фундамент тех силовых ведомств, которые были призваны обеспечивать надежную охрану государственной границы, бороться с политической и экономической контрабандой в регионе.

Литература:

1.         Беляева, Н. А. Дальневосточная контрабанда как историческое явление (Борьба с контрабандой на Дальнем Востоке России во второй половине XIX — первой трети XX века): монография / Н. А. Беляева, Л. А. Лаврик, С. Н. Ляпустин и др. — Владивосток: РИО ВФ РТА, 2010. — 296с.

2.         Государственный архив Хабаровского края Российской Федерации (ГАХК РФ). — Ф. Р-58. — Оп.1. — Д.19.

3.         Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»: от 1 апр. 1993 г. N 4730- I (ред. от 25 июн. 2012г.) // Рос. газ. — 1993. — 4 мая.

4.         Лубянка: Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. 1917–1991. Справочник / Под. ред. А. Н. Яковлева; авторы-сост.: А. И. Кокурин, Н. В. Петров. — М.: МФД, 2003. — 768с.

5.         Пограничные войска СССР 1918–1928. Сборник документов и материалов. — М.: Наука, 1973. — 924с.

6.         Пограничная служба России: Энциклопедия. Формирование границ. Нормативная база. Структура. Символы. / Г. Н. Симаков, К. Н. Маслов, В. И. Боярский и др.; под общ. ред. В. Е. Проничева. — М.: Кучково поле, 2009. — 624с.

7.         Попенко, А. В. Опыт борьбы с контрабандой на Дальнем Востоке России (1884 — конец 20-х гг. XX в.): монография / А. В. Попенко. — Хабаровск: ХПИ ФСБ России, 2009. — 150с.

8.         Таможня на Тихом океане: документы и материалы. Вып.5. Таможня в Забайкалье. 1862–1926 гг. / сост.: Н. А. Беляева, Н. А. Троицкая. — Владивосток: ВФ РТА, 2008. — 212с.

9.         Цыбин, А. Ю. Деятельность дальневосточных органов ГПУ — ОГПУ по реализации социально-экономической политики СССР в регионе (1922–1934 гг.): дис. … канд. ист. наук: 07.00.02 / Цыбин Андрей Юрьевич. — Хабаровск, 2010. — 237с.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная граница, Дальний Восток, таможенный контроль, пограничная охрана, охрана границ РСФСР, Главное управление, Дальневосточная область, международное сообщение, РСФСР, таможенная служба.


Ключевые слова

пути международного сообщения, пограничный и таможенный контроль, пропуск через государственную границу, пункт пропуска., пункт пропуска

Похожие статьи

Шефство как одна из форм взаимной помощи подразделений...

Дальний Восток, местное население, подразделение, хабаровск, шефство, январь, государственная граница, государственный архив, пограничная охрана, пограничное войско СССР.

Церковная жизнь на Дальнем Востоке СССР в 1922–1933 гг.

Становление пограничного и таможенного контроля на советском Дальнем Востоке (1922–1925 гг.) Шефство как одна из форм взаимной помощи подразделений Красной Армии, пограничников и местного населения в 1920-х годах на Дальнем Востоке.

Становление войск внутренней охраны Республики РСФСР

В статье рассматриваются вопросы, связанные со становлением войск внутренней охраны Республики РСФСР (ВОХР), раскрывается их

Территория сектора совпадала, как правило, с территорией военного округа, а границы районов определялись границами губерний.

Становление и общественно-политическая деятельность...

Становление пограничного и таможенного контроля на советском Дальнем Востоке (1922–1925 гг.)

Роль комсомольских организаций Дальнего Востока РСФСР в сфере развития культуры и просвещения населения в регионе в 1922–1926 гг.

Роль иностранных концессий в восстановлении и развитии...

После вхождения 15 ноября 1922 г. ДВР в состав Советской России, встала проблема охраны природных богатств Дальнего Востока от

Поэтому контроль над всеми иностранцами, находящимися в регионе был приоритетной задачей дальневосточных органов ОГПУ.

Развитие системы профессионального образования военных...

30 марта 1918 года на базе управления и штаба Отдельного пограничного корпуса было образовано Главное управление пограничной охраны (ГУПО). Декретом Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР от 28 мая 1918 года была учреждена Пограничная охрана...

Проблемы расследования контрабанды биологических ресурсов...

Российская Федерация, Япония, контрабанда, ресурс, таможенная граница, УК РФ, таможенный контроль, Россия, незаконное перемещение, животное.

Транснациональная преступность на Дальнем Востоке...

Проанализировав данные Дальневосточного таможенного управления по итогам правоохранительной деятельности таможен ДВТУ в 1-м

Контрабандисты намеревались пересечь границу вне таможенных и пограничных пунктов пропуска по льду озера Ханка.

Похожие статьи

Шефство как одна из форм взаимной помощи подразделений...

Дальний Восток, местное население, подразделение, хабаровск, шефство, январь, государственная граница, государственный архив, пограничная охрана, пограничное войско СССР.

Церковная жизнь на Дальнем Востоке СССР в 1922–1933 гг.

Становление пограничного и таможенного контроля на советском Дальнем Востоке (1922–1925 гг.) Шефство как одна из форм взаимной помощи подразделений Красной Армии, пограничников и местного населения в 1920-х годах на Дальнем Востоке.

Становление войск внутренней охраны Республики РСФСР

В статье рассматриваются вопросы, связанные со становлением войск внутренней охраны Республики РСФСР (ВОХР), раскрывается их

Территория сектора совпадала, как правило, с территорией военного округа, а границы районов определялись границами губерний.

Становление и общественно-политическая деятельность...

Становление пограничного и таможенного контроля на советском Дальнем Востоке (1922–1925 гг.)

Роль комсомольских организаций Дальнего Востока РСФСР в сфере развития культуры и просвещения населения в регионе в 1922–1926 гг.

Роль иностранных концессий в восстановлении и развитии...

После вхождения 15 ноября 1922 г. ДВР в состав Советской России, встала проблема охраны природных богатств Дальнего Востока от

Поэтому контроль над всеми иностранцами, находящимися в регионе был приоритетной задачей дальневосточных органов ОГПУ.

Развитие системы профессионального образования военных...

30 марта 1918 года на базе управления и штаба Отдельного пограничного корпуса было образовано Главное управление пограничной охраны (ГУПО). Декретом Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР от 28 мая 1918 года была учреждена Пограничная охрана...

Проблемы расследования контрабанды биологических ресурсов...

Российская Федерация, Япония, контрабанда, ресурс, таможенная граница, УК РФ, таможенный контроль, Россия, незаконное перемещение, животное.

Транснациональная преступность на Дальнем Востоке...

Проанализировав данные Дальневосточного таможенного управления по итогам правоохранительной деятельности таможен ДВТУ в 1-м

Контрабандисты намеревались пересечь границу вне таможенных и пограничных пунктов пропуска по льду озера Ханка.

Задать вопрос