Сегодня главной целью единой государственной пограничной политики Российской Федерации, является обеспечение национальных интересов и безопасности страны на Государственной границе и в ее пограничном пространстве. Борьба с преступностью уголовно-процессуальными средствами является одной из важнейших задач, которое решает любое государство в процессе своего функционирования. Необходимость усиления этой борьбы, повышение оперативности и эффективности расследования уголовных дел требует напряжения всех сил имеющихся в распоряжении пограничных органов дознания, которые призваны осуществлять процессуальное сопровождение правоприменительной деятельности пограничных органов ФСБ России по обеспечению пограничной безопасности [1, с. 33]. Как справедливо отметил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев: «…выработка и последовательная реализация Государственной пограничной политики направлена на обеспечение суверенитета, территориальной целостности и безопасности страны, упрочнение российской государственности» [2, с. 5]. Кроме того, «…вся система пограничных органов, нуждается в реформировании, в соответствии с требованиями, предъявляемыми временем, новыми парадигмальными изменениями, происходящими в общественной жизни, формировании новых взглядов на систему охраны Государственной границы России» [3, с. 35]. Для решения данной задачи, «…в соответствии со складывающейся обстановкой, общими принципами и интересами, имеющимися угрозами и в пограничной сфере, реализуется комплекс мероприятий по организации защиты Государственной границы Российской Федерации, совершенствованию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти приграничных субъектов Российской Федерации, наделенных, в соответствии с федеральным законодательством, полномочиями в этой сфере» [4, с. 3].
«Свою специфическую функцию в данных процессах выполняют Пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее – пограничные органы ФСБ России), важнейшим направлением деятельности которых, является надежное обеспечение национальной безопасности посредствам защиты и охраны Государственной границы России [5], а также борьба с трансграничной преступностью» [6, с. 7].
В этой связи, специализированные подразделения пограничных органов ФСБ России, в пределах своей компетенции, осуществляют уголовно-процессуальную деятельность (дознание), которая регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК РФ). Однако, на наш взгляд, остается ряд вопросов, регламентированных УПК РФ не в полной мере, что негативно сказывается на уровне режима законности и правопорядка на Государственной границе, и как следствие этому, повышении роста трансграничной преступности. Так, по данным отдела Следственного управления ФСБ России, координирующего деятельность подразделений дознания пограничных органов ФСБ России в Дальневосточном федеральном округе (далее - ДФО), на территории ДФО, продолжает фиксироваться тенденция к росту преступлений, подследственных подразделениям дознания пограничных органов, которыми в 2008 году зарегистрировано 357 преступлений (для сравнения в 2005 г. – 326; в 2006 – 230; в 2007 - 280). Более трети из них остается нераскрытыми. К концу 2009 г. ожидается прирост на 100-150 преступлений.
На фоне общего роста преступности, отмечается повышение доли организованных ее форм, роста трансграничных (транснациональных) преступных сообществ, а также учащение случаев использования высокотехнологичного оборудования и поддельных документов. Очевидно, что существующие сегодня угрозы национальным интересам и государственной безопасности России в пограничной сфере прежде всего оказывают негативное влияние на общественно-политическую обстановку в стране, тормозят ход социально-экономических преобразований, развитие и укрепление международных связей России с сопредельными государствами. В последние годы активизируются попытки зарубежных спецслужб и экстремистских организаций использовать территорию сопредельных с Российской Федерацией государств, для ведения разведывательно-подрывной деятельности.
Транснациональными преступными группировками предпринимаются активные попытки создания на отдельных участках государственной границы устойчивых каналов контрабанды и наркотрафика [7, с. 4-5]. Серьезную угрозу безопасности Российской Федерации в ДФО представляет незаконная миграция. Угрозой экономической безопасности России является расхищение ее природных богатств и невосполнимых ресурсов, а также противоправная деятельность трансграничных преступных группировок, занятых в сферах незаконного перемещения через государственную границу товаров и грузов. Значительный ущерб экономике страны в ДФО наносится незаконным промыслом водных биологических ресурсов и их нерегулируемым вывозом за пределы страны. Подобного рода неутешительная статистика свидетельствует о насущной потребности в модернизации как уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, так и ведомственных нормативно-правовых актов ФСБ России, регулирующих правоприменительную деятельность подразделений дознания пограничных органов ФСБ России по раскрытию и расследованию преступлений. В этих целях, на наш взгляд, необходимо на федеральном законодательном уровне решить ряд следующих вопросов:
1. Расширить компетенцию органов дознания пограничных органов ФСБ России, по уголовным делам, относящимся к их компетенции (прекратить практику передачи в другие правоохранительные органы материалы уголовных дел, возбужденных дознавателями пограничных органов с признаками альтернативной подследственности).
2. Ввиду объективных процессов, происходящих в обществе, а также в целях обеспечения на должном уровне задач пограничной безопасности, автором предлагается законодательно расширить компетенцию органов дознания пограничных органов ФСБ России: разрешить органам дознания пограничных органов ФСБ России производство дознания – по делам о всех преступлениях, связанных с незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации. Проведенный нами анализ позволяет прогнозировать дальнейшее расширение подследственности органов дознания пограничников.
3. Анализ действующего законодательства и практики его применения позволил сделать вывод о том, что определение перечня органов дознания посредствам ссылки на Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» недопустим ввиду прямого запрета уголовно-процессуальным законом осуществления дознавателем оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, находящимся в их производстве. Вместо этого, автором предлагается внести в УПК РФ исчерпывающий перечень органов дознания, без бланкетной ссылки на нормы Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
4. Анализ уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, а также практики правоприменения его норм дознавателями Регионального пограничного управления ФСБ России по Дальневосточному федеральному округу позволил автору сформулировать предложения по внесению изменений и дополнений в действующий УПК РФ. В целях повышения эффективности производства дознания считаем необходимым:
4.1. Дополнить УПК РФ нормой о согласовании действий и решений дознавателя с начальником подразделения дознания.
4.2. Законодательно закрепить разрешение органам дознания по расследуемым им делам давать другим органам дознания поручения о производстве следственных действий, а оперативным органам – о производстве розыскных мероприятий с последующим предоставлением их результатов.
4.3. Законодательно закрепить право дознавателя применять в случае необходимости любую меру пресечения (за исключением содержания под стражей), не руководствуясь при этом правилами ст. 100 УПК РФ.
4.4. Законодательно признать показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде допустимыми доказательствами.
4.5. Законодательно закрепить обязанность лица, производящего предварительное расследование разъяснять подозреваемому, обвиняемому основание прекращения уголовного преследования. Прекращение уголовного преследования не допускать, если лицо, в отношении которого прекращается уголовное преследование против этого возражает.
4.6. В целях обеспечения неизбежности ответственности за преступление, совершенное на территории Российской Федерации, необходимо законодательно закрепить возможность выделения материалов уголовного дела (в отношении иных лиц), не связанного с расследуемым преступлением, находящихся за пределами Российской Федерации. Данные материалы необходимо передавать в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, для решения вопроса об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования.
5. Анализ деятельности специализированных подразделений дознания РПУ ФСБ России по ДФО и акцент заказчика данного исследования [8], на освещение наиболее актуальных вопросов, связанных с проблемами уголовно-процессуальной деятельности данных подразделений, стимулировали нас на разработку ряда предложений по внесению изменений и дополнений в ведомственные нормативно-правовые акты, в части, касающейся производства дознания специализированными подразделениями пограничных органов ФСБ России, а именно:
5.1. Для обеспечения выездов сотрудников специализированных подразделений дознания пограничных органов ФСБ России для производства следственных действий, организации и поддержания взаимодействия с подразделениями взаимодействующих органов, доставки задержанных лиц, перевозки образцов для экспертизы необходим автотранспорт, которого в настоящее время в штате указанных подразделений нет. Для чего необходимо ввести в штат данных подразделений должность водителя и автомобильную технику.
5.2. Для хранения скоропортящихся вещественных доказательств, содержащих белковую составляющую (водные биологические ресурсы) необходимы комнаты (склады, хранилища) оборудованные холодильными (морозильными) установками.
5.3. Для содержания задержанных лиц необходимо оснастить все Службы пограничных органов ФСБ России изоляторами временного содержания.
5.4. В целях невозможности своевременного предоставления задержанным органами дознания ФСБ России лицам переводчика (лингвиста), считаем необходимым, ввести в штат подразделений дознания пограничных органов ФСБ России должность переводчика (лингвиста).
5.5. В целях обеспечения наиболее высокого уровня производства дознания специализированными подразделениями дознания и административной практики пограничных органов ФСБ России необходимы квалифицированные специалисты. В этой связи необходимо разработать и внедрить в учебный процесс ВУЗов пограничных органов ФСБ России квалификационные требования к специализации «уголовно-процессуальная и административно-процессуальная деятельности пограничных органов ФСБ России». В соответствии с данной специализацией разработать учебные и тематические планы для организации учебного процесса с целью подготовки квалифицированных специалистов для процессуальных подразделений пограничников. В настоящее время, подобная подготовка осуществляется в Академии пограничной службы ФСБ России [9, с. 23-25], с офицерским составом, в рамках курсовой переподготовки [10, с. 75-79], что на наш взгляд, в условиях экономического (финансового) кризиса, является не вполне экономически оправданным. Более того, отрыв дознавателей даже на 2-3 месяца учебы от их непосредственной процессуальной деятельности, вызывает перегруженность оставшихся в отделе (отделении, группе) дознавателей, что негативно влияет на ход расследования.
Решение данных вопросов, на наш взгляд, позволит органам дознания пограничников наиболее оперативно осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также эффективно решать задачи по борьбе с трансграничной преступностью в Дальневосточном федеральном округе.
1. Елизаров М.А. О характере современной правоприменительной деятельности пограничных органов дознания. // Дознание в пограничных органах ФСБ России: становление, современное состояние и перспективы развития: матер. межвед. научно-практич. конф. М.: МПИ ФСБ России. 2008. 134 с.
2. Доклад Президента Российской Федерации, Д.А. Медведева, Федеральному собранию Российской Федерации 20 апреля 2009 г. / Медведев. Д.А. К вопросу о единой пограничной политике России // Российская газета. № 365. 2009.
3. Проничев В.Е. Вопросы обеспечения правового регулирования деятельности пограничной службы федеральной службы безопасности и ее стратегического развития // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. 2006. № 2.
4. Доклад Консультанта Департамента по взаимодействию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, Н.Ф. Князева. /Князев Н.Ф. Современное состояние и основные направления деятельности территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе по формированию системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере. // Особенности интересов России в пограничной сфере Дальнего Востока и пути формирования их обеспечения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 25 апреля 2009 года. Хабаровск: Хабаровский пограничный институт ФСБ России, 2009.
5. Ст. 3 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 17. Ст. 594.
6. Доклад Начальника Регионального пограничного управления ФСБ России по Дальневосточному федеральному округу генерал-полковника В.В. Путова. / Путов В.В. Формирование современной системы защиты и охраны Государственной границы, экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах Дальневосточного федерального округа. // Особенности интересов России в пограничной сфере Дальнего Востока и пути формирования их обеспечения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 25 апреля 2009 года. Хабаровск: Хабаровский пограничный институт ФСБ России, 2009.
7. Шульгин И.В. Об уголовно-процессуальной политике в сфере защиты и охраны Государственной границы и основных направлениях повышения эффективности правоприменительной деятельности пограничных органов дознания. // Дознание в пограничных органах ФСБ России: становление, современное состояние и перспективы развития: матер. межвед. научно-практич. конф. М.: МПИ ФСБ России. 2008. 134 с.
8. Заказчиком данного исследования является Региональное пограничное управление ФСБ России по Дальневосточному федеральному округу.
9. Подробнее по данному вопросу см.: Винниченко А.Г. Некоторые особенности подготовки кадров для подразделений процессуальной деятельности пограничных органов. // Дознание в пограничных органах ФСБ России: становление, современное состояние и перспективы развития: матер. межвед. научно-практич. конф. М.: МПИ ФСБ России. 2008. 134 с.
10. Подробнее по данному вопросу см.: Кузурманова И.В. Некоторые вопросы подготовки офицеров отделений дознания и административной практики пограничных органов ФСБ в МПИ ФСБ России. // Дознание в пограничных органах ФСБ России: становление, современное состояние и перспективы развития: матер. межвед. научно-практич. конф. М.: МПИ ФСБ России. 2008. 134 с.