Образование есть та социальная составляющая, которая характеризуется как наиболее динамичная, связанная абсолютно со всеми отраслями экономики. В первую очередь её значимость заключается в том, что благодаря повышению уровня образованности населения, в том числе через реформы высшей школы, можно достигнуть высоких темпов экономического роста в стране. В условиях переходной экономики управление системой профессиональной подготовки специалистов становится особенно актуальным.
Переходная экономика являет собой новый этап экономического развития общества, которое «неизбежно связано с переходом экономики из одного состояния в другое: меняются формы собственности, отношения между людьми по поводу присвоения, обмена, распределения, использования благ» [1, с.115], это особое состояние экономической системы, при котором происходят коренные преобразования в обществе, экономике и государстве в целом. Несмотря на то, что по существу, а также в силу свойства изменчивости, в данном понятии заложен принцип развития и достижения определённого нового состояния (рыночной экономики), переходная экономика представляет собой отдельный тип экономической формации в силу определённых присущих ей черт, например, таких как многоукладность и относительная длительность преобразований [1, 2, 4]. Она представляет собой временное разнородное единство противоречащих элементов — рыночных условий и государственного регулирования. Их одновременное противоборство и партнёрство, диалектическое единство и борьба определяют вектор дальнейшего развития и формируют импульсы поступательного движения.
В Республике Беларусь реформирование экономики характеризуется поэтапными преобразованиями, которые предполагают «постепенное приспособление экономической политики к изменяющимся условиям» [1, с.119] и классифицируется экономистами как умеренно-радикальный подход [там же], или постепенное, поэтапное создание рыночных отношений [2, 3, 5]. Однако ещё долгое время ведущей остаётся роль государственного регулирования [2–5], которое призвано «скомпенсировать неразвитость рыночного механизма регулирования и его институтов» [2, с.53], особенно на первоначальных этапах.
Изменения, традиционно сопровождающие трансформации любого порядка, в переходной экономике подразумевают совершенствование структурной, институциональной и организационной основ экономики [6], многообразие (плюрализм) форм собственности [7] (с важнейшей ролью, но не монополией частной собственности). Данные преобразования затрагивают все сферы экономики, включая и систему образования и финансово-банковский сектор. Реформирование последнего может привести как к усугублению трансформационного кризиса ввиду выполнения банковской системой важнейших макроэкономических функций по обслуживанию финансовых потоков в экономике, так и к повышению уровня экономического развития. В финансово-кредитном секторе возрастает численность занятых, что обусловлено привлекательностью быстрого оборота денежных средств, высоким уровнем доходов, близостью к кредитным ресурсам. Кадровые оттоки из других сфер деятельности сказываются в виде диспропорций на рынке труда в целом и на его отдельных сегментах, например, на всё более усложняющемся рынке труда молодых специалистов. Он переполнен выпускниками специальностей, которые «являются трудоизбыточными на белорусском рынке труда, причём большие коррективы вносят негосударственные вузы» [8, с.16].
С определённого момента перед всей системой профессионального образования поставлены новые требования к качеству подготовки специалистов. Это связано с переходом к рыночным механизмам экономического развития, а также с отсутствием обязательного государственного распределения выпускников, обучающихся на платной основе. Возникла необходимость пересмотра главных концепций образования, а значит, переосмысления методик подготовки специалистов, перераспределения приоритетов в процессе их обучения. Система высшего образования подвергается новому испытанию — изучению сквозь призму современных — «рыночных» взглядов, с применением рационализированных подходов на базе основных составляющих рынка: конкуренции, цены, спроса и предложения.
Главное богатство общества во все времена составляют люди, современным экономическим языком обозначаемые как человеческие ресурсы, поэтому исследование проблем эффективности их использования в качестве основного элемента производительных сил, всегда являлось актуальным. В условиях инновационно развивающейся экономики компетенция и квалификация специалиста являются важнейшими факторами экономического роста государства и социального прогресса общества. Эффективность экономических процессов в большинстве своём сопряжена с уровнем накопленного в стране человеческого капитала и степенью его реализации во всех секторах экономики, в том числе и задействованного в банках.
Экономический механизм обеспечения банковской системы кадрами представляет собой совокупность форм и методов, позволяющих определить необходимое количество банковских кадров в соответствии с её потребностями в определённом объёме и уровне качества их подготовки. Это достигается благодаря предусмотренным законодательством экономическим мерам, то есть основам, заключающимся в определённом установленном порядке обеспечения банки кадрами. Сюда включаются планирование объёмов и структуры подготовки банковских специалистов, способы её финансирования, содержание учебных планов различных специализаций и направлений специальностей, продолжительность обучения в соответствии с уровнем образования, которое является базой для получения специальности, порядок распределения на рабочие места.
Рассматриваемый экономический механизм направлен на обеспечение банковских организаций кадрами в результате реализации своих функций соответствующими учреждениями образования в процессе подготовки банковских специалистов. К методам воздействия на рассматриваемые процессы в данном исследовании относятся установление и доведение до учреждений образования планов набора абитуриентов в разрезе специализаций; подготовка выпускников за счёт дифференцированных средств — бюджета, организаций-заказчиков, собственных средств обучающихся — с целью привлечения, а также путём дифференциации форм обучения в соответствии с запросами обучающихся и возможностями учреждений образования; мониторинг рынка образовательных услуг; система кредитования обучения; ценообразование в системе образования; материально-техническая база учреждений образования. К формам — различные способы мотивации банковских организаций и банковских специалистов в повышении уровня образования банковских коллективов путём создания для этого условий, стимулирующих все заинтересованные в процессе обучения стороны.
Таким образом, экономический механизм обеспечения банков кадрами заключается в обеспечении с помощью экономических методов достижения целей всех заинтересованных в процессе подготовки банковских специалистов сторон. От степени усовершенствования взаимодействия всех составляющих данного процесса, зависит успех реализации поставленных целей.
В настоящее время в банковской сфере не уделяется должное внимание оценке уровня кадрового обеспечения банков. Решая проблемы переходной экономики, банки не всегда считают приоритетным этот существенный элемент своей деятельности.
Особенности работы в банке заключаются в том, что «большинство служащих имеют жёстко регламентированные исполнительские функции и относятся к техническим специалистам (80–90 %); меньшая часть банковского персонала (20–10 %) выполняют аналитические функции» [9, с.349]. К тому же даже специалистам-исполнителям для поддержания своей квалификации в динамично меняющихся условиях банковской деятельности приходится прикладывать серьёзные усилия, чтобы постоянно совершенствоваться и соответствовать развитию банковских технологий. Данная проблема вполне решаема в случае работы отлаженной системы подготовки, переподготовки, развития основного ядра человеческого капитала банковской системы — банковских специалистов.
Невозможно обеспечить развитие банка без профессионального, инновационного, творческого развития его сотрудников. Образование, обучение, аттестация и другие компоненты развития человеческих ресурсов неизменно обеспечивают рост эффективности выполняемых банком функций за счёт прогрессивного развития компетенций и интеллектуальных навыков персонала, их взаимоотношений за счёт расширения информационного поля, укрепления и развития навыков познания, профессиональной компетенции человеческого капитала банковской системы в целом.
Таким образом, место или ниша, занимаемая банком в системе экономических отношений, связана не только и не столько с адаптацией к рыночным условиям, сколько с подготовленностью кадров. В литературе и практической деятельности можно найти ряд толкований процесса профессионального развития персонала: продвижение кадров, их переподготовка и обучение, повышение квалификации, кадровый резерв, построение карьеры и т. п. Всё это так или иначе связано с обучением, образованием, то есть с профессиональной подготовкой.
Система профессионального образования всегда находилась в процессе постоянного взаимодействия с экономической ситуацией, которая способна влиять на условия существования этой взаимосвязи, степень этого взаимодействия зависит от конкретных условий, в которых находится государство и общество. Концепция обучения, образования как капитала, вложенного в человека, выражается в эффективности труда работника, его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках рабочей силы, обеспечивающей высокий профессиональный уровень, всё это, в свою очередь, требует инвестиций в обучение. Рост уровня образования в банке может рассматриваться не только как необходимое и достаточное условие жизнеспособности банка, но и как направление увеличения его экономического потенциала.
Высококонкурентная среда, условия неопределённости и нестабильности, в которых банк осуществляет свою деятельность, придают ей рисковый характер. В свою очередь это требует от сотрудников не только повышенной ответственности, но и понимания того, что каждый работник своим трудом напрямую влияет на общие результаты работы организации, её имидж, что требует наличия у них соответствующих личностных качеств, необходимых для работы в ситуациях, требующих немедленной реакции, самообладания и рационализма. Особые требования к банковскому персоналу предъявляются и в связи с необходимостью сохранения банковской тайны, с постоянным повышением интеллектуализации труда, совершенствования своего профессионального мастерства.
Таким образом, особенности функционирования банковского персонала обусловлены спецификой банковской деятельности и связаны, прежде всего, с наличием у банковских работников определённых профессиональных компетенций, необходимых для осуществления её различных видов. В нашем государстве (Республика Беларусь) такие знания можно получить в соответствующих высших, средних специальных и учреждениях профессионально-технического образования, предлагающих специальности соответствующего профиля.
Литература:
1. Тычина, Н. А. Макроэкономические преобразования в странах с переходной экономикой / Н. А. Тычина // Научная и инновационная деятельность в Беларуси: сб. науч. тр. / НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь; под науч. ред. В. Ф. Иванова. — Минск, 2001. — С. 115–125.
2. Лобкович, Э. И. Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси: науч.-метод. пособие / Э. И. Лобкович. — Минск: БГЭУ, 2000. — 70 с.
3. Концепции и теории трансформации экономических систем / Г. А. Шмарловская [и др.]; под общ. ред. Г. А. Шмарловской. — Минск: БГЭУ, 2002. — 63 с.
4. Красникова, Е. В. Экономика переходного периода: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и др. экон. специальностям / Е. В. Красникова. — 3-е изд., стер. — Москва: Омега-Л, 2008. — 341 с.
5. Дорина, Е. Б. Формирование институциональной структуры белорусской экономики в условиях трансформации:монография / Е. Б. Дорина. — Минск: БГЭУ, 2005. — 187 с.
6. Пиатковский, М. Экономические и институциональные факторы «новой экономики» в странах с переходной экономикой / М. Пиатковский // Белорусский экономический журнал. — 2004. — № 1. — С. 14–24.
7. Аносова, с.А. Проблемы собственности в условиях переходной экономики / с.А. Аносова // Белорусский экономический журнал. — 2004. — № 3. — С. 32–41.
8. Ванкевич, Е. В. Равновесие на рынке труда: теория и практика / Е. В. Ванкевич // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. — 2006. — № 6. — С. 4–19.
9. Организация деятельности коммерческих банков: учебник / Н. К. Василенко, И. К. Козлова, О. В. Купчинова и др.; под ред. Г. И. Кравцовой. — Минск: БГЭУ, 2002. — 504 с.