Понятие человеческого капитала и особенности его использования в банковской сфере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №51 (185) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 25.12.2017

Статья просмотрена: 1611 раз

Библиографическое описание:

Призова, С. В. Понятие человеческого капитала и особенности его использования в банковской сфере / С. В. Призова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 170-173. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47452/ (дата обращения: 25.12.2024).



Человеческий капитал является самым значимым ресурсом общества, который характеризует темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Человеческий капитал «важный вид инвестиций в современной экономике» [8, с. 230]. Инновационные концепции человеческого капитала уделяют интерес инвестициям в человеческие ресурсы, так как, сопоставляя со степенью финансовой эффективности, данный вид инвестирования является наиболее выгодным.

Существует много подходов к определению составляющих человеческого капитала.

Наиболее обобщенным подходом является подход Ю. Г. Быченко, согласно которому структурно человеческий капитал выглядит следующим образом [1, с. 93]:

‒ биологический человеческий капитал — ценностный уровень физических способностей к выполнению трудовых операций, уровень здоровья населения;

‒ культурный человеческий капитал — совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивидов, которые используются или могут быть использованы в трудовой деятельности и узаконивают обладание статусом и властью.

И. А. Никитин и В. И. Романчин считают, что человеческий капитал — это конкретный резерв знаний, навыков, способностей, мотивации и здоровья человека, которые сформированы в результате вложений и рационально и эффективно применяемые в процессе труда с целью увеличения доходов индивида, организации.

С. А. Дятлов под человеческим капиталом понимает накопленный в результате инвестиций определенный запас здоровья, знаний, способностей, навыков и мотиваций человека, которые целесообразно им используются в определенной сфере общественного воспроизводства и способствуют росту его доходов, увеличению производительности труда и эффективности производства [3, с. 145].

А. В. Корицкий подчеркивает, что важнейшими видами вложений в человека являются затраты на образование и подготовку на производстве, повышающие уровень знаний работника и увеличивающие объем человеческого капитала на предприятии. Немаловажными являются затраты на охрану здоровья и медицинское обслуживание, сокращающие заболеваемость и смертность сотрудников предприятия, а также расходы на миграцию рабочей силы, рождение детей, представляющие собой форму воспроизводства человеческого капитала.

Р. И. Капелюшников и А. И. Добрынин рассматривают человеческий капитал как воплощенный в человеке запас знаний, способностей, навыков и мотиваций [6, с. 42].

Б. М. Генкин считает, что человеческий капитал представляет собой совокупность таких качеств, как природные способности, здоровье, образование, профессионализм, мобильность, которые выступают источником дохода для человека, его семьи и общества [2, с. 75].

М. М. Критский выделяет человеческий капитал как определенную форму жизнедеятельности, при этом он предложил методику оценки человеческого капитала по стадиям его развития [7, с. 54].

Таким образом, анализ различных подходов к определению человеческого капитала показал, что в научной литературе его принято рассматривать в узком и широком смыслах.

Проанализировав вышеперечисленные определения, можно выделить три основных направления, характеризующих понятие человеческий капитал (рисунок 1).

Рис. 1. Составляющие человеческого капитала [5, с. 38]

Человеческий капитал предполагает собою комплекс социальных, культурных, психологических качеств сотрудников: знаний, способностей и возможностей к поступкам, непрерывному совершенствованию, развитию. Главными чертами человеческого капитала являются: познания, опыт, практика и квалификация, численность и структура персонала, производственная и социальная активность, культурно-личностная ориентация, гражданская ответственность, состояние здоровья.

Актуальные задачи современности состоят в том, что инновационная среда нуждается в высококвалифицированных специалистов, соответствующих современным требованиям экономики. Для любого банка важным условием увеличения результативности и производительности персонала считается руководство набором способностей или компетентностей сотрудников как главным ресурсом кредитной организации.

Успех в формировании банковского бизнеса находится в зависимости в первую очередь от качества работы персонала, их возможностей, лояльности, производительности, вовлеченности в бизнес кредитных организаций.

При прочих одинаковых условиях именно человеческий капитал является главным активом кредитных учреждений. Инвестиции в человеческий капитал считаются важным обстоятельством формирования и капитализации бизнеса банка России.

Развитие человеческого капитала для России стало значение государственной важности. Ассоциация российских банков (АРБ) в последние несколько лет пристально рассматривает проблему повышения профессионального уровня сотрудников банковской сферы, а также кадровое обеспечение деятельности банков [4, с. 145].

Перед современной Россией стоит задача систематического перехода к современным технологиям управления человеческими ресурсами, которая в российских банках приобрела особую актуальность именно в последнее время.

Для этого банковской системе России необходимо решить ряд первоочередных задач:

‒ развитие интегрального подхода к управлению человеческим капиталом;

‒ рассмотрение человеческого капитала в рамках концепции, содержащей непростые взаимодействия цепочки менеджмент — сотрудники — клиенты;

‒ преодоление устарелых административных стандартов;

‒ повышение приоритета вопросов управления человеческим капиталом в структуре повседневной деятельности банковского топ-менеджмента;

‒ разработка и адаптация новых технологий управления человеческим капиталом в банковской сфере;

‒ совершенствование способов построения последовательной концепции привлечения одаренных талантливых специалистов в банковскую сферу;

‒ анализ имеющихся мотивационных концепций и технологий в банковских учреждениях и их совершенствование;

‒ обмен технологиями и опытом в сфере обучения банковских специалистов;

‒ создание методов оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал;

‒ завоевание в российском обществе и на рынке труда репутации организаций, заинтересованных в достойной жизни и профессиональном росте своих работников, а не только использующих их труд в интересах бизнеса.

Таким образом, банковские организации сегодня играют ключевую роль не только в экономике, но и в обществе в целом. Ускоренными темпами идет модернизации банковских технологий, постоянно внедряются и развиваются новые программные продукты.

Значительно вырос объем знаний банковского персонала, причем на всех уровнях — от операционистов до председателя правления. Растут и требования клиентов, которые желают получить от банковского продукта высокое качество, низкие цены, быстрое обслуживание, максимальную надежность. Поэтому банки вынуждены создавать новые продукты, разрабатывать новые методики, придумывать новые возможности для привлечения клиентов. В связи с этим все больше возрастает роль человеческого капитала в банковской сфере как основного фактора модернизации и развития банков, а так же роль сотрудников как важнейшего звена, способного поддерживать банковскую систему на необходимом уровне.

Литература:

  1. Быченко Ю. Г. Важнейший показатель человеческого капитала // Человеческие ресурсы. — 2001. — № 3. — С. 93–97.
  2. Генкин Б. М. Экономика и социология труда: учебник для вузов. — М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА, 2016. — 235 с.
  3. Добрынин А. Н., Дятлов С. А. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. — СПб.: «Наука», 2006. — 309 с.
  4. Дроздова А. А. Роль человеческого капитала в эффективности функционирования банковского сектора // Наука и современность. — 2014. — № 32–2. — С. 145–150.
  5. Замбржицкая Е. С., Харченко А. А. Сравнительный анализ существующих подходов к понятию «человеческий капитал» // Экономика и политика. — 2015. — № 1 (4). — С. 37–40.
  6. Капелюшников Р. И., Лукьянова А. Л. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения») — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2014. — 196 с.
  7. Критский М. М. Человеческий капитал. — Л.: Изд. Ленгоста, 1991. — 126 с.
  8. Осипян И. Ю. Сущность понятия «человеческий капитал» // В сборнике: Проблемы устойчивого развития российских регионов Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — 2015. — С. 230–231.
Основные термины (генерируются автоматически): человеческий капитал, банковская сфера, способность.


Задать вопрос