Философские аспекты социогуманитарного обеспечения проектов создания медицины будущего — медицины 4П | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Осипова, А. М. Философские аспекты социогуманитарного обеспечения проектов создания медицины будущего — медицины 4П / А. М. Осипова, В. С. Песикина, Н. А. Терентьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 36 (535). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/archive/535/117550/ (дата обращения: 16.10.2024).



Актуальность: статья содержит анализ тенденций в современной философской науке, которые появились при создании проектов в персонализированной медицине. Персонализированная медицина не только предлагает новый формат биомедицинских технологий, но и формулирует новые идеалы и нормы биомедицины как науки и как клинической практики. Это все провоцирует новые дискуссии о границах применения человекоориентированных технологий и о будущем образе биомедицины.

Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинских знаний, а современную медицину можно считать уникальным способом не только познания, но и объяснения окружающего мира и бытия человека. Социальные и гуманитарные последствия развития медико-биологических знаний и технологий с использованием искусственного интеллекта ведут к формированию новой биосоциальности. Перспективы здравоохранения в современном обществе связывают с переходом к медицине 4П- персонализированной, предиктивной, превентивной, партисипативной медицине, которая приближается к человеку, его потребностям, погружая при этом его в мир, проектируемый и организуемый наукой и технологиями. Спектр задач, которые при реализации концепции 4П медицины могут решаться с использованием искусственного интеллекта чрезвычайно широк, и они становятся все более сложными по мере развития технологий. Применение систем ИИ может серьезно трансформировать целые отрасли здравоохранения, например, психиатрию. О кризисе психического здоровья в современном мире свидетельствуют данные о высокой распространенности психиатрических заболеваний и ужасающем количестве самоубийств, при этом нехватка специалистов и труднодоступность качественной психиатрической помощи актуализирует разработку способов описания, диагностики и лечения при помощи ИИ. Уже сегодня есть исследования в медицине, позволяющие выявлять в социальных сетях языковые маркеры депрессии, ведутся разработки по использованию ИИ для анализа связи между невербальными сигналами и риском суицида с последующим направлением ко врачу, либо к другому продукту ИИ-программе когнитивно-поведенческой терапии, которая на основе записи голоса изучает психическое состояние. Можно сделать вывод, что переход к новой реальности медицины –4П потребует создания и использования не только биомедицинских и информационно-коммуникационных технологий, но и разработки соответствующих технологий в сфере социально-гуманитарных наук.

При этом для всех разработчиков идеологии персональной медицины должно быть важным умение ставить центральным звеном во всех проектах понимание человека как сверхсложного феномена. Еще Гегель отметил, что трагедией нравственности является противоречивая связь прогресса с уничтожением человеческого достоинства. Применение новейших биомедицинских технологий –как никакое другое направление научно- технического прогресса — ведет к обесцениванию человеческой жизни. Особенно, как это не парадоксально, эта тенденция проявляется именно в технологиях, обеспечивающих воспроизводство человеческой жизни. И только владение философской культурой помогает выстраивать баланс между существенным и случайным, главным и второстепенным.

Поэтому при переходе на персонализированную медицину важен постоянный мониторинг позитивных и негативных последствий практик ПМ с использованием соответствующих биомедицинских индикаторов. Организация сопровождения в рамках социогуманитарных исследований необходима для понимания того, как в контексте персонализированной медицины человек воспринимается и оценивается в качестве личности.

На какие основные вопросы придется находить ответы биоэтикам при переходе на персонализированную медицину?

Во-первых, автономия личности в новых реалиях. Уважение границ личности пациента — это признание его права на принятие самостоятельного решения на основании надлежащего информирования о сути того или иного медицинского вмешательства.

Следующим важным вопросом социального мониторинга является создание биобанков и их интеграция на национальном и международном уровне при развитии персонализированной медицины. Особое внимание необходимо уделить коммерческим возможностям деятельности биобанков, защита от несанкционированного доступа к персональным данным, защита неприкосновенной жизни доноров.

Следующий вопрос, который необходимо будет исследовать- это вопрос справедливости. Суждение Гиппократа о том, что врач должен быть справедливым при всех обстоятельствах- давно стало аксиомой медицинской этики. Нравственная идея справедливости- одна из основных идей, регулируемых человеческие отношения и имеет фундаментальное значение для медицины. Проблема справедливости в отношении перспектив развития персонализированной медицины может анализироваться на разных –социальном и индивидуальном — уровнях. Понятие справедливости связано с системой государственных гарантий и выработки государственной политики в области охраны здоровья граждан. Развитие персональной медицины поднимает вопрос о возможности дополнительных расходов государства на своих граждан. А в персональном плане справедливости возникает вопрос нравственных отношений доверия между врачом и пациентом в новых реалиях.

То есть для практической реализации персонализированной медицины, медицины будущего, как и любого человеческого начинания, принципиальное важное значение должно иметь наличие постоянного мониторинга негативных последствий этих нововведений. И социо-гуманитарное обеспечение развития персонализированной медицины является залогом того, что сложнейшие социальные проблемы, лежащие на ее пути, будут своевременно диагностированы и преодолены. В связи с этим перед врачами и философами встала насущная задача совместного поиска новых мировоззренческих, методологических (философских), философско-этических принципов познания и обучения в системе здравоохранения.

Но и для широкой общественности, потенциальных потребителей новой технологии персонализированной медицины поставлена задача быть коллективным агентом, определяющим цели и темпы развития этого проекта- медицины будущего.

Литература:

  1. Белялетдинов Р.Р, Гребенщикова Е. Г., Киященко Л.П и др. Социогуманитарное обеспечение проектов персонализированной медицины: философский аспект //Философия и современность 2014 № 4.
  2. Морхат П.М к вопросу о специфике правового регулирования искусственного интеллекта и о некоторых правовых проблемах его применения в отдельных сферах //Закон и право 2018г. № 6
  3. Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года.
  4. Трибулев Б.С Природа и сущность человека. Минск, 1999
  5. Юдин Б. Г. Медицина и конструирование человека // Юдин Б. Г. Человек: выход за пределы. М: Прогресс-традиция, 2018
Основные термины (генерируются автоматически): персонализированная медицина, искусственный интеллект, медицина, персональная медицина, человеческая жизнь.


Похожие статьи

Теоретические и практические аспекты концепта «значимость» и его роль в формировании навыка исторического метода мышления

Дистанционные технологии как платформа формирования иноязычной социокультурной компетенции студентов-заочников технических специальностей вузов

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Проблема развития поликультурных ценностных ориентаций будущих переводчиков в условиях современного языкового образования

Целеполагание как этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС

Уровневый подход к исследованию сущности и принципов политики интеграции в российской экономике

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов

Психолого-педагогические проблемы информатизации образования в условиях глобализации

Психолого-педагогические аспекты развития речи обучающихся с ЗПР через арт-технологии

Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования предметных компетенций

Похожие статьи

Теоретические и практические аспекты концепта «значимость» и его роль в формировании навыка исторического метода мышления

Дистанционные технологии как платформа формирования иноязычной социокультурной компетенции студентов-заочников технических специальностей вузов

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Проблема развития поликультурных ценностных ориентаций будущих переводчиков в условиях современного языкового образования

Целеполагание как этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС

Уровневый подход к исследованию сущности и принципов политики интеграции в российской экономике

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов

Психолого-педагогические проблемы информатизации образования в условиях глобализации

Психолого-педагогические аспекты развития речи обучающихся с ЗПР через арт-технологии

Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования предметных компетенций

Задать вопрос