Активизация учебно-познавательного интереса молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (532) август 2024 г.

Дата публикации: 16.08.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Рожнова, В. О. Активизация учебно-познавательного интереса молодежи / В. О. Рожнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33 (532). — URL: https://moluch.ru/archive/532/117177/ (дата обращения: 16.08.2024).

Препринт статьи



В статье рассматривается проблема активизации учебно-познавательной деятельности молодежи, а также возможные пути повышения заинтересованности студентов.

Ключевые слова: обучение, познание, активность личности, учебно-познавательная деятельность, активные методы обучения.

На сегодняшний день особенно актуальной является проблема активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Наш век — это век информационных технологий. Компьютеры и интернет прочно вошли в жизнь каждого человека и стали незаменимыми помощниками в учебе и работе. Цифровые устройства в жизни современной молодежи стали необходимыми, гаджеты подарили людям возможность иметь доступ к любой информации, пробовать множество сетевых развлечений и круглосуточно общаться друг с другом [2]. Однако современные технологии, разнообразие девайсов неизбежно приводят к перегруженности головного мозга информацией, что становится причиной снижения когнитивных способностей обучающихся, падает уровень сосредоточенности и внимания, интерес направлен не на получение новых знаний и умений из реального мира, а на покорение цифрового пространства [2]. Однако необходимо соответствовать современным требования окружающего мира, студенты должны разбираться в технологиях, свободно владеть различными электронными устройствами, которые направлены на улучшение качества жизни, также использовать полученные навыки в дальнейшем обучении, и как следствие, научно-исследовательской деятельности. Перед педагогами стоит задача разработки новых методик преподавания, которые позволили бы заинтересовать обучающихся, помочь им сориентироваться в новом мире технологий. Проблемы обучения и пути решения различных задач дидактики были всегда. Понимание того, что мир меняется, заставляет двигаться науку вперед, и адаптироваться к новым условиям. Поиском новых путей усвоения знаний занимались такие видные учёные писатели, педагоги как Л. Н. Толстой, А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, И. И. Бецкой и Ф. И. Янкович. Г. И. Щукина познавательный интерес характеризовала как избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями [3].

Одной из основных задач современного педагога является заинтересовать обучающего, а именно активизировать учебно-познавательную деятельность.

Опыт показал, что при изучении естественных наук, таких как «Биология» хороший результат показывают те обучающиеся, которые задействованы в научно-исследовательской деятельности, дополнительно занимаются в студенческих научных кружках. Студенты, которые увлеченно занимаются разработкой собственной научной темы, показывают высокие результаты и по другим дисциплинам. Таким образом, формирование целостной системы активизации и использования творческого потенциала молодежи в научно-инновационной деятельности вуза является крайне необходимым.

На сегодняшний день чрезвычайно актуальной является проблема массовой подготовки в высшей школе кадров все более высокой квалификации. Одной из задач поставлена ориентация внедрения инновационных образовательных программ в университете на формирование у студентов способности эффективно применять знания и умения на практике, что сделает выпускника востребованным специалистом в будущем [1].

Развитие познавательного интереса также влияет на личностные качества студента, например способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, регулировать их. Сложившийся устойчивый познавательный интерес студента влияет и на успешность дальнейшего его обучения. Задача формирования познавательных интересов очень важна для построения учебного процесса. Педагог должен привить студенту стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям, расширять свой общий и специальный кругозор

Все больше погружаясь в мир обучения, педагог неизбежно сталкиваемся с ключевым вопросом: каким образом можно сделать процесс обучения не просто механическим запоминанием информации, а по-настоящему увлекательным и эффективным? Ответ кроется в понимании мотивации и активности личности, а также в умелом использовании инструментов обучения, способных разбудить любопытство и желание познавать [6].

Психологи выделяют три основных уровня активности личности в учебном процессе, каждый из которых характеризуется своими особенностями и мотивацией:

  1. Активность воспроизведения: когда обучаемый стремится освоить базовые знания, запомнить информацию и научиться применять ее по образцу.
  2. Активность интерпретации: предполагает переход от простого воспроизведения к осмыслению. Обучающийся стремится понять смысл изучаемого, устанавливает связи между различными элементами знания, учится применять полученные навыки в измененных условиях.
  3. Творческая активность: именно на этой ступени обучения формируется исследовательский подход. Обучающийся не просто получает информацию, но и самостоятельно ищет ответы на вопросы, проявляет творческую инициативу, разрабатывает новые идеи, погружаясь в глубину познания [6].

Важно предлагать студентам не просто сухую теоретическую информацию, а интересные кейсы, реальные проекты, а также задачи, решение которых потребует творческого подхода.

В области педагогической практики существует возможность использования различных технологий, направленных на стимулирование активности студентов в процессе учебы. Эти технологии включают в себя разнообразные формы, методы и средства обучения, которые должны быть осознанно выбраны для достижения максимальной эффективности обучения, поощрения активности и самостоятельности студентов [6].

Автор Т. И. Шамова выдвинул общие требования к организации учебного процесса, направленного на активизацию когнитивной деятельности студентов в высших учебных заведениях, основываясь на результаты своих исследований:

— учебный материал должен служить основой для активных мыслительных и практических действий студентов;

— средства активизации должны способствовать целенаправленной деятельности по освоению знаний и методов действий;

— выбор средств активизации должен быть согласован с конкретной целью каждого этапа обучения, оказывая влияние на каждый аспект учебного процесса [5].

При организации эффективного управления процессом обучения и отборе учебного материала дисциплины важно обеспечить связь между различными разделами учебной информации и основными понятиями [4].

Возникновение познавательного интереса у обучающегося является важным фактором для развития его личности. Устойчивая тяга к знаниям становится гарантией положительного и активного отношения студента к обучению в университете, основой успешного и полного усвоения новых знаний и умений.

Литература:

  1. Балашов, В. В. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России / В. В. Балашов, Г. В. Лагунов, И. В. Малюгина. — Ч 1. — Москва, 2002. — 297 c.
  2. Влияние гаджетов на развитие детей / Г. Н. Лукьянец, Л. В. Макарова, Т. М. Параничева [и др.]. — Текст: непосредственный // Москва: ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», 2019. — С. 25–35.
  3. Соколовская, И. Н. К определению понятия «познавательный интерес» в педагогике. / И. Н. Соколовская, А. А. Кивилёва —: электронный // https://cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-opredeleniyu-suschnosti-ponyatiya-poznavatelnyy-interes-v-pedagogike/viewer
  4. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: (Избр. психол. тр.) / Д. И. Фельдштейн. — Москва: Междунар. пед. акад., 1995. — 366 c.
  5. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. — Москва: Педагогика, 1982. — 209 c.
  6. Шахмартова, О. М. Активные методы обучения / О. М. Шахмартова. — учеб. пособие. 2-е изд. — Пенза: ПГПУ им. Белинского, 2011. — 131 c.


Задать вопрос