Речевое развитие является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко общаться с окружающим миром, четко выражать свои мысли, желания, советоваться со сверстниками, родителями, учителями, способствует развитию психических функций и успешному обучению.
Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка независимо от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.
Цель: преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Обучение детей умению реагировать на смену динамики звучания музыки, сменой направления движения, характера и амплитуды движения.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
Формирование у детей продолжительного эмоционального настроя на общение в процессе музыкально-игровых занятий.
Коррекционно-развивающие
Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, статической и динамической координации движений. Развитие речевого дыхания, мелодико-интонационной стороны речи, чувства ритма, музыкального слуха, слухо-двигательной координации.
Коррекционно-воспитательные
Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно. Формировать навыки сотрудничества.
Оборудование: музыкальные инструменты: металлофон, треугольник; ватман с изображением большой и маленькой тучи, гуашь желтая и голубая, кисти; игрушка Ежик, яблоки; музыка «Дождик» Т.Пропатенко, «Шум дождя», релаксирующая мелодия, музыкальное сопровождение -фортепиано.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Педагог: Ребята, к нам гости на занятие пришли гости. Посмотрите, какие добрые и приветливые лица у них. Давайте и мы выразим мимикой наше гостеприимство- мы улыбнемся. Поздоровайтесь с гостями.
2. Развитие координации движения рук и ног в соответствии с музыкой.
Педагог: Глянь в окошко-то: опять
Дождик вышел погулять,
Дождик вышел — ой, ой, ой,
Но мы не побежим домой!
Сегодня мы не будем прятаться в группе от дождика, а пойдем с ним играть. Чтобы не промочить ножки, что мы наденем?
Наденем на ножки новые сапожки (похлопываем ладонями по коленям)
И пойдем, пойдем гулять (шагаем на месте),
Будем дождик догонять! (бег на месте)
Побежали вслед за дождиком, ребята (под музыкальное сопровождение, с движениями)
Ножки, ножки, бежали по дорожке,
Бежали лесочком,
прыгали по кочкам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прибежали на лужок,
Сели дружно в кружок.
2. Развитие речевого дыхания, мелодико-интонационной стороны речи, музыкального слуха
Игра «Дует ветерок»
Подул ветерок-тучки с дождиком далеко уносит:
Дует, дует ветерок,
Сдувает тучки в хоровод:
Сначала ветерок дует легкий: ф-ф-ф… (тихим голосом)
Затем ветерок стал дуть сильнее: в-в-в… (громко)
(пропевание гласных по нотному станут от до до соль )
Тучки вниз летят: а-а-а...
Тучки вверх летят: о-о-о…
Тучки хоровод водят: у-у-у…
Тучки улетели: и-и-и…
Улетели тучки, унесли с собой дождик.
3. Развитие чувства ритма, музыкального слуха
Игра «Позовем дождик»
Давайте, ребята, попробуем вернуть наш дождик.
(Игра на музыкальных инструментах: металлофоне, треугольнике с пропеванием песенки (Песня «Дождик» музыка Т.Попатенко, слова народные).
Дождик, дождик, пуще,
Дадим тебе гущи,
Дадим тебе ложку,
Хлебай понемножку!
4. Развитие чувчтва ритма, фонематического слуха, мелкой моторики
Игра «Раскрасим дождик»
Услышали нас тучки и прилетели к нам.
Одна тучка большая и из нее капают крупные капли дождя
Как капают крупные капли? (Кап-кап-кап(медленно)
Другая туча маленькая, и из нее падают маленькие капли.
Как падают маленькие капли? (Капа-капа-капа(быстро)
А мы возьмем дождь и раскрасим
—Послушай, дождик, ты согласен?
Ты будешь голубым и желтым!
Ах, дождик, скорее бы пошел ты!
Ты будешь всем дождям примером
И не за что не станешь серым!
Ребята, давайте все быстрые капли мы нарисуем желтым цветом, а все медленные капли — голубым. Я думаю, что дождику понравилось, каким ярким мы его нарисовали. Послушайте, как он зашумел (музыка «Шум дождя»)
5. Упражнение на развитие чувства ритма
Игра «Рисунок дождя».
(ладонями отбиваем ритм по коленям, произнося стихотворение)
Капли-раз, капли-два,
Капли весело сперва,
Стали капли ударять,
Капля-каплю догонять,
А потом, а потом,
Все бегом, бегом, бегом,
Видно, дождику не лень,
Капать целый длинный день.
Как сначала капал дождик? А потом?
6. Массаж спины «Дождик»
(Дети встают по парам, один за другим)
Дождь, дождь! Надо нам
Расходится по домам (Хлопки ладонями по спине)
Гром, гром, как из пушек (Поколачивание кулачками)
Град, град, сыплет град
Все под крышами сидят (Постукивание пальчиками)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин (Поглаживание спины ладошками)
(Дети меняются местами и повторяют упражнение)
Вот и закончился дождик!
7. Мимические упражнения
Ребята, послушайте, кто-то фыркает: фыр-фыр-фыр…
Как вы думаете, кто это?
Правильно, Ежик. Он принес нам яблоки. Давайте представим, что это яблоки кислые. Покажите мимикой.
А теперь представим, что яблоки сладкие. Покажите мимикой.
8. Подвижная игра «Догонялки»
Ёжик: Фуф- ты, фуф -ты,фуф-ты-фу,
Долго я гулял в лесу,
Вы меня, ребята, знаете?
Вы со мною поиграйте?
Ёжик приглашает нас поиграть с ним в игру «Догонялки»
Дети встают в круг, в центре- Ёжик. Дети идут хороводом под быструю музыку в одну сторону, ежик -в другую. После окончания музыки дети хлопают в ладоши и говорят:
Раз, два, три -ребятишек догони!
(Дети разбегаются, Ёжик их ловит)
9.Упражнение на расслабление, нормализации мышечного тонуса
Ну что, устали, ребята? -Давайте немного отдохнем сядем на ковер:
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он промок,
А теперь закройте глазки и отдохните (Релаксирующая мелодия).
Лучик ежика коснулся -
Ёжик сладко потянулся
10.Итог. Ребята, настроение хорошее? Давайте поделимся нашим прекрасным настроением со всеми.
Кружит тучка надо мной.
Дождь весёлый, дождь грибной.
А грибы меня смешат:
Улыбку передать велят!
Подарите друг другу и гостям ваши улыбки!
Литература:
- Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для детей с нарушениями речи. М.: Akademia, 2005