В статье рассматривается общее состояние инвестиционного климата Республики Южная Осетия. Дается краткий анализ инвестиционного климата и законодательства в инвестиционной сфере. Предлагаются мероприятия для повышения эффективности инвестиционной деятельности.
Ключевые слова:инвестиции, инвестиционный климат, Республика Южная Осетия.
Республика Южная Осетия — самое молодое государство на политической карте мира. Отягощенная вооруженными конфликтами 90-х и 2000-х, Южная Осетия оказалась в сложном социально-экономическом положении. Промышленный, сельскохозяйственный и инфраструктурный потенциал, унаследованный с советских времен, нуждается не просто в восстановлении, а в коренной модернизации с учетом реалий XXI века.
Рис. 1. Республика Южная Осетия на политической карте мира
Война 2008 года усугубила проблемы итак депрессивного региона, и является причиной создавшегося социально-экономического коллапса. Менеджеры высшего эшелона управления в течение прошедших пяти лет пытаются наладить и воспроизвести данные стратегические системы, но «гомеостаз» слишком слабый. Сложившееся положение указывает на неэффективность используемых механизмов взаимодействия, приводящие к непродуктивности производимых работ республиканскими органами исполнительной власти.
Сегодня, когда запущен механизм масштабного восстановления экономики, необходимо определить ориентиры, наметить цели движения для обеспечения скорейшего устойчивого экономического роста, который тесно связан с инвестиционной активностью в стране.
Для нормального развития экономики молодого государства как на макро-, так и на микроуровне необходим постоянный приток средств (инвестиционных ресурсов). В условиях рыночной экономики объем и структура привлекаемых в экономику инвестиций непосредственно зависит от уровня доходности капитальных и финансовых активов. Норма дохода, а через нее цена (курс) этих активов, определяются спросом и предложением на инвестиционные товары.
Инвестиционный климат является наиболее обобщенной характеристикой инвестиционных процессов в стране и представляет собой сложившуюся в течении ряда лет совокупность различных социально-экономических, природных, экологических, политических и других условий, определяющих масштабы, объем и темпы привлечения инвестиций [1, с.146].
Рассматривая инвестиционный климат Республики Южная Осетия, необходимо выделит и проблемы, связанные с политическим положением в республике, и со статусом в мирохозяйственных отношениях. Ведь, Южная Осетия как суверенное государство признана пока 5 членами ООН (Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру и Тувалу) и 3 не членами ООН (Абхазия, Приднестровская Молдавская Республика, Нагорно-Карабахская Республика), а это означает, что иностранные инвесторы не будут делать капитальные вложения в экономику республики по одной простой причине: «Это будет означать, что то государство, чьим гражданином является инвестор, автоматически признает статус суверенитета Южной Осетии с экономической точки зрения, а за данный шаг мировое сообщество примет жесткие меры против государства-инициатора».
Остро стоят и проблемы социально-экономического характера внутри страны. Финансовая помощь в виде дотаций, которую республика получает для комплексного восстановления от Российской Федерации по сегодняшний день, распределяется и используется порой в нецелевом направлении, об этом свидетельствует транспортная и коммунальная инфраструктуры республики, а порой даже и расхищалась, не доходя до места распределения. Бывали и моменты, когда финансировались генподрядные и подрядные организации на основе родства, кумовства, сватовства и коррупции, т. е. в «откатной» форме. Сложившееся положение сильно накалила обстановку в республике и существует опасность того, что народные возмущения могут вылиться в активное противостояние.
Ситуация такого рода крайне негативно влияет как на инвестиционный климат и имидж государства, так и на всю инвестиционную политику в целом. Внимание, которое на сегодняшний день уделяется вопросам инвестиций, имеет весьма важное значение: оно свидетельствует об общем понимании того, что без правильно организованного процесса никакая модернизация страны и успешное движение вперед невозможны.
Большинство оздоровительных мероприятий в экономике говорят в пользу улучшения инвестиционного климата Южной Осетии, однако остаются проблемы, которые на текущий момент не поддаются искоренению. В их числе отмечают высокую степень коррумпированности чиновников, повышение уровня инфляции, сильные административные барьеры и некачественную инфраструктуру (в частности, дорожная сеть).
Оценки инвестиционного климата колеблются в границах от благоприятного до неблагоприятного. Южная Осетия переживает переходный момент между этими границами. И, именно сейчас, действия югоосетинского правительства должны быть направлены на создание первой в республике полноценной экономики свободного рынка.
Одним из важнейших условий обеспечения экономического роста служит сбалансированная инвестиционная политика государства, стратегически нацеленная на поддержание экономической и политической стабильности в долгосрочной перспективе.
В последние годы инвестиционная ситуация в республике постепенно изменяется в лучшую сторону, однако пока рано говорить о том, что эти улучшения носят устойчивый характер. Успешное развитие экономики невозможно без решения целого круга проблем отраслевого, институционального и инструментального характера, что и является приоритетной задачей современной инвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировую хозяйственную систему.
В межгосударственном сопоставлении законодательство является важнейшей составляющей инвестиционного риска. Кроме того, законодательство, как правило, не только влияет на степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, определяет порядок использования отдельных факторов производства — составляющих инвестиционного потенциала региона.
На сегодняшний день Министерство экономического развития Республики Южная Осетия активно занимается разработкой инвестиционной политики государства и законов, регулирующих инвестиционную деятельность.
Необходимо отметь, что в республике действует всего лишь один закон в инвестиционной сфере: «Об инвестиционной деятельности в Республике Южная Осетия» принятый в 2000-м году. Но в связи с тем, что в данном законе множество противоречий и несоответствий текущим рыночным требованиям, Минэкономразвития РЮО подготовила закон в новой редакции, а также совместно с Минэкономразвития РФ занимается разработкой следующих законопроектов, в точности:
1. Закон «Об иностранных инвестициях в Республике Южная Осетия»;
2. Закон «О концессионных соглашениях»;
3. Закон «О государственно-частном партнерстве»;
4. Закон «О лизинге»;
5. Закон «Об особых экономических зонах в Республике Южная Осетия».
Предполагаемыми формами поддержки как отечественных, так и иностранных инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты в соответствии с вышеперечисленными законами будут следующие:
- предоставление госгарантий по инвестиционным проектам;
- предоставление льгот по налогам;
- предоставление налоговой амнистии инвесторам по приоритетным инвестиционным проектам;
- предоставление за счет средств республиканского бюджета субсидий для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, полученным на реализацию инвестиционного проекта;
- субсидирование лизинговых платежей по инвестиционным проектам;
- предоставление инвестиционного налогового кредита;
- предоставление целевых средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов;
- освобождение субъектов инвестиционной деятельности от арендной платы при аренде земельных участков и использовании имущества, находящихся в государственной собственности РЮО и т. д.
Для того, чтобы решить задачи такого глобального характера, необходимо на всех уровнях управления провести серьезную работу и определить стратегию развития республики. Важным моментом является и процесс разработки государственной инвестиционной политики, представляющая собой комплекс народно-хозяйственных подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики.
Здесь главной задачей для инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.
А для этого инвестиционная политика должна быть ориентирована на:
1) определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры:
а) отраслевой;
б) воспроизводственной;
в) технологической;
г) территориальной;
д) по формам собственности.
2) выборе приоритетов;
3) повышение эффективности инвестиционной деятельности.
При этом основными целями необходимо выделить:
- обеспечение структурной перестройки экономики;
- стимулирование предпринимательства и частных инвестиций;
- создание дополнительных рабочих мест;
- привлечение инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;
- стимулирование создания негосударственных структур для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;
- развитие лизинга в инвестиционной деятельности;
- поддержке малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса.
Появление на карте нового государства Республики Южная Осетия влечет за собой постепенное вовлечение в мировые экономические процессы. Современная экономическая система подталкивает молодую республику идти в ногу со временем, ставит перед нами ёмкие вопросы глубокой проработки новых представлений и понятий скорейшего создания в экономической жизни основных условий реализации успешного инвестиционного процесса, отладки действенного механизма защиты прав и интересов массовых инвесторов.
Литература:
1. Инвестиции: учебник / под ред. В. В. Ковалева, В. В. Иванова, В. А. Ялмена. — М.: Проспект, 2006. — 440 с.