В статье представлен анализ текущего состояния государственного менеджмента в системе государственного управления Республики Казахстан на примере Министерства юстиции. Предложены мероприятия по его совершенствованию.
Ключевые слова: менеджмент, государственный менеджмент, Республика Казахстан, Министерство юстиции, цифровизация.
Актуальность данного исследования обусловлена существующими проблемами в развитии государственного менеджмента в системе государственного управления Республики Казахстан. Эффективное функционирование государственного аппарата Казахстана является одним из ключевых факторов устранения многих кризисных явлений в жизни страны. Эффективность любой системы управления, в первую очередь, зависит от наличия регламента взаимодействия каждого звена управления, а также четкости определения функций и их задач. С учетом происходящих изменений, вызванных гипертрофированным развитием цифровых технологий, государственное управление требует внедрения инноваций в государственный менеджмент, а также его постоянную трансформацию.
Цель исследования заключается в анализе текущего состояния государственного менеджмента в системе государственного управления Республики Казахстан на примере Министерства Юстиции.
Менеджмент в государственной службе — это «процесс управления в рамках учреждений государственной службы. Это и наука об этом управлении, и искусство управления, и соответствующий набор навыков, и персонал государственного управления» [1]. Процесс зарождения и дальнейшего становления государственной службы в Казахстане совпал с периодом обретения суверенитета и формирования основ государственного управления. Четкого определения государственной службы во времена Советского Союза не было, поэтому одной из основных задач молодой республики стал вопрос о создании системы государственного управления и государственной службы.
В контексте данного исследования особого внимания заслуживает анализ государственного менеджмента в такой сфере государственного управления Республики Казахстан, как юстиция. Значение Министерства Юстиции в структуре государственных органов чрезвычайно велико. Оно охватывает собой правовое сопровождение всех ключевых аспектов деятельности государства и осуществляет критически важные правозащитные функции на территории Казахстана. Благодаря деятельности входящих в него учреждений, сфера государственного управления юстиции решает множество задач. Работа Министерства юстиции направлена на законное функционирование всех звеньев государственной машины. Оно играет ключевую роль в управлении такими областями, как судебно-экспертная деятельность, а также в организации работы адвокатуры и нотариата, исполнительного производства. Основная цель деятельности юстиции — усовершенствование механизмов правового регулирования и легитимация общественных отношений, что способствует их структурированию и развитию.
Правовую основу деятельности органов юстиции Республики Казахстан составляют Конституция Республики Казахстан [2], Постановление Правительства «Вопросы Министерства юстиции Республики Казахстан» [3], Закон Республики Казахстан «Об органах юстиции» [4], а также международные договора Республики Казахстан. Министерство юстиции является центральным исполнительным органом Республики Казахстан и осуществляет руководство, а также межотраслевую координацию в сфере юстиции. Существует и Закон об органах юстиции, определяющий их статус в системе органов исполнительной власти, основными функциями которых является обеспечение деятельности государства, соблюдение режима законности в работе государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан.
Основываясь на данных законодательства и официального сайта Министерства юстиции Республики Казахстан, можно определить, что единую систему органов юстиции Республики Казахстан составляют органы юстиции, включающие само Министерство юстиции, а также территориальные органы, отделы и учреждения юстиции, включая учреждения и иные подведомственные организации. Территориальными органами юстиции являются областные, районные и городские подразделения юстиции. В территориальных органах юстиции образуются соответствующие структурные подразделения, обеспечивающие исполнение функций, возложенных на органы юстиции.
Многоплановость задач определяют организационную структуру Министерства юстиции Республики Казахстан. Сегодня в состав центрального аппарата Министерства юстиции входят 17 департаментов и 1 управление. На рисунке 1 региональная структура Министерства юстиции представлена наглядно.
Рис. 1. Региональная структура Департаментов юстиции Министерства юстиции [5]
Каждый департамент обеспечивает выполнение соответствующих задач, которые возложены на министерство. В городах республиканского значения и в каждой области представлены 20 региональных департаментов Министерства юстиции. Отличительной особенностью руководящего состава Департаментов юстиции казахстанских регионов является высокое представительство женщин. Из 20 департаментов юстиции в девяти руководителями являются представительницы прекрасной половины человечества. Средний возраст глав департаментов юстиции в регионах составляет 44 года.
Министерство юстиции Республики Казахстан играет ключевую роль в реализации всех запланированных реформ в политических и экономических аспектах государственной деятельности. В последнее десятилетие были осуществлены две значимые конституционные реформы, приняты законы и кодексы, оказавшие значительное влияние на социально-экономическое развитие страны. Осуществлено существенное изменение в системе защиты прав граждан в области публичного права и бизнеса, усилен контроль в экологической сфере и других отраслях.
С 2013 по 2023 год было внедрено более десяти новых кодексов, в том числе две конституционные реформы. Среди ключевых нововведений стоит отметить Уголовный кодекс (2014), Уголовно-процессуальный кодекс (2014), Предпринимательский кодекс (2015), Налоговый кодекс (2017), Административный процедурно-процессуальный кодекс (2020), Экологический кодекс (2021) и Социальный кодекс (2023). Эти законодательные акты не только укрепили контрольные функции государства, но и кардинально изменили социальные отношения в обществе.
Документ, который определяет основные стратегические направления развития Министерства юстиции, устанавливает цели, задачи, мероприятия, а также утверждает показатели эффективности деятельности данного ведомства — План развития Министерства Юстиции на 2020–2024 годы. Содержательно план разделяется на два основных стратегических направления. Первое стратегическое направление деятельности — это «Правовое обеспечение деятельности государства», второе — «Обеспечение реализации прав граждан и организаций». Наглядно структура плана развития представлена на рисунке 2.
Рис. 2.Стратегические направления деятельности Министерства юстиции Республики Казахстан
План развития Министерства юстиции предусматривает конкретные целевые показатели, позволяющие оценить эффективность деятельности министерства. Среди них — целевые индикаторы, взаимоувязанные с бюджетными программами (доля цифровизации нормотворческого процесса, доля согласованных Министерством юстиции нормативных правовых указов Президента Республики Казахстан и нормативных правовых постановлений Правительства и др.), макроиндикаторы (уровень качества производства судебных экспертиз, сроки производства судебных экспертиз, доля вступивших в силу решений Апелляционного совета, не отмененных решением суда, доля исполнительных документов, исполненных в полном объеме, от общего количества оконченных исполнительных производств, степень удовлетворенности общественности результатами работы органов государственной власти и др.).
В современных условиях глобальной цифровизации на повышение эффективности работы Министерства юстиции и совершенствование государственного менеджмента оказывает развитие информационных технологий. На сегодняшний день Республика Казахстан признана международными экспертами как пионер в области государственной службы на постсоветском пространстве [6]. Использование современных методов управления, внедрение информационных технологий, а также интеграция принципов прозрачности и подотчетности в деятельность Министерства юстиции представляет собой важный шаг на пути к укреплению доверия граждан к институтам государственной власти [7]. Между тем, обобщая анализ управленческой деятельности, Министерство юстиции становится очевидной необходимостью дальнейшего совершенствования его деятельности.
Дальнейшее совершенствование государственного менеджмента в системе государственного управления Республики Казахстан видится в разработке и внедрении цифровой стратегии посредством новейших IT-технологий. Цифровая стратегия — это документ, в котором будут определены концепция, цель, задачи и конкретные действия по осуществлению цифрового управления и предоставления государственных услуг в онлайн-формате, перевод документооборота на цифровую форму, а также организации взаимодействия общества и министерства на различных онлайн-порталах. Такой подход обеспечит не только прозрачность в процессах предоставления правовых услуг, но и позволит оперативно реагировать на запросы и обращения граждан, способствуя развитию правосознания и правовой культуры. Цифровизация административных процедур, таких как регистрация прав, документооборот между государственными органами и предоставление информации о правовых инициативах не только уменьшит бюрократическую нагрузку, но и будет способствовать принятию релевантных решений, обеспечивающих мультиплицирующий эффект в отношении показателей эффективности.
Таким образом, дальнейшее совершенствование государственного менеджмента в Республике Казахстан требует комплексного подхода и активного внедрения лучших практик цифровой трансформации государственного управления на базе IT-технологий, что, в свою очередь, будет способствовать достижению устойчивого и гармоничного развития казахстанского общества в условиях современного мира.
Литература:
- Кадыров, А. Система государственного управления и государственной службы в Республике Казахстан / А. Кадыров, Р. И. Мынжасоров. — Текст: электронный // Проблемы экономики и менеджмента. — 2016. — № 1 (53). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-gosudarstvennogo-upravleniya-i-gosudarstvennoy-sluzhby-v-respublike-kazahstan (дата обращения: 24.07.2024).
- Конституция Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.09.2022 г.). — Текст: электронный //Сonstitution.kz [сайт]. — URL: http://constitution.kz (дата обращения: 24.07.2024).
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 г. № № 1120 «Вопросы Министерства юстиции Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.07.2024 г.). — Текст: электронный // Online.zakon.kz [сайт]. — URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1051309 (дата обращения: 24.07.2024).
- Закон Республики Казахстан от 18 марта 2002 года № 304. «Об органах юстиции». — Текст: электронный // Adilet.zan.kz [сайт]. — URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z020000304_(дата обращения: 24.07.2024).
- Министерство юстиции Республики Казахстан. — Текст: электронный // Adilet.gov.kz [сайт]. — URL: Режим доступа: http://adilet.gov.kz/ru (дата обращения: 24.07.2024).
- Досымбекова, Р. Ш. Управление персоналом в системе государственной службы в контексте модернизационных процессов в Казахстане / Р. Ш. Досымбекова — Текст: электронный // Управление. — 2015. –№ 1 (7). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-personalom-v-sisteme-gosudarstvennoy-sluzhby-v-kontekste-modernizatsionnyh-protsessov-v-kazahstane (дата обращения: 24.07.2024).
- Правовые проблемы реформирования государственной службы суверенного Казахстана / под ред. Г. С. Сапаргалиева. — Астана: Гылыми, 2003. — 122 с.