Разрабатывая и внедряя разнообразные цифровые технологии, а также поддерживая инновационные проекты в виде облачных вычислений и платформенных решений, власти зарубежных стран работают над построением мировой инфраструктуры в цифровом формате и укреплением международного сотрудничества в данном направлении, учитывая при этом важность и практическую значимость цифровизации для совершенствования процессов государственного управления.
Ключевые слова: цифровые технологии, цифровизация, государственное управление, инновации.
В современных странах мира для решения вопросов совершенствования процессов государственного управления активно используются цифровые технологии. В данном контексте весьма интересен опыт Киргизии в направлении цифровизации управленческих процессов. Так, Фонд по управлению государственным имуществом (ФУГИ) при Правительстве Киргизии в 2020 г. разработал Электронный реестр государственного имущества, включающий порядка 11 тыс. объектов. Также в работу был введен электронный онлайн аукцион по закупкам в целях проведения инвентаризации 1260 акционерных общества с участием государства. В течение последних лет ФУГИ при Правительстве Киргизии автоматизировало систему продажи и сдачи в аренду государственной собственности [1]. Подчеркнем, что до 2018 году поступления в бюджет Киргизии от аренды государственного имущества не превышали 100 млн сомов, тогда как к 2019 году совокупный объем доходов в данной сфере составил 199 млн сомов, в основном посредством внедрения электронного аукциона и торгов на цифровых площадках. Кроме того, применение цифровых технологий в направлении повышения эффективности управления государственной собственностью в Киргизии позволило увеличить поступления в бюджет до 2,4 млрд сомов к концу 2023 г. [1].
Цифровое реформирование системы управления в Киргизии также обусловило создание Государственного учреждения «Аукционный центр», который в дальнейшем будет заниматься различными управленческими вопросами. Также продолжается работа по переводу всех предприятий и акционерных обществ с участием государства на электронную отчетность. Кроме того, Правительство Киргизии 4 июля 2019 г. утвердило Постановление № 340 «О вопросах организации и управления государственными предприятиями Кыргызской Республики в сфере цифровизации» [1].
В соответствии с названным документом при Государственном комитете информационных технологий и связи Киргизии были созданы предприятия «Укук» и «Соцсервис», осуществляющие разработку и полное сопровождение информационных систем, в том числе в области цифровой трансформации управленческих процессов.
Другим весьма успешным зарубежным примером цифровизации управленческих процессов может выступать Китай. Уполномоченным органом в Китайской Народной Республике по вопросам управления государственной собственностью является специальный комитет при Государственном совете — Комитет по контролю и управлению (SASAC), который был создан еще в 2003 г., прежде всего, в целях реформирования и актуализации данного сектора экономики. В 2018–2019 гг. SASAC реализовала меры, направленные на ускорение цифрового преобразования государственных предприятий с помощью облачных сервисов, «больших данных». Для совершенствования процессов управления SASAC используется конференц-система Gonsin и интеллектуально-цифровая система Intelligent HD Touch [3].
Так, система Gonsin направлена на повсеместное использование и непрерывное обновление электронных документов в сфере управления, тем самым заменяя классический бумажный архив. Технологическая платформа так же предоставляет возможность организации удаленных конференц-обсуждений, регистрацию сделок с использованием «смарт-контрактов», обеспечивая оперативный обмен необходимой информацией. Более того, с целью совершенствования процессов управления Правительством Китая были приняты меры по использованию блокчейна для оказания государственных услуг. На блокчейн-платформе предоставляются около 40 электронных государственных услуг (хранение электронных сертификатов, обмен данными, совместная обработка данных) [3]. На блокчейн переведена важная услуга по регистрации государственного имущества. Так, соответствующие департаменты Китая обращаются к профильным региональным предприятиям и осуществляют безопасное хранение информации о сделках с использованием индивидуальных ключей шифрования, доступ к которым гарантируется соответствующей лицензией.
Наконец, в рамках различных технологических платформ на основе блокчейн-технологий представляется возможным сокращение операционных издержек посредством ускорения межведомственной коммуникации следующих профильных агентств и ведомств: Комитет по контролю и управлению, Комиссия по жилищному строительству и развитию сельских районов в городах, Комиссия по муниципальному планированию, Бюро общественной безопасности [2, с. 101].
Для минимизации и устранения возможных недоработок технического характера в вопросах цифровизации процессов управления в июне 2020 г. Национальный центр реагирования на чрезвычайные ситуации Китая (CERT) разработал и внедрил специальную платформу, в рамках которой были интегрированы национальные базы данных, касающиеся управления и контроля за государственным имуществом Китая, с целью выявления и защиты от киберугроз. Отметим, что среди общенациональных стратегических целей развития Китая, согласно заявлению Национального народного конгресса, планируется создание в ближайшие годы Национального фонда развития блокчейна, который позволит регулярно модернизировать систему управления и обеспечит ее бесперебойное функционирование.
Наконец, в рамках настоящего исследования следует рассмотреть опыт Казахстана, где цифровая трансформация процессов управления по ряду объективных причин существенно отстает от намеченных целей. Отметим, что на сегодняшний день в Казахстане разработана и реализуется программа Digital Kazakhstan, которая призвана ускорить темпы развития экономики страны и повышения качества жизни граждан [4]. Итоги 2022–2023 гг. свидетельствуют об активных действиях Казахстана в направлении цифровизации здравоохранения (37,8 млрд тг), социально-трудовой сферы (1,8 млрд тг), образования (3 млрд тг), финансовой сферы (139,9 млрд тг), автоматизации государственных услуг (1,1 млрд тг) [4]. При этом в течение последних лет власти Казахстана оставили без внимания вопросы совершенствования процессов управления, пренебрегая цифровыми инструментами и положительным опытом цифровизации, накопленным за рубежом.
В частности, в Казахстане отсутствуют необходимые системы по управлению информационными данными, вследствие чего растет восприимчивость системы государственного управления к виртуальным угрозам. Опыт Казахстана полезен для многих стран мира, в том числе и для России, поскольку подтверждает факт того, что при повышении эффективности управления нельзя недооценивать практическую значимость цифровых технологий. Соответственно, невозможно добиться повышения качества жизни населения и вывести экономику страны в эпоху цифровизации на новый уровень в отрыве от планомерного и последовательного совершенствования процессов управления. Данный аспект крайне важно учитывать властям Российской Федерации.
Таким образом, проанализировав успешный опыт зарубежных стран в области применения цифровых технологий с целью повышения качества и эффективности управления, мы предлагаем интегрировать ряд практик на территории Российской Федерации.
Подводя итоги всему сказанному, отметим, что цель цифровой трансформации в экономике и сфере государственного управления — повышение эффективности от внедрения цифровых технологий в указанные области. Задачи цифровой экономики состоят в том, чтобы
– преобразовать управленческую систему с помощью цифровых технологий, добиться внедрения и совершенствования процессов разработки и принятия решений;
– развить стратегическое планирование и прогнозирование;
– обеспечить максимальный эффект от внедрения цифровых технологий (повышение эффективности расходования средств);
– реализовать кадровый потенциал (развитие культуры наставничества, раскрытие потенциала персонала);
– сформировать цифровую среду и цифровые компетенции персонала, разработать траектории профессионального развития, повысить вовлеченность и готовность сотрудников разделять ценности и принципы внутренней культуры;
– сформировать систему стандартов, каталогов услуг/функций, электронных реестров данных;
– создать эффективные механизмы управления данными, перейти к управлению на основе данных;
– реализовать информационную безопасность органов исполнительной власти с помощью инструментов цифровой трансформации.
Национальный проект «Цифровая экономика» в своем современном виде и с учетом вызовом времени требует определенного переосмысления, особенно, в части формулировки принципов и последующей реализации различных подходов в сфере государственного управления. Внедрение цифровых технологий в экономику, а также их использование для улучшения качества оказания государственных услуг, направлено на практическое воплощение формулы «государство — это услуга».
Литература:
- Жээнбеков ознакомился с ходом цифровизации системы управления государственным имуществом [Электронный ресурс]. URL: http://kabar.kg/news/ (дата обращения: 30.06.2024).
- Талапина Э. В. Применение блокчейна в государственном управлении: перспективы правового регулирования // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 3. С. 96–113.
- Установка конференц-залов в комитете по контролю и управлению государственным имуществом Китая (SASAC) [Электронный ресурс]. URL: https://avs.kz/news/ (дата обращения: 30.06.2024).
- Digital Kazakhstan [Электронный ресурс]. URL: https://egov.kz/cms/ru/digital-kazakhstan (дата обращения: 30.06.2024).