В статье автор исследует влияние учителя на выпускника начальной школы, его интересы, и то, как и чем педагог может помочь родителям в формировании личности ребенка .
Первый, кто помогает родителям разглядеть потенциал ребенка — учитель начальных классов. Мы берем малышей после детского сада. Детки, которые только начнут осознанно думать, размышлять, строить корректные предложения и смысловые высказывания. Кто в этом им поможет? Правильно! Первый учитель. (смотри рис.1)
На наших глазах дети растут. Учителя, как и родители, радуются успехам в учебе, в конкурсах, расстраиваемся, когда у ребенка что-то не выходит, и всегда пытаемся его поддержать. Первый учитель — это не просто учитель начальной школы, но и наставник. Человек, которого ребенок никогда не забудет, и буде вспоминать с душой и теплотой -свою первую учительницу.
Успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от внутренней мотивации. Начальная школа закладывает фундамент всего последующего обучения.
Главная цель начального образования — сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться. Роль педагогов в формировании личности ребенка можно определить следующими словами: педагогическая помощь, поддержка и продвижение.
Наше старшее поколение всегда говорит: «Вот в наше время было…» нет, время, может и другое, а дети точно такие же, просто время не стоит на месте, все усовершенствуется, развивается, а дети — лишь шагают в ногу со временем.
Возможно, современный школьник отличается от своих сверстников 20 лет назад. Это, конечно связано с тем, что он поставлен в совсем другие условия развития, но это не мешает ему учиться.
За последние годы система школьного образования претерпела такие перемены:
– Теперь есть возможность выбирать учебную программу по ФГОС.
– Школьники могут по своему желанию ходить на платные курсы.
– Есть варианты очной, очно-дистанционной, дистанционной и заочной формы обучения.
– Образование носит, в том числе, инклюзивный характер, поэтому в классе могут учиться ребята с ограниченными возможностями здоровья.
– Внесены дополнительные дисциплины, к которым относятся разные иностранные языки, риторика, внеурочные занятия, пр.
– Ученики могут на бесплатной основе участвовать во внеурочных конкурсах.
– Школьники и учителя пользуются специализированными рабочими тетрадями и тренажерами.
– Повышен уровень сложности заданий, которые ребята получают в процессе учебы — считается, что детям должны помогать родители.
Хочется отметить, что в школьные годы человек лучше всего впитывает ценности, в том числе духовного характера. Любые педагогические ошибки чреваты проблемами, так как исправить их бывает трудно, а полученная деформация может оказать отрицательное влияние на индивидуальное развитие. Вот почему основной задачей современного начального образования детей является воспитание. Так кого мы должны получить на выходе из начальной школы?
В зависимости от возможностей, интересов и потребностей, учащихся освоение ими образовательной программы «Выпускник должен научиться: (смотри рис 2.)
– любить свой народ, свой край и свою Родину;
– уважать и принимать ценности семьи и общества;
– быть любознательным, активным и заинтересованным;
– владеть основами умения учиться, быть способным к организации собственной деятельности;
– быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
– быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
– выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
К 4 классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы, намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие — меньше. Мне кажется, современный учитель начальных классов должен помочь детям освоить современные информационные технологии, развить у детей коммуникативные навыки, обучить детей письму и грамоте, с помощью современных методов обучения. Я считаю, если учитель на одной волне с детьми -это не плохо, а на оборот.
Появляется доверие со стороны ребенка, желание учиться, развивать свои таланты. Педагог может помочь ребенку найти себя, свой путь, помочь и родителям, направить энергию ученика в мирное русло. Подсказать, дать совет, чем лучше заниматься ребенку, чтобы он вырос достойным человек.
В школе работает принцип. Учитель, ученик, родитель. (смотри рис.3) Только в таком коннекте будет результат, которого мы хотим достичь, а именно каким должно быть выпускник начальной школы.
В заключении хочу сказать, современные родители отдают предпочтение современным, молодым учителям начальных классов. Родители хотят, чтобы их дети обучались и развивались в ногу со временем, хотят, чтобы у детей было будущее, была работа. На выходе начальной школы, переходя в среднюю, учитель должен получить тот самый «портрет» выпускника начальной школы. Если это, получается, значит, вы справились со своей задачей.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3.
Литература:
- Федеральные государственные образовательные стандарты / Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]
- Выготский Л.С «Вопросы детской психологии»