Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Начальная школа на современном этапе развития общества

Педагогика
22.05.2019
9852
Поделиться
Библиографическое описание
Михайлова, Н. П. Начальная школа на современном этапе развития общества / Н. П. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 513-514. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59365/.


Ещё совсем недавно начальная школа представляла собой замкнутый цикл обучения элементарным практическим знаниям и навыкам. Чтение, письмо, простые арифметические операции и задачи, элементарные сведения о явлениях природы и из жизни общества составляли основное содержание обучения.

Современный уровень развития рыночной экономики, построение гражданского общества сегодня предполагают иное качество образования, обеспечивающее подготовку человека не столько к индустриальному обществу, сколько к обществу экономики, построенной на знаниях. Образование в информационном обществе имеет своей целью наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей личности, которые являются выражением не только ее стремления к наиболее полной самореализации, но и воздействия условий быстро меняющегося мира. В последнем случае перед человеком встаёт необходимость постоянно пополнять свои знания, чтобы комфортно чувствовать себя в изменяющемся мире [2, с. 11].

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию и саморазвитию. Успешными могут стать люди, обладающие высокой коммуникативной культурой, широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решение в новой ситуации [4, с. С.4–6]

Проанализировав научно-методическую литературу, можно сделать вывод о том, что начальная школа является основой для формирования и построения дальнейшей деятельности человека, это первый этап общего образования у детей.

Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства.

Начальное образование в России претерпевает серьёзные изменения. Оно приобретает фундаментальный общеобразовательный характер, становится открытым и универсальным, направленным на обеспечение удовлетворения основных потребностей в образовании. Сегодня начальное образование в России развивается в контексте международной программы ЮНЕСКО «Образование для всех». Стратегия модернизации российского образования начиная с 2001 г. реализует три основные цели: доступность — качество — эффективность [3, с. 6].

В самом общем виде цель современного начального образования заключается в освоении учащимися базовых универсальных образовательных компетенций, обеспечивающих формирование основных навыков учебной деятельности, а также в развитии у них познавательных, коммуникативных и творческих способностей, приобретении основ культуры поведения и взаимодействия в социуме [5, с. 10].

В Федеральном государственном стандарте начального образования (ФГОС НОО) сформулированы задачи, стоящие перед школой, где говорится о том, что начальная ступень является фундаментом всего школьного образования, которая призвана формировать у детей учебную деятельность, потребность в учении и умение учиться, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе, получение профессионального образования, где неотъемлемой частью ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД) — познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные [6].

В законе РФ «Об образовании» говорится, что содержание образования должно обеспечивать в сознании учащихся формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и ступени обучения (ст. 14, п.2) [7]. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т. к. они закладывают у школьников основу знаний. С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребёнок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения для анализа явлений, установления зависимости между ними.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что цель модернизации российского образования состоит в обеспечении нового качества образования, соответствующего потребностям развивающейся личности, направленного на формирование людей, способных позитивно изменить положение дел в обществе.

Для развития младшего школьника современная начальная школа должна обеспечить решение таких задач, как:

– владение системой знаний, обеспечивающих возможность решения различных учебных и жизненных задач; готовность к дальнейшему образованию;

– способность использовать приобретённые знания для правильного функционирования в окружающем мире (без вреда для себя и для него); умение адаптироваться к разным условиям среды, коммуникации, социальным отношениям;

– желание и умение действовать в соответствии с социальными ценностями, реализовывать собственные ожидания;

– способность к самообучению и саморазвитию.

Современная начальная школа, это фундамент для формирования учебной деятельности младшего школьника. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы обучающихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения. И задача начальной школы развить и усовершенствовать универсальные учебные действия.

Литература:

  1. Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы 2-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 18–19 мая 2011 г. / отв. ред. А. Ю. Нагорнова, Л. В. Гурылева; ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И. Н. Ульянова. Ульяновск: SIMJET, 2011. 607 с.
  2. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — с.11.
  3. Котова, С. А., Граничина О. А., Савинова Л. Ю. Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: российское видение: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 6 с.
  4. Обновление начального образования Белгородской области. С. П. Тимофеев. // НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2006. № 11, с. 4–6
  5. Педагогика начального образования / Под ред. С. А. Котовой. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2017. — 10 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение.2010 г.
  7. Федеральный закон от 29.12.2012 г., № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электрон. ресурс] // Консультант-Плюс. — М., 2018.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 513-514):
Часть 7 (стр. 463-539)
Расположение в файле:
стр. 463стр. 513-514стр. 539

Молодой учёный