Начальная школа на современном этапе развития общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 22.05.2019

Статья просмотрена: 9403 раза

Библиографическое описание:

Михайлова, Н. П. Начальная школа на современном этапе развития общества / Н. П. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 513-514. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59365/ (дата обращения: 24.12.2024).



Ещё совсем недавно начальная школа представляла собой замкнутый цикл обучения элементарным практическим знаниям и навыкам. Чтение, письмо, простые арифметические операции и задачи, элементарные сведения о явлениях природы и из жизни общества составляли основное содержание обучения.

Современный уровень развития рыночной экономики, построение гражданского общества сегодня предполагают иное качество образования, обеспечивающее подготовку человека не столько к индустриальному обществу, сколько к обществу экономики, построенной на знаниях. Образование в информационном обществе имеет своей целью наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей личности, которые являются выражением не только ее стремления к наиболее полной самореализации, но и воздействия условий быстро меняющегося мира. В последнем случае перед человеком встаёт необходимость постоянно пополнять свои знания, чтобы комфортно чувствовать себя в изменяющемся мире [2, с. 11].

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию и саморазвитию. Успешными могут стать люди, обладающие высокой коммуникативной культурой, широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решение в новой ситуации [4, с. С.4–6]

Проанализировав научно-методическую литературу, можно сделать вывод о том, что начальная школа является основой для формирования и построения дальнейшей деятельности человека, это первый этап общего образования у детей.

Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства.

Начальное образование в России претерпевает серьёзные изменения. Оно приобретает фундаментальный общеобразовательный характер, становится открытым и универсальным, направленным на обеспечение удовлетворения основных потребностей в образовании. Сегодня начальное образование в России развивается в контексте международной программы ЮНЕСКО «Образование для всех». Стратегия модернизации российского образования начиная с 2001 г. реализует три основные цели: доступность — качество — эффективность [3, с. 6].

В самом общем виде цель современного начального образования заключается в освоении учащимися базовых универсальных образовательных компетенций, обеспечивающих формирование основных навыков учебной деятельности, а также в развитии у них познавательных, коммуникативных и творческих способностей, приобретении основ культуры поведения и взаимодействия в социуме [5, с. 10].

В Федеральном государственном стандарте начального образования (ФГОС НОО) сформулированы задачи, стоящие перед школой, где говорится о том, что начальная ступень является фундаментом всего школьного образования, которая призвана формировать у детей учебную деятельность, потребность в учении и умение учиться, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе, получение профессионального образования, где неотъемлемой частью ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД) — познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные [6].

В законе РФ «Об образовании» говорится, что содержание образования должно обеспечивать в сознании учащихся формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и ступени обучения (ст. 14, п.2) [7]. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т. к. они закладывают у школьников основу знаний. С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребёнок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения для анализа явлений, установления зависимости между ними.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что цель модернизации российского образования состоит в обеспечении нового качества образования, соответствующего потребностям развивающейся личности, направленного на формирование людей, способных позитивно изменить положение дел в обществе.

Для развития младшего школьника современная начальная школа должна обеспечить решение таких задач, как:

– владение системой знаний, обеспечивающих возможность решения различных учебных и жизненных задач; готовность к дальнейшему образованию;

– способность использовать приобретённые знания для правильного функционирования в окружающем мире (без вреда для себя и для него); умение адаптироваться к разным условиям среды, коммуникации, социальным отношениям;

– желание и умение действовать в соответствии с социальными ценностями, реализовывать собственные ожидания;

– способность к самообучению и саморазвитию.

Современная начальная школа, это фундамент для формирования учебной деятельности младшего школьника. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы обучающихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения. И задача начальной школы развить и усовершенствовать универсальные учебные действия.

Литература:

  1. Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы 2-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 18–19 мая 2011 г. / отв. ред. А. Ю. Нагорнова, Л. В. Гурылева; ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И. Н. Ульянова. Ульяновск: SIMJET, 2011. 607 с.
  2. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — с.11.
  3. Котова, С. А., Граничина О. А., Савинова Л. Ю. Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: российское видение: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 6 с.
  4. Обновление начального образования Белгородской области. С. П. Тимофеев. // НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2006. № 11, с. 4–6
  5. Педагогика начального образования / Под ред. С. А. Котовой. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2017. — 10 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение.2010 г.
  7. Федеральный закон от 29.12.2012 г., № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электрон. ресурс] // Консультант-Плюс. — М., 2018.
Основные термины (генерируются автоматически): начальное образование, окружающий мир, начальная школа, учебная деятельность, задача, младший школьник, начальная ступень, российское образование, Россия, современная начальная школа.


Задать вопрос