Воспитательный процесс в начальной школе | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №6 (80) июнь 2024 г.

Дата публикации: 02.06.2024

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Корнилова, А. В. Воспитательный процесс в начальной школе / А. В. Корнилова, Л. В. Соловьева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 6 (80). — С. 93-95. — URL: https://moluch.ru/young/archive/80/4548/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор исследует воспитательный процесс в начальной школе и роль родителей и учителей в данном воспитательном процессе.

Ключевые слова: воспитание, начальная школа, младший школьный возраст.

Согласно ФГОС, «воспитание — педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества» [3]. Воспитание в разные периоды взросления отличается, необходимо учитывать все особенности возраста, в котором находится ребенок.

Младший школьный возраст — это один из самых важных периодов в жизни ребенка. Кроме того, что ребенку необходимо освоить новый вид деятельности, так еще и ребенок попадает в новую среду, к новым людям.

К возрасту младших школьников относятся дети от 6 до 10 лет. Когда ребенок вступает в возраст младшего школьника, то его деятельность кардинально меняется. В этот период ребенок начинает расти медленнее, у него развиваются новые функции головного мозга, а также нервная система выходит уже на совершенно другой уровень. Поэтому воспитывая младшего школьника важно учитывать все особенности и изменения, которые происходят с ним в этот период жизни. Ведущая деятельность младших школьников — учебная. В период младшего школьника, дети проходят два возрастных кризиса. Это кризис 7 лет, а также подростковый кризис, который начинается, когда ребенок еще не вышел из младшего школьного возраста. Воспитание в период кризисов становится достаточно проблематичным. Л. С. Выготский говорил, что «всякий ребенок в этом возрасте становится относительно трудновоспитуемым по сравнению с самим собой в смежном стабильном возрасте». Задачей воспитания младшего школьника показать ему как можно действовать и вести себя в различных жизненных ситуациях. Кроме того, в этот же период школа призвана развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей и развить мышление [1, c. 19].

Немаловажную роль в этот период играет окружение ребенка, как близкое, так и далекое. Но важно, чтобы эти два окружения работали сообща. Это важно, потому что в младшем школьном возрасте устанавливаются моральные принципы ребенка. Самый ближний круг ребенка — это семья. Развитие и формирование личности ребенка — это ответственность семьи. От семьи зависит как ребенок будет дальше адаптироваться в обществе и как он овладеет социальными ролями, которые пригодятся ему в дальнейшем. Какие нормы поведения и основы нравственности заложит семья, с теми ребенок и будет двигаться дальше по жизни.

Когда ребенок ступает в период младшего школьника, родители часто считают, что дальше ответственность за воспитание автоматически перекладывается на педагогов. Но это совершенно не так. На родителей в какой-то мере ложится даже большая ответственность, чем прежде. Самое близкое окружение младших школьников должно формировать духовные и нравственные ценности. Чтобы сформировать эти самые ценности, родителям необходимо правильно организовать досуг дошкольников. Также необходимо обязательно много времени проводить с семьей и не игнорировать желания дошкольника пообщаться с родными. Кроме ценностей, которые связаны с семьей, необходимо воспитать ценности, которые связаны с окружающим миром. Необходимо объяснить ребенку, что нужно уважать другие народы, культуры, разные внешности, разницу взглядов и чужое мировоззрение.

К дальнему окружению можно отнести учителей. Несмотря на то, что большая ответственность лежит на семье, не стоит преуменьшать роль учителей в воспитании дошкольника. В начальных классах ребенок только начинает знакомиться с миром школы и школьного обучения. В этот период ребенок знакомиться с нормами, правилами поведения в школе, а соответственно, в окружающем обществе. Кроме того, учителя также влияют на формирование взглядов дошкольника и их убеждений [2, c. 34].

При воспитании дошкольников учитель сам должен обладать необходимыми качествами. В первую очередь, педагог должен быть профессионалам своего дела. У него должны быть отличные знания педагогики и психологии. Кроме того, учитель должен уметь общаться с детьми и уметь находить общий язык с детьми. Учитель должен обладать эмпатией (способность сочувствовать и сопереживать). Педагог должен быть добрым. Но в тоже время и строгим. Необходимость добиться доверия детей, но в тоже время и держать дисциплину [1, c. 48].

Воспитание в начальной школе ведется по нескольким направлениям: социальному, физическому, духовному, эстетическому. У детей формируются личностное и гражданское самосознание, навыки здорового образа жизни, нравственные, этические, семейные ценности, любовь к труду, природе, искусству, способность организовывать свой досуг. В учебном процессе необходимо задействовать различные виды деятельности:

  1. Игра — игровая деятельность в младшем школьном возрасте уже не является ведущей, она является в вспомогательной. В процессе игровой деятельности ребенок отдыхает от основной деятельности, обучения. Кроме того, данный вид деятельности формирует внимание, воображение, мышление. С помощью игры ребенок формирует свои интересы, а также помогает быть ему активным и инициативным.
  2. Досугово-развлекательная деятельность — посещение различных мероприятий, помогает ребенку сформировать у ребенка социальные знания. Эти знания нужны ему для того, чтобы приспособится к каждодневной жизни, адаптироваться к социальному обществу, которое будет окружать его во взрослой жизни.
  3. Спортивно-оздоровительная деятельность — физическая активность полезна в любом возрасте. В начальной школе закладывается и формируется привычка придерживаться здорового образа жизни [2, c. 37].

При воспитании младших школьников как учителя, так и родители должны учитывать то, что результат воспитания не наступает мгновенно. Прежде чем провести с ребенком беседу, нужно продумать ее до мелочей, а также подобрать нужный момент. Результат беседы может появится через время в том виде, в котором взрослые хотели его видеть, когда проводили беседу, а может быть и не совсем однозначным.

В младшем школьном возрасте очень важно взаимодействие семьи и школы. Это поможет скорректировать и поддержать ребенка в этот трудный период. Когда ребенок идет в школу, можно сказать, что он получает свой первый социальный статус. Статус ученика — тяжелая «ноша» для ребенка, поэтому эффективное взаимодействие учителей и семьи смогут максимально облегчить ребенку этот период.

Таким образом, эффективный воспитательный процесс возможен только при взаимодействии учителя и родителей.

Литературы:

  1. Землянская Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников. — М.: Издательство Юрайт, 2024. — 507 с.
  2. Максакова В. И. Теория и методика воспитания младших школьников. — М.: Издательство Юрайт, 2024. — 206 с.
  3. Приказ Министерства Просвещения РФ от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo (дата обращения: 24.05.2024).


Похожие статьи

Проблемы управления воспитательным процессом в учреждениях среднего профессионального образования

В статье авторы рассматривают проблемы организации воспитательного процесса в средних профессиональных учреждениях.

Анализ феномена взаимодействия матерей с детьми младшего школьного возраста

В статье автор анализирует влияние родительского отношения матери на формирование личности младшего школьника.

Преемственность в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В статье рассматривается проблема преемственности с позиции социального развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования; описаны формы и методы осуществления преемственности дошкольного и начально образования.

Формирование социально ориентированного поведения младших школьников в учебно-воспитательном процессе как психолого-педагогическая проблема

В статье авторы раскрывают актуальность и необходимость формирования социально ориентированного поведения учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Особенности восприятия в дошкольном возрасте (воспитательный аспект)

В статье изучено психологическое развитие и особенности восприятия дошкольника.

Ключевые аспекты подготовки ребенка к обучению в школе

В статье раскрываются особенности понимания подготовки детей к обучению в школе в дошкольной образовательной организации.

Влияние родительского отношения на эмоционально-личностное развитие ребёнка в дошкольном возрасте

В статье рассмотрено влияние стиля родительского отношения на особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детско...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

В статье авторы пытаются определить условия осуществления духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в школе.

Похожие статьи

Проблемы управления воспитательным процессом в учреждениях среднего профессионального образования

В статье авторы рассматривают проблемы организации воспитательного процесса в средних профессиональных учреждениях.

Анализ феномена взаимодействия матерей с детьми младшего школьного возраста

В статье автор анализирует влияние родительского отношения матери на формирование личности младшего школьника.

Преемственность в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В статье рассматривается проблема преемственности с позиции социального развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования; описаны формы и методы осуществления преемственности дошкольного и начально образования.

Формирование социально ориентированного поведения младших школьников в учебно-воспитательном процессе как психолого-педагогическая проблема

В статье авторы раскрывают актуальность и необходимость формирования социально ориентированного поведения учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Особенности восприятия в дошкольном возрасте (воспитательный аспект)

В статье изучено психологическое развитие и особенности восприятия дошкольника.

Ключевые аспекты подготовки ребенка к обучению в школе

В статье раскрываются особенности понимания подготовки детей к обучению в школе в дошкольной образовательной организации.

Влияние родительского отношения на эмоционально-личностное развитие ребёнка в дошкольном возрасте

В статье рассмотрено влияние стиля родительского отношения на особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детско...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

В статье авторы пытаются определить условия осуществления духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в школе.

Задать вопрос