Мультимедиа в образовании: история, понятие, классификация | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (528) июль 2024 г.

Дата публикации: 22.07.2024

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Топольник, А. Д. Мультимедиа в образовании: история, понятие, классификация / А. Д. Топольник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 29 (528). — С. 214-217. — URL: https://moluch.ru/archive/528/116758/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены этапы зарождения и развития мультимедиаобразования, вариативность понятия «мультимедиа», задачи, классификацию, преимущества и недостатки использования мультимедийных средств на уроках истории.

Ключевые слова: образовательный процесс, мультимедиа, интерактивное программное обеспечение, урок истории, учебный процесс.

Использование мультимедийных технологий в образовании является неотъемлемой частью образовательного процесса. Ежедневно педагоги и учащиеся сталкиваются с мультимедийными презентациями, аудио-, видеофрагментами, которые используются на уроках. Использование мультимедиатехнологий особенно актуально на уроках истории, так как исторические события легче запомнить благодаря мультимедийному оснащению урока. Прежде чем рассмотреть термин «мультимедиа», следует коснуться исторического аспекта применения мультимедиа в образовании.

И. В. Челышева выделяет следующие этапы развития медиаобразования в России:

– «этап зарождения и становления медиаобразования (1900–1930 гг. XXпв.);

– этап застоя (1935–1955 гг. XX в.);

– этап возрождения медиаобразования (1955–1960 гг. XX в.);

– этап резкого скачка развития медиаобразования (1960–1985 гг. XX в.);

– этап модернизации (1985 г. XX в. — по настоящее время)» [1].

Этап зарождения и становления медиаобразования характеризуется появлением первых фильмов, которые можно было рассматривать как дидактические материалы. Появились первые образовательные фильмы, к которым относились двойственно. Также с 1926 года появляются первые учебные радиопередачи, которые освещали новости различных областей науки. В целом, данный этап дал начальную точку во внедрении мультимедиа в образовательный процесс.

Этап застоя отличался формализованностью: каждый обучающий продукт (кинофильм, радиоэфир и т. д.) подвергался жесткой цензуре, а также носил в большей степени пропагандистский характер. Таким образом, данный этап затормозил активное развитие мультимедиа в образовании.

Возрождение медиаобразования приходится на эпоху оттепели. Относительная свобода в творчестве способствовала развитию киноклубов и кинокружков среди подрастающего поколения. Идею использования визуальных материалов при обучении подхватывали сторонники гуманистической педагогики, которые говорили о важности развития образного мышления.

Этап резкого скачка развития медиаобразования характеризуется кинематографическим взрывом. Появляются киножурналы, образовательные, политические, художественные телепередачи для школьников и молодежи. Данные программы рассматривались как материал, способный повлиять на правильное формирование ценностей у молодежи. Также этот этап, в отличие от других, отличается активной интеграцией мультимедийных технологий в школьное образование (эксперименты Ю. Н. Усова, И. В. Вайсфельда), что в дальнейшем продолжило влиять на развитие образовательного процесса.

С 1985 года и по настоящее время продолжается этап модернизации. Благодаря стремительному развитию науки, появлению Интернета, развитию межрегиональных отношений на сегодняшний день каждый ученик сталкивается с мультимедийными технологиями: появление смартфонов, интерактивных досок, планшетов, персональных компьютеров облегчает и совершенствует образовательный процесс в школе.

В современном образовательном процессе мультимедиа занимает особую роль. На сегодняшний день трудно представить урок без информационного сопровождения. Применение мультимедиа соответствует современному цифровому времени, расширяет образовательные возможности, повышает эффективность обучения за счет визуализации. Следует рассмотреть определение понятия «мультимедиа».

Большой энциклопедический словарь дает следующее определение мультимедиа — это «средства, то есть представляет собой электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и пр.)» [2]. И. В. Томилина рассматривает мультимедиа как совокупность интерактивного программного обеспечения: «взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении» [3]. В контексте образовательного процесса С. Г. Григорьев и В. В. Гриншкун предлагают несколько определений термину «мультимедиа»:

– технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;

– информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;

– компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;

– компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;

– особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию) [4].

«Мультимедиа» имеет множество трактовок и интерпретаций, в нашей работе рассмотрим понятие как технологию. Г. Ж. Отеген, Л. Акзулла, С. И. Туреханова в статье «Применение мультимедиа технологий в образовательном процессе» рассматривают мультимедиа как взаимосвязь различных интерактивных компонентов, которые создают уникальное цифровое полотно: «взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении» [5].

Наиболее распространенным является определение Г. М. Троян: «мультимедиа технологии — это интерактивные технологии, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями, видеоизображением, анимацией, текстом и звуковым рядом» [6]. Данное трактование показывает, что мультимедиа позволяет работать с различными источниками для разнообразия образовательного процесса.

Как и любой другой компонент, мультимедиа имеет свои определенные задачи:

– мотивационная: повышение интереса к обучению за счет визуальных и аудиальных элементов;

– адаптивная: создание заданий с учетом возрастных, физических и интеллектуальных особенностей ученика;

– развивающая: использование материалов, способствующих развитию когнитивных, коммуникативных, творческих способностей.

Многогранность термина «мультимедиа» открывает огромный спектр возможностей его применения в образовании: от простых презентаций до проектов по реконструкции исторических событий на уроках истории. Визуализация исторических событий позволяет расширить представление о происходящих событиях, повысить когнитивные способности учащихся. Определенные аспекты мультимедиатехнологий отвечают за различные образовательные задачи, поэтому необходимо рассмотреть классификации, которые предлагаются в научной среде.

Е. В. Харунжева и В. А. Суровцева классифицируют мультимедийные средства обучения следующим образом:

– по педагогическим задачам на уроке: оргмомент, проверка домашнего задания, актуализация знаний, объяснение нового материала, первичное закрепление знаний, контроль знаний;

– по методическому назначению: демонстрационные, наставнические, тренировочные, контролирующие, справочные, моделирующие, игровые, досуговые;

– по организации контента: учебно-методические, учебно-практические, учебно-вспомогательные, контролирующие;

– по восприятию контента: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные [7].

Данная классификация большой охватывающий спектр, позволяющий рассматривать мультимедиа на уроке с разных сторон: со стороны учителя, ученика, содержания урока и других компонентов.

В. С. Зайцев в работе «Мультимедийные технологии в образовании: современный дискурс» приводит классификацию по вовлеченности:

– линейное мультимедиа;

– не линейное (интерактивное) мультимедиа;

– гипермедиа;

– «реальное/живое видео» [8].

По словам ученого, к линейным мультимедиа относятся те компоненты, которые не нуждаются во взаимодействии с ними и их конец не зависит от действий ученика. К таким примерам можно отнести информационную слайд-презентацию, просмотр фото-, видеоряда. Как только медиафайлы становятся зависимыми от ученика (например, викторины, интеллектуальный морской бой), то такие ряды уже относятся к не линейным (интерактивным) мультимедиа. Такой вид медиафайлов является наиболее привлекательным для современных учеников, так как он является более адаптированным под потребности современного подростка. Также В. С. Зайцев выделяет гипермедиа, который, по его мнению, расширяет предыдущую позицию. Под этим понятием он подразумевает структурированное взаимодействие с определенным фрагментом, которые ученик в дальнейшем сможет изучать (например, посещение сайта или виртуальной выставки). Последним в классификации В. С. Зайцев выделяет «реальное/живое видео» — совокупность компонентов, позволяющей в режиме реального времени воспроизводить какую-либо деятельность. В данной классификации мы наблюдаем особую важность интерактивности в образовательном процессе. Благодаря использованию не линейных методов, появляется разнообразить уроки истории, а также улучшить успеваемость учеников за счет наглядности и интерактивности.

Комплексный подход к изучению мультимедиа в образовании позволяет подробно рассмотреть преимущества и недостатки его использования. Сопровождение мультимедийной презентацией выступления учителя является важнейшим атрибутом современного урока. Несмотря на это, на сегодняшний день внедрение информационных технологий не является совершенным в школах. Это связано с материальными затратами для оснащения кабинетов мультимедийной техникой, а также на обслуживание и ремонт оборудования. Следующей проблемой во внедрении мультимедиа в образовании является недостаточная цифровая грамотность учителей: некоторые преподаватели игнорируют использование мультимедийных технологий так как не видят огромного образовательного потенциала в данном направлении. Также отбор материалов, создание интерактивных презентаций занимает большое количество времени на подготовку, минимизируя отдых учителя. Отдельно следует выделить пагубное влияние мультимедийных устройств на организм человека, что также отталкивает учителя применять мультимедийные технологии на уроках.

Несмотря на все недостатки использования мультимедийных устройств в учебном процессе, он обладает рядом преимуществ:

– визуализация и наглядность: благодаря современным технологиям сегодня возможно не только посмотреть готовые материалы, созданные по определенным темам, но и самостоятельно на уроке воссоздать отдельные исторические события на основе методических материалов;

– активизация учебного процесса: использование мультимедийных технологий на уроках предоставляет возможность завлечь в учебный процесс, позволяет развивать навыки критического мышления, а также учит правильно работать с информацией;

– гибкость и индивидуализация: мультимедийные технологии позволяют многие задания адаптировать под каждого ученика индивидуально, ориентируясь на его умственные и физические возможности, таким образом делая возможным комфортное обучение для каждого;

– оптимизация времени учителя: несмотря на трудоемкую подготовку к определенному виду заданий, на основе разработанных материалов можно проводить уроки в разных классах на протяжении нескольких лет, незначительно модернизируя их, что значительно сокращает подготовку учителя к урокам, автоматизированные процессы, такие как проверка тестовых заданий на платформе «Электронная Школа 2.0», позволяют экономить время на проверку тетрадей.

Применение мультимедийных технологий в учебном процессе, несомненно, связано с определенными вызовами и трудностями. Однако, преимущества использования мультимедийного сопровождения значительно превышают его недостатки. Успешность применения современных технологий на уроках напрямую зависит от педагога, который готов идти на встречу инновациям и рассматривать новые пути в преподавании.

На сегодняшний день превалирующее количество учеников школ с 1 по 11 класс знакомы с мультимедиа еще задолго до поступления в образовательные организации. Поэтому невозможно игнорировать интеграцию мультимедиа в учебный процесс, который активно начался еще в середине XX века и активно продолжается сейчас, дополняясь и модернизируясь в соответствии с развитием науки и современными реалиями. Рассмотрев историю и понятие «мультимедиа», мы выяснили, что мультимедиа применяется в большинстве педагогических задач и учебных аспектах, является одним из ведущих технологий, применяемых в школах.

Литература:

  1. Челышева, И. В., Березкина, А. Д. История медиаобразования в России / И. В. Челышева, А. Д. Березкина — Текст: непосредственный // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. — 2020. — № 1. — С. 128–139.
  2. Большой энциклопедический словарь. В 2 т. Т. 2. / Под ред. А. М. Прохорова. — Москва: Советская энциклопедия, 1991. — 1456 с. — ISBN: 5–85270–044–4. — Текст: непосредственный.
  3. Томилина, И. В. Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе / И. В. Томилина // Мультимедиа-технологии в образовании: путь к свободе. Материалы Первой международной интернет-конференции — Екатеринбург: Открытый каталог «Учебные презентации», 2011. — 68 с. — ISBN 978–5–7186–0435–1. — Текст: непосредственный.
  4. Григорьев, С.Г., Гришкун, В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы и практические приложения: учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов / С. Г. Григорьев, В. В. Гришкун. — Воронеж: Научная книга, 2014. — 103 с. — ISBN 978–5–98222–846–8. — Текст: непосредственный.
  5. Отеген, Г. Ж., Акзулла, Л., Ткреханова, С. И. Применение мультимедиа технологий в образовательном процессе / Г. Ж. Отеген, Л. Акзулла, С. И. Туреханова. — Текст: непосредственный // Международный журнал экспериментального образования. — 2017. — № 4–2. — С. 174–175.
  6. Троян, Г. М. Универсальные информационные и телекоммуникационные технологии в дистанционном образовании: учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
  7. / Г. М. Троян. — Москва: Альфа, 2002. –153 с. — ISBN 5–8288–0482–0. — Текст: непосредственный.
  8. Харунжева, Е.В., Суровцева, В. А. Классификация мультимедийных средств обучения / Е. В. Харунжаева, В. А. Суворцева. — Текст: непосредственный // Педагогическое искусство. — 2020. — № 1. С. 27–33.
  9. Зайцев, В. С. Мультимедийные технологии в образовании: современный дискурс / В. С. Зайцев. — Челябинск: ЗАО «Библиотека А.Миллера», 2018. — 30 с. — ISBN: 978–5–93162–102–9. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, учебный процесс, мультимедиа, урок истории, интерактивное программное обеспечение, урок, этап зарождения, линейное мультимедиа, резкий скачок развития, цифровое представление.


Ключевые слова

мультимедиа, образовательный процесс, учебный процесс, урок истории, интерактивное программное обеспечение

Похожие статьи

Применение современных технологий при обучении русскому языку

В статье автор рассматривает определение, типы и структуры современного урока, и основные направления развития урока в современном образовании, рассматривает применение новых технологий при обучения русскому языку в школе.

Современные средства мультимедиа и их применение

В статье раскрывается понятие и сущность мультимедиа, освещается роль и влияние средств мультимедиа в жизни общества и интеллектуальной деятельности, рассматриваются положительные и отрицательные аспекты применения мультимедиа технологий в сферах обр...

Значение ролевых игр в формировании коммуникативных компетенций студентов, изучающих иностранный язык

В данной статье рассматриваются эффективные приёмы обучения иностранному языку, а также значение и особенности использования ролевых игр в формировании коммуникативной компетенции у студентов, изучающих иностранный язык.

Теоретические аспекты необходимости подготовки будущего учителя к геймификации учебного процесса общеобразовательной организации

В данной статье рассмотрена сущностная характеристика понятия «геймификация» и теоретические аспекты необходимости подготовки будущего учителя к внедрению элементов геймификации в учебный процесс общеобразовательной организации.

Дидактические аспекты использования интернет-ресурсов при изучении иностранных языков

В данной статье рассматриваются особенности развития интернет-технологий в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Игровое обучение как современная форма образовательной деятельности

В статье автором рассматриваются игровые педагогические технологии, от идеи и подготовки квест-игр до их реализации в образовательном пространстве.

Использование современных информационных технологий в сфере образования

В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий для эффективного обучения, указаны виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации, приведены примеры использов...

Использование интерактивных технологий в процессе обучения дошкольников

В статье рассматриваются методы и приёмы использования интерактивных технологий в процессе обучения дошкольников.

Педагогический дизайн и его значение в современной педагогике

В статье рассматривается история возникновения понятия «педагогический дизайн», а также определяется значение применения технологий педагогического дизайна для создания благоприятной среды и повышения эффективности обучения.

Тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании

В данной статье анализируются современные тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании. Рассматривается влияние медиакультуры на подрастающее поколение и необходимость формирования медиаграмотности как важной составляющей общего образ...

Похожие статьи

Применение современных технологий при обучении русскому языку

В статье автор рассматривает определение, типы и структуры современного урока, и основные направления развития урока в современном образовании, рассматривает применение новых технологий при обучения русскому языку в школе.

Современные средства мультимедиа и их применение

В статье раскрывается понятие и сущность мультимедиа, освещается роль и влияние средств мультимедиа в жизни общества и интеллектуальной деятельности, рассматриваются положительные и отрицательные аспекты применения мультимедиа технологий в сферах обр...

Значение ролевых игр в формировании коммуникативных компетенций студентов, изучающих иностранный язык

В данной статье рассматриваются эффективные приёмы обучения иностранному языку, а также значение и особенности использования ролевых игр в формировании коммуникативной компетенции у студентов, изучающих иностранный язык.

Теоретические аспекты необходимости подготовки будущего учителя к геймификации учебного процесса общеобразовательной организации

В данной статье рассмотрена сущностная характеристика понятия «геймификация» и теоретические аспекты необходимости подготовки будущего учителя к внедрению элементов геймификации в учебный процесс общеобразовательной организации.

Дидактические аспекты использования интернет-ресурсов при изучении иностранных языков

В данной статье рассматриваются особенности развития интернет-технологий в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Игровое обучение как современная форма образовательной деятельности

В статье автором рассматриваются игровые педагогические технологии, от идеи и подготовки квест-игр до их реализации в образовательном пространстве.

Использование современных информационных технологий в сфере образования

В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий для эффективного обучения, указаны виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации, приведены примеры использов...

Использование интерактивных технологий в процессе обучения дошкольников

В статье рассматриваются методы и приёмы использования интерактивных технологий в процессе обучения дошкольников.

Педагогический дизайн и его значение в современной педагогике

В статье рассматривается история возникновения понятия «педагогический дизайн», а также определяется значение применения технологий педагогического дизайна для создания благоприятной среды и повышения эффективности обучения.

Тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании

В данной статье анализируются современные тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании. Рассматривается влияние медиакультуры на подрастающее поколение и необходимость формирования медиаграмотности как важной составляющей общего образ...

Задать вопрос