В статье рассматриваются методы и приёмы использования интерактивных технологий в процессе обучения дошкольников.
Ключевые слова: образование, технология, интерактивные технологии, дошкольный возраст, интерактивное обучение, методы.
Педагогика всегда ищет пути достижения высоких и стабильных результатов работы с детьми, реагируя на все социальные условия и требования, отвечая на социальный заказ общества и родителей. Современные образовательные технологии позволяют разработать и обосновать актуальные задачи педагогического воздействия, содержание и технологию достижения результата, обеспечить контроль его достижения [3, с. 423-426].
Одним из новых подходов в обучении дошкольников является интерактивное обучение. Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction — взаимодействие, воздействие друг на друга) [4, с. 27].
Структура интерактивной образовательной деятельности, в отличии традиционной, включает в себя элементы интерактивной модели обучения — интерактивные технологии. Интерактивная технология подразумевает пошаговое использование специфических методов и приёмов организации детской познавательной деятельности.
Интерактивные технологии — означает взаимодействовать, общаться с кем-нибудь; это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой все участники охвачены общением [1, с. 232-233].
Во время интерактивного обучения дети активно общаются, спорят, не соглашаются с собеседником, доказывают свое мнение. Одним из основных условий проведения занятия в ДОУ является использование интерактивных методов обучения, активизация умственной деятельности детей на всех этапах занятия.
Интерактивные методы обучения — это способы целенаправленного взаимодействия взрослого с детьми, которые обеспечивают оптимальные условия их развития.
Интерактивное обучение дошкольников — это специфическая форма организации образовательной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для взаимодействия, при которых каждый ребенок чувствует свои успехи и, выполняя определенную интеллектуальную работу, достигает высокой производительности [3, с. 424].
Интерактивные методы обучения обеспечивают такое обучение, которое дает возможность детям на занятии в парах, микрогруппах или малых группах прорабатывать учебный материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения.
Микрофон — метод работы, в ходе которого дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему. Например, ребенок берет микрофон, рассказывает в нескольких предложениях о себе, и передает микрофон другому ребенку.
Дебаты — метод работы, в ходе которого дети стоят в кругу, высказывают свои мысли на заданную тему, передавая микрофон друг другу, но высказывания обсуждаются: дети задают друг другу вопросы, отвечают на них, ища способ решения проблемы.
Снежный ком — метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы и обсуждают проблемный вопрос или выполняют общее задание, договорившись о четкую последовательность действий каждого члена группы.
Синтез мыслей — метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы, выполняя определенное задание, например, рисунок на листе бумаги. Когда одна группа нарисует, то передает рисунок в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание. По завершению работы составляют общий рассказ о том, что дорисовали и почему.
Круг идей — интерактивные методы обучения, когда каждый ребенок или каждая группа выполняют одно задание, например, составляют сказку по-новому, обсуждают ее, затем вносят предложения или идеи (например, как можно еще закончить сказку, чтобы Колобок остался живым; как помочь Колобку обхитрить лисичку и тому подобное).
Общий проект — метод работы, в ходе которого дети объединяются в несколько групп (3–4). Группы получают разные задания, каждое из которых направлено на решение определенного аспекта одной проблемы, например, нарисовать свои любимые зимние развлечения и рассказать о них.
Метод многоканальной деятельности — метод работы с детьми, в ходе которого обязательно задействуются различные анализаторы: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Например, при рассматривании картины целесообразно использовать такую последовательность: выделение объектов, изображенных на картине; представление объектов через восприятия различными анализаторами.
Дискуссия — это метод коллективного обсуждения какого-то сложного вопроса. К дискуссии готовятся все участники образовательного процесса, активно привлекаются все дети.
Беседа-диалог — метод, направленный на соучастие детей с тем, кто выступает. В ходе занятия с подачи знаний, закрепления материала воспитатель ставит сопровождающие вопросы к детям, с целью проверки понимания ими представленной информации.
Моделирование проблемных ситуаций — метод взаимодействия взрослого и детей для решения поставленной проблемы. Ситуация моделируется воспитателем специально.
«За и против» — метод работы с детьми, в ходе которого детям предлагается решить проблему с двух сторон: за и против. Например, ставится задача рассказать, почему нравится зима (аргумент — «за») и почему не нравится зима (аргумент — «против»).
Перевоплощение — интерактивные методы обучения, когда предлагается детям поделиться на команды и представить себя на месте какого-то предмета (книги, ручки, стола, куклы и тому подобное) и презентовать себя с точки зрения выбранной роли.
Сказка наоборот — метод работы, в ходе которого предлагается детям поделиться на две команды и составить свою сказку по-другому, заменяя основные понятия на противоположные. Каждая команда получает задание: сочиняет свою сказку и отгадывает сказку другой команды, составленной по-другому.
Реклама — метод работы, в ходе которого детям предлагается поделиться на две команды, каждая из которых выбирает любой предмет и пытается назвать все его положительные качества и функции, которые помогут привлечь к нему внимание других.
Кроме вышеназванных интерактивных методов обучения дошкольников в практике работы активно используются следующие: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры (ролевые и деловые, игры-имитации, игры-соревнования (старший дошкольный возраст), интеллектуальные разминки, работа с наглядными видео-и аудиоматериалами, тематические диалоги, анализ жизненных ситуаций и тому подобное.
Следовательно, интерактивное обучение на занятиях (в том числе и интегрированных) происходит: в парах (2 ребенка), в микрогруппах (3–4 ребенка), в малых группах (5–6 детей) вместе с воспитателем. Педагогу, использующему в своей работе технологию интерактивного обучения, необходимо помнить о некоторых правилах его организации.
- На начальном этапе внедрения включать технологию в образовательный процесс с опорой на уже знакомый детям материал. По мере освоения следует использовать технологию для освоения новых знаний и умений, с учетом «зоны ближайшего развития» дошкольников.
- Число участников интерактивного взаимодействия не должно быть чрезмерно большим. Оптимальное количество — 8–12 детей. Качество обучения может оказаться в прямой зависимости от количества участников. Важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе была бы предоставлена возможность высказаться по проблеме.
- Нужно отнестись со вниманием к делению участников на пары или малые группы. Первоначально это лучше осуществить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора, либо целесообразности, с точки зрения эффективности взаимодействия.
- Важно воспитывать между детьми позитивные, дружеские отношения. Замечания, исправление ошибок в процессе обсуждения должны делаться в спокойном, доброжелательном тоне, лучше в форме доброго совета или пожелания. С другой стороны, следует учить детей адекватно реагировать на справедливую критику, не обижаться на своих товарищей [2, с. 19–21].
Таким образом, необходимость внедрения в образовательный процесс интерактивных методов очевидна, поскольку: сегодня, как никогда ранее, повышаются требования к обновлению дошкольного образования воспитанников; изменяются требования к качеству дошкольного образования.
Литература:
- Каракозова Н. Ю. К вопросу о сущности понятия «технологическая компетентность педагога дошкольного образования» / Н. Ю. Каракозова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2013. — № 4. — С. 232–234.
- Маслячкина Р. В. Использование интерактивной приставки mimio при обучении чтению старших дошкольников / Р. В. Маслячкина, О. А. Артурская, И. В. Долгополова // Вестник Гуманитарного института ТГУ. — 2014. — № 1 (15). — С. 19–21.
- Руденко И. В. Современные образовательные технологии в работе с дошкольниками // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2013. — № 2 (24). — С. 423–426.
- Таланова М. А. Особенности организации образовательной деятельности дошкольников с использованием технологии интерактивного обучения «корзина идей» / М. А. Таланова // Вестник Гуманитарного института ТГУ. — 2014. — № 1 (15). — С. 25–27.