В статье автор рассматривает понятие и значение фирменного стиля в PR, определяет значение фирменного стиля в развитии коммуникаций компании, обосновывает, насколько важен фирменный стиль в построении коммуникаций с внутренними и внешними группами общественности компании.
Ключевые слова : фирменный стиль, логотип, фирменный шрифт, идентификация, продвижение, коммуникации.
Понятие «фирменный стиль» в научной литературе было разработано и применяется не так давно. Однако элементы фирменного стиля начали применяться представителями той или иной сферы общественной деятельности довольно рано. Так, например, в качестве прообраза фирменного стиля и его основных элементов можно рассматривать знак собственности, который кочевые народы накладывали на свой скот, личное клеймо ремесленников, которое они ставили на свои изделия и по этим клеймам их работы узнавали покупатели и др.
В научной литературе нет единого определения понятия «фирменный стиль». Анализ встречающихся определений показал, что одни из них раскрывают общее понимание фирменного стиля, другие — более конкретизированные. Фирменный стиль в настоящее время является «фундаментом» компании — это совокупность методов, которые обеспечивают один образ для всех продуктов компании и событий, улучшение восприятия и запоминания потребителем не только товара компании, но и всей деятельности в целом. [3; 5]
Задачами фирменного стиля являются — идентификация, формирование доверия, продвижение. Фирменный стиль необходим компании для того чтобы, во-первых, обеспечить узнаваемость компании и продукции создаваемой ею, во-вторых, закрепить в сознании покупателей положительные эмоции о компании или товаре, которые связаны с оценкой качества продукции её безупречности и высоким уровнем обслуживания.
PR представляет собой систему информационно-аналитических действий, принципом которых является обеспечение реализации целей субъекта управления на основе честного и уважительного отношения к общественности.
Фирменный стиль является одним из инструментов PR-деятельности, выполняющий следующие функции: даёт возможность потребителю хорошо ориентироваться в большом потоке информации и находить нужный товар; фирменный стиль способствует быстрому выведению на рынок новых товаров с наименьшими затратами; значительно повышает эффективность PR и рекламной коммуникации; универсальность компонентов фирменного стиля позволяет снижать затраты на формирование системы коммуникаций; фирменный стиль выполняет важные функции по созданию корпоративного стиля и объединению сотрудников, то есть способствует развитию внутрикорпоративного PR; фирменный стиль положительным образом влияет на восприятие внешнего облика компании.
Фирменный стиль включает в себя несколько компонентов: это товарный знак, логотип, фирменный блок, слоган, фирменные цвета, фирменные шрифты [4], корпоративный герой, постоянный коммуникатор и другие фирменные константы.
Важное значение отводится логотипу. Логотип, как элемент визуальной коммуникации бренда, помогает компаниям не только конструировать фирменный стиль и имидж бренда, но и повысить лояльность клиентов. Логотипы помогают брендам избежать потери фокуса и обеспечить визуальную обратную связь. Они способны вызывать более сильные ассоциации, чем прочие визуальные атрибуты бренда, и помочь дифференцироваться компании на рынке сильных конкурентов. Э. Бойл предполагает, что усилия по созданию логотипа с большей вероятностью увенчаются успехом, если ассоциации будут создаваться на основе идентификации с компанией, а не на основе абстрактных концепций [1]. Из-за огромного значения логотипа для повышения узнаваемости компании и положительного воздействия на настроения потребителей «делаются большие инвестиции в создание логотипов, поскольку руководство ожидает, что они способны поднять репутацию организации» [2].
К другим компонентам фирменного стиля могут быть отнесены фирменные гимн, фирменное знамя, корпоративная легенда, эмблемы фирмы, не получившие правовой защиты, фирменные особенности дизайна, оригинальные пиктограммы, т. е. абстрактные графические символы, обозначающие товарные группы, размещение служб, другой информации, внутрифирменные стандарты.
Таким образом, фирменный стиль включает в себя определенные компоненты постоянного характера, которые выражаются на таких основных носителях как печатная реклама компании, средства пропаганды, сувенирная реклама, элементы делопроизводства, документы и удостоверения, элементы служебных интерьеров и другие носители.
Разработка фирменного стиля проходит в несколько этапов. В ходе проведения исследования был выявлен спектр предлагаемых разными авторами этапов разработки фирменного стиля. Наиболее приемлемым нам представляется разделение работы над фирменным стилем по следующим этапам: подготовительный этап, в течение которого осуществляется сбор информации и её анализ; этап концентрации умственных усилий, в течение которого определяется набор элементов будущего фирменного стиля и комплект носителей; инкубация идей фирменного стиля, в течение которого осуществляется определение необходимого образа компании и ведётся дизайнерская работа над набросками элементов фирменного стиля; этап просветления, в течение которого выявляется ассоциативный символ, характерный для всей компании, который затем переносится на разные объекты фирменного стиля; этап заключительного анализа и представления проекта, в течение которого разработанный фирменный стиль проверяется на универсальность, адекватность, выразительность и гибкость. Затем осуществляется подготовка подробного описания фирменного стиля в текстовой форме.
Таким образом, в условиях современности, значение фирменного стиля играет большую роль для компании. Независимо от сферы деятельности, будь то торговля, производство, либо совершенно другая сфера услуг, все компании стремятся к завоеванию успешных позиций на рынке, они стремятся к престижности и известности, хотят создать благоприятный имидж для своей компании и продукции.
Литература:
- Boyle E. A study of entrepreneurial brand building in the manufacturing sector in the UK // Journal of Product and Brand Management. — 2003. — № 12 (2). — Pp. 79–93.
- Дыбкина, А. Н. Логотип как основной элемент визуальной коммуникации компании: социологическое исследование ребрендинга «Сбербанка» // Вопросы студенческой науки. 2021. № 7(59). С.49–55.
- Ильченко, А. И. Фирменный стиль в формировании благоприятного образа компании // Медиасреда. 2019. № 16. С.61–65.
- Мукане, Я. А. Фирменный стиль компании как объект исследования: понятие, функции и этапы // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 11–3(79). С.207–208.
- Павлова, Д. В. Управление фирменным стилем как инструмент создания благоприятного имиджа компании // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 48. С.52–59.