Семейные ценности и их роль в развитии коммуникативных навыков на уроках английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (527) июль 2024 г.

Дата публикации: 13.07.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Бессонова, О. Б. Семейные ценности и их роль в развитии коммуникативных навыков на уроках английского языка / О. Б. Бессонова, Ш. А. Ермоян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 28 (527). — URL: https://moluch.ru/archive/527/116650/ (дата обращения: 18.07.2024).



Статья исследует эффективность использования темы семьи и семейных ценностей в обучении английскому языку. Авторы утверждают, что использование личного опыта учащихся в диалогической и монологической коммуникации значительно улучшает усвоение грамматики и повышает вовлеченность на уроке. Проведен анализ теоретических данных, учебных материалов и практическое исследование среди школьников. Результаты показывают, что интеграция семейных ценностей в процесс обучения английскому языку может стать эффективным инструментом для формирования коммуникативных навыков и личностного роста учащихся.

Ключевые слова: английский язык, семейный опыт, семья, ценность, коммуникация.

Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.

Жан-Жак Руссо («Эмиль, или О воспитании», 1762г.)

Владение иностранным языком в современном мире является жизненной необходимостью. В молодёжной среде сегодня очень популярна сфера компьютерных и интеллектуальных технологий. Согласно проводимых опросов более 60 % старшеклассников после обучения в школе хотят «Войти в IT». Соответственно развивается и интерес к изучению английского языка, при чём, не только технического плана, но и общего уровня, для возможности коммуникации с носителями языка. В связи с этим перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации.

2024 год в Российской Федерации объявлен «Годом Семьи» в целях «популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей». Исходя из этих двух задач, у нас возникла необходимость исследования способа использования темы семьи и семейных ценностей при формировании коммуникативных навыков в рамках изучения английского языка. Также возникла следующая теория: использование внутрисемейного опыта учащегося при диалогической и монологической коммуникации на уроке английского языка значительно улучшает качество усвоения грамматических и лингвистических конструкций и правил, повышает уровень вовлеченности учащегося на уроке.

Для подтверждения данной теории нами был проведен анализ теоретической информации по теме, анализ используемых учебных материалов и практическое исследование среди учеников МОБУ СОШ № 4 им. В. Ф. Подгурского г. Сочи.

Объектом нашего исследования является процесс обучения школьников английскому языку.

Предметом исследования являются методы и приёмы использования семейных ценностей для развития коммуникативных навыков на уроках английского языка.

В целях исследования уточним понятия «семья», «семейные ценности», «коммуникация», «коммуникативные навыки».

Понятие семьи довольно многогранно, а его чёткое научное определение довольно затруднено. В различных обществах и культурах определение семьи может некоторым образом различаться. Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В праве под семьёй понимается законный социальный институт, находящийся под защитой государства. В российском семейном праве семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

В рамках нашего исследования мы принимаем за основу тезис о том, что семья — первое и основное место, где формируется личность человека. Многие исследователи особо выделяют ранние этапы социализации человека (младенчество, раннее детство, дошкольный и младший школьный возраст) как наиболее значимые в формировании собственного «Я» человека. Моральные ценности, поведенческие паттерны, привитые на ранних этапах, оказывают глубокое влияние на личностное развитие, социальные отношения и дальнейшую жизнь каждого индивида. В этом контексте роль семьи становится ключевой, так как именно здесь ребенок учится основам межличностной коммуникации, морали, этики, получает первый опыт адаптации к социуму и принятия социальных ролей. Особо важным фактором при этом является набор семейных ценностей, существующих внутри семьи.

Семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить её целостность и духовное здоровье.

Понятие «семейные ценности» можно трактовать достаточно широко. В методических рекомендациях к реализации в образовательных учреждениях программы «Уроки семьи и семейных ценностей» от 1 сентября 2012 г. семейные ценности определены как явная (открыто одобряемая и культивируемая в кругу семьи) или неявная характерная для семьи совокупность представлений, которая влияет на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия и т. п.

В утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» понятие «традиционные семейные ценности» несколько расширяется. К ним относятся «ценности брака, понимаемого как союз мужчины и женщины, основанный на государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния, заключаемый в целях создания семьи, рождения и (или) совместного воспитания детей, основанный на заботе и уважении друг к другу, к детям и родителям, характеризующийся добровольностью, устойчивостью и совместным бытом, связанный с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению».

Исходя из этого, можно сделать вывод, что под понятие «семейные ценности» попадают все проявления социальной коммуникации внутри семьи, прямо либо опосредованно влияющие на состояние семьи в целом и каждого его члена в частности.

Согласно определению, представленному в Большом психологическом словаре, коммуникацией является целенаправленный процесс передачи определённого мысленного содержания. С. В. Бориснёв рассматривает коммуникацию как социально обусловленный процесс трансляции и восприятия информации посредством межличностного и массового общения с применением различных средств коммуникации.

Под коммуникативными навыками понимается более или менее совершенные способы выполнения каких-либо речевых действий, от которых зависит готовность индивида к общению. Составляющими коммуникативных навыков, являются следующие умения:

– умение понять другого;

– умение сопереживать, сочувствовать;

– умение адекватно оценить себя и других;

– умение принять мнение другого;

– умение решать конфликты;

– умение взаимодействовать с членами коллектива.

Нас, как учителей английского языка, в этой связи заинтересовал вопрос влияния внутрисемейных взаимоотношений и существующих семейных ценностей на развитие коммуникативных навыков ребенка и успешность формирования прочих лингвистических компетенций при обучении английскому языку.

Семья является первой ступенью овладения ребенком родным разговорным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, и формирует его как интеллектуальную гармонично развитую личность. Соответственно для изучения иностранного языка сформировавшиеся навыки и имеющийся опыт общения являются основой, к которой необходимо обращаться на уроке.

В нашей практике мы используем учебники серии «Английский в фокусе» (Spotlight), в которых этот подход выражен особенно ярко. Во всех модулях учебников для начальной школы (Spotlight 1–4) присутствуют постоянные герои — брат и сестра Ларри и Лулу и их питомец — шимпанзе Чаклз. Вместе с этими персонажами ученики начальной школы «проживают» различные жизненные ситуации, тесно связанные с реальной жизнью учащихся («Знакомство», «Семья», «День рождения», «Мой дом», «В цирке»). В этом контексте отсылка к собственной семьей возникает у учеников автоматически и упражнения на коммуникацию проходят намного более активно. Ученики основывают ответ на собственном опыте, либо «примеряют» опыт персонажей на себя, на свою семью и, благодаря этому, лучше запоминают новые для себя лингвистические единицы и грамматические конструкции. Темы модулей подобраны таким образом, что релевантный опыт по каждой из них находится у всех учеников. Это нивелирует вероятность негативного отношения к рассматриваемому предмету у ученика, что особенно важно на ранней стадии обучения.

В учебниках среднего звена серии (Spotlight 6–8) принцип отсылки к семейному опыту также присутствует, но при этом с каждым последующим годом обучения уменьшается процент тем, напрямую связанных с семьёй. Это обосновано возрастными особенностями учащихся, таким образом подготавливает их к коммуникации на более высоком уровне, подготавливая к коммуникации в обществе. Появляются новые для ученика ситуации, которые отсутствуют в его семейном опыте. Однако, в тех случаях, когда у ученика сформировалась привычка «пропускать» новую информацию через призму личного и семейного опыта, он может спрогнозировать свое поведение и поведение членов своей семьи, и поддержать диалог. С опорой на свой семейный опыт диалогическая и монологическая речь ученику дается намного легче, понимание контекста предлагаемой ситуации становится глубже.

В процессе обучения языку важно учитывать возрастные особенности учащихся и постепенно расширять их кругозор. Подключение семейного опыта, обращение к семейным ценностям учащегося при изучении языка значительно улучшает усвоение материала урока, помогает понять и осознать особенности другой культуры через сравнение с культурой своей страны и своей семьи.

Литература:

  1. Идеографический словарь русского языка. — Текст: электронный // Словари: [сайт]. — URL: https://rus-ideographic-dict.slovaronline.com/4537.
  2. Сабаева, И. И. Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» / И. И. Сабаева. — Текст: электронный // Образовательная социальная сеть: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2014/09/05/metodicheskie-rekomendatsii-po-provedeniyu-urokov.
  3. Коммуникация. — Текст: электронный // Большой психологический словарь: [сайт]. — URL: https://psychological.slovaronline.com/790-KOMMUNIKATSIYA.
  4. Бориснёв, С. В. Социология коммуникации: учебное пособие для вузов / С. В. Бориснёв. — М. — Тольятти: ЮНИТИ ДАНА, 2003. — 270 c.
  5. Абдуллина, Л,Б,Гизатуллина,К Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников / Л,Б,Гизатуллина,К Абдуллина. — Текст: электронный // Киберленинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-umeniy-i-navykov-mladshih-shkolnikov.
  6. Ваулина, Ю. УМК «Английский в фокусе» («Spotlight») / Ю. Ваулина, Д. Дули, О. Подоляко. —: Просвещение, 2023.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, семейный опыт, семья, ценность, иностранный язык, Российская Федерация, ученик, возрастная особенность учащихся, монологическая коммуникация, начальная школа.


Ключевые слова

Ценность, коммуникация, семья, английский язык, семейный опыт

Похожие статьи

Задать вопрос