Понятие «социальный интерес» Альфреда Адлера и «безусловное позитивное принятие» Карла Роджерса: сходства и различия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (526) июль 2024 г.

Дата публикации: 06.07.2024

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Потокин, Н. С. Понятие «социальный интерес» Альфреда Адлера и «безусловное позитивное принятие» Карла Роджерса: сходства и различия / Н. С. Потокин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 27 (526). — С. 95-96. — URL: https://moluch.ru/archive/526/116468/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье автор сопоставляет понятие «социальный интерес» А. Адлера с «безусловным позитивным принятием» К. Роджерса в контексте их роли в межличностных отношениях и терапии.

Ключевые слова: индивидуальная психология, гуманистическая психология, психотерапия, личность.

Введение

В изучении истории психологии сопоставление отдельных концепций разных авторов может быть особенно продуктивным методом для понимания не только сугубо научно-психологического процесса, но культурной ситуации в целом. Подобный подход позволяет снять изолированность отдельных психологических школ и шире взглянуть на их основные понятия. С такой, по своему герменевтической позиции, мы рассмотрим ключевые понятия индивидуальной и гуманистической психологии.

В данной статье особое внимание будет уделено сравнению социального интереса Альфреда Адлера и безусловного позитивного принятия Карла Роджерса. Эти две концепции, несмотря на различия в своих исходных посылках и методах, оказывают значительное влияние на современную психологическую практику и теорию. Адлер, один из основателей индивидуальной психологии, подчеркивал важность социального интереса как врожденного стремления человека к взаимодействию и сотрудничеству с другими, что играет ключевую роль в его психологическом благополучии. Роджерс, представитель гуманистической психологии, разработал концепцию безусловного позитивного принятия, которая стала краеугольным камнем клиент-центрированной терапии и акцентирует внимание на создании безопасной и поддерживающей терапевтической среды для личностного роста клиента.

Основная часть

Социальный интерес у Адлера — это врожденное стремление человека к взаимодействию и сотрудничеству с другими, к чувству принадлежности и значимости в обществе. Адлер считал, что «социальное чувство настолько всеобъемлюще, что никто не способен начать ни одного действия, не сверившись предварительно с ним. Необходимость найти оправдание каждому поступку и мысли порождается нашим бессознательным ощущением общественного единства» [2, 140]. В практическом плане Адлер подчеркивал важность корреляции между социальным чувством и невротической враждебностью и «дистанцией».

Безусловное позитивное принятие (unconditional positive regard) у Роджерса — это основное условие успешной клиент-центрированной терапии. Это принятие и поддержка клиента без оценки и критики, независимо от его действий, чувств или мыслей. Данная концепция является частью более широкой философии Роджерса, направленной на создание безопасной и поддерживающей терапевтической среды, которая способствует самоактуализации и личностному росту клиента. В практическом применении концепция безусловного позитивного принятия выдвигала ряд требований к терапевту, в первую очередь личностных.

Если говорить о сходствах данных понятий, то, в первую очередь, следует отметить переклички к требованиям терапевтического процесса у обоих авторов, так Адлер, говоря о своем пациенте замечает: «Он в этом не виноват. Мы должны полностью поддержать его право на возмущение и не должны забывать, что вина за происшедшее отчасти лежит и на нас <…> Мы видим в таком индивидууме не опустившегося, бесполезного парию, а такого же человека, как мы; мы создаем атмосферу, в которой можем чувствовать себя столь же ценной личностью, как и любой другой» [2, 69]. Можно сделать вывод, что при нарушении или отсутствии социального интереса у пациента, на терапевта накладываются обязательства всегда учитывать это, проявляя социальный интерес и терпение. Такие требования к терапевтическому процессу, как и у Роджерса, необходимы для исключения сопротивления со стороны пациента/клиента: «Любой опыт несовместимый с организацией или структурой самости может восприниматься как угроза, и чем больше таких восприятий, тем жестче организация структуры самости для самозащиты» [3, 65]. Общим для Адлера и Роджерса становится социальное взаимодействие между клиентом и терапевтом: «Если раньше он (невротик — Н. П. ) создавал дистанцию, чтобы отделиться, то теперь — чтобы ее преодолеть» [1, 142].

Если говорить о разделяющих особенностях данных понятий, то можно отметить некоторую ригидность социального интереса у Адлера, который он определяет как врожденный, в то время как Роджерс отмечает, что с большей интеграцией личности ригидные формы отражения становятся менее выраженными: ««…когда все переживания ассимилируются относительно «я» и становятся частью структуры самости, это позволяет умерить так называемое «самосознание» индивида. Поведение становится спонтаннее…» [3, 64].

Заключение

Таким образом, оба концепта акцентируют внимание на значении позитивных межличностных отношений для личностного роста и психического здоровья: и социальный интерес Адлера, и безусловное позитивное принятие Роджерса стремятся создать условия, в которых человек чувствует себя ценным и значимым.

Адлер и Роджерс, несмотря на различия в своих теоретических подходах, сходятся в важности создания терапевтической среды, способствующей росту и развитию личности. Социальный интерес Адлера подчеркивает необходимость интеграции индивида в общество и его вклад в общее благо, что является важным элементом психического здоровья. Роджерс, в свою очередь, акцентирует внимание на личностном росте через безусловное принятие, что позволяет клиенту чувствовать себя понятым и принятым без осуждения. Эти идеи подчеркивают, что для достижения психического благополучия важно не только внутреннее принятие себя, но и поддержка и принятие со стороны окружающих.

Кроме того, сопоставление данных концепций демонстрирует, что личностный рост и психическое здоровье невозможно без учета социального контекста. Взаимодействие с другими людьми, поддержка и принятие играют ключевую роль в формировании и развитии личности. Таким образом, подходы Адлера и Роджерса могут быть интегрированы в современную психотерапевтическую практику для создания более эффективных методов лечения и поддержки клиентов.

Литература:

  1. Адлер А. Индивидуальная психология. — СПб.: Питер, 2018. — 256 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  2. Адлер А. Наука о характерах: понять природу человека / Пер. с англ. Е. А. Цыпина. — М.: Академический проект, 2021. — 239 с. — (Психологические технологии).
  3. К. Роджерс. Клиентоцентрированная терапия. Пер. с англ. — М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» 1997. — 320 с. Серия «Актуальная психология».
  4. Фрейд З. Психоаналитические этюды / Пер. с нем.; Составление Д. М. Донского, В. Ф. Круглянского; Послесл. В. Т. Кондрашенко; Худ. обл. М. В. Драко. — Мн.: ООО «Попури», 2001. — 608 с.
Основные термины (генерируются автоматически): адлер, социальный интерес, безусловное позитивное принятие, гуманистическая психология, личностный рост, психическое здоровье, индивидуальная психология, ключевая роль, поддерживающая терапевтическая среда, социальное чувство.


Похожие статьи

Проблема аутентичности в разных психологических школах

В статье рассматривается проблема аутентичности в различных психологических школах: психоанализе, когнитивной психологии, гуманистической и экзистенциальной психологии.

Эволюция понятия самоактуализации в работах Карла Роджерса

В статье автор исследует эволюцию понятия самоакутализации в работах американского психолога и психотерапевта Карла Рэнсома Роджерса.

Разум и чувства: теоретические аспекты и отражение в ненаучной сфере

В статье автор исследует влияние разума и чувств на поведение человека, рассуждает над значимостью рационального и чувственного подхода в принятии решений, делает вывод о необходимости использования каждого из подходов.

Понятие конгруэнтности в терапевтическом процессе и роль семейного воспитания в развитии конгруэнтности личности

В статье рассматривается понятие конгруэнтности и неконгруэнтности в клиенто-центрированой терапии. Выдвигается обоснование центральной значимости конгруэнтности во взаимоотношениях между психотерапевтом и клиентом для достижения терапевтических целе...

Феномен одиночества как важное переживание в межличностных отношениях

Публикация посвящена изучению феномена одиночества. Рассмотрены социальные истоки одиночества, личностно обусловленные причины и формы проявлений этого состояния. В рамках представленного понимания одиночество рассматривается как состояние, несущее в...

Значение понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания

В статье автор пытается рассмотреть значимость понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания и его отражения в студенческой жизни.

Теоретический обзор исследований агрессии в контексте проблемы развития самосознания личности на примере теории Р. Кигана

В статье рассматриваются подходы различных учёных к феноменам агрессии, также выдвигается предположение о взаимосвязи агрессии уровнем развития самосознания

Способность любить: взгляд на современную молодежь в его проекции на нарциссизм

Целью нашего исследования было изучение способности к любви у современной молодежи на основе идей Эриха Фромма из книги «Искусство любить». По данному источнику была составлена авторская анкета из 14 утверждений. Полученные результаты, в частности, п...

Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект

В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.

Теоретический обзор подходов к пониманию феномена социальности человека

В статье проводится анализ понятия «социальность человека», рассматриваются три подхода к социальности, дихотомия «врожденное — приобретенное» в психологии, а также факты, свидетельствующие о социальной компетентности младенца в раннем детстве.

Похожие статьи

Проблема аутентичности в разных психологических школах

В статье рассматривается проблема аутентичности в различных психологических школах: психоанализе, когнитивной психологии, гуманистической и экзистенциальной психологии.

Эволюция понятия самоактуализации в работах Карла Роджерса

В статье автор исследует эволюцию понятия самоакутализации в работах американского психолога и психотерапевта Карла Рэнсома Роджерса.

Разум и чувства: теоретические аспекты и отражение в ненаучной сфере

В статье автор исследует влияние разума и чувств на поведение человека, рассуждает над значимостью рационального и чувственного подхода в принятии решений, делает вывод о необходимости использования каждого из подходов.

Понятие конгруэнтности в терапевтическом процессе и роль семейного воспитания в развитии конгруэнтности личности

В статье рассматривается понятие конгруэнтности и неконгруэнтности в клиенто-центрированой терапии. Выдвигается обоснование центральной значимости конгруэнтности во взаимоотношениях между психотерапевтом и клиентом для достижения терапевтических целе...

Феномен одиночества как важное переживание в межличностных отношениях

Публикация посвящена изучению феномена одиночества. Рассмотрены социальные истоки одиночества, личностно обусловленные причины и формы проявлений этого состояния. В рамках представленного понимания одиночество рассматривается как состояние, несущее в...

Значение понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания

В статье автор пытается рассмотреть значимость понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания и его отражения в студенческой жизни.

Теоретический обзор исследований агрессии в контексте проблемы развития самосознания личности на примере теории Р. Кигана

В статье рассматриваются подходы различных учёных к феноменам агрессии, также выдвигается предположение о взаимосвязи агрессии уровнем развития самосознания

Способность любить: взгляд на современную молодежь в его проекции на нарциссизм

Целью нашего исследования было изучение способности к любви у современной молодежи на основе идей Эриха Фромма из книги «Искусство любить». По данному источнику была составлена авторская анкета из 14 утверждений. Полученные результаты, в частности, п...

Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект

В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.

Теоретический обзор подходов к пониманию феномена социальности человека

В статье проводится анализ понятия «социальность человека», рассматриваются три подхода к социальности, дихотомия «врожденное — приобретенное» в психологии, а также факты, свидетельствующие о социальной компетентности младенца в раннем детстве.

Задать вопрос