В статье автор исследует эволюцию понятия самоакутализации в работах американского психолога и психотерапевта Карла Рэнсома Роджерса.
Ключевые слова: личность, самоактуализация, гуманистическая психология.
Вопросы, связанные с самоактуализацией человека, в XX веке имели особую популярность, как среди философов, так и среди психологов, в нашем же столетии данные вопросы заняли ключевые позиции в рамках дискурса о теории личности. Так, на данный момент клиент-центрированная терапия является особенно популярной среди множества других психотерапевтических школ. Однако уже в Никомаховой этике Аристотеля (X-я книга) ставится вопрос об актуализации человеком внутренних потенций для достижения счастья [1, 279–287]; еще раньше, в диалогах Платона «Федр» и «Симпозий» утверждается понятия эроса как мощного влечения души к красоте и совершенству, которое побуждает человека искать истину и достигнуть высшего духовного блага.
Самоакутализация личности является центральным понятием гуманистической психологии, впервые его предложили А. Маслоу и К. Роджерс. Важно отметить, что между определениями самоактуализации А. Маслоу и К. Роджерса есть принципиальные различия, которые, однако, не входят в рамки данного исследования. Отметим только, что при всей схожести понятия самоакутализации, Маслоу определял самоактуализацию как предельную (наивысшую) потребность человека в развитии [2, 120]. Вопросу о том, чем для Карла Роджерса определялась самоакутализации личности посвящена основная часть нашего исследования.
Основная часть
Понимание Карлом Роджерсом самоактуализации претерпевало изменения на протяжении всей его карьеры, отражая его развивающееся мышление о природе человека. Мы выделили четыре основных этапа в эволюции понятия самоактуализации у Карла Роджерса: (1) ранние взгляды (1940-е — начало 1950-х годов); влияние феноменологии (середина 1950-х — начало 1960-х годов), необходимость условий (середина 1960-х — начало 1970-х годов) и Самоактуализация как процесс (1970-е — 1980-е годы). Остановимся подробнее на каждом из обозначенных этапов.
- Ранние взгляды (1940-е — начало 1950-х годов).
В своих ранних работах Роджерс рассматривал самоактуализацию как врожденное стремление к росту и развитию. Он считал, что люди обладают внутренней мотивацией к реализации своего полного потенциала, и что эта мотивация является движущей силой личностного роста. В первую очередь, можно говорить о программной работе «Концепция самоактуализации», написанной в 1950 году. Роджерс полагал, что самоактуализированные люди характеризуются такими чертами, как: (1) открытость опыту, (2) экзистенциальная жизнь, (3) доверие к своим внутренним ощущениям, (4) творческий подход к жизни, (5) независимость. Можно сказать, что все перечисленные качества самоактуализированной личности сохранились и в поздних работах Карла Роджерса, однако мы можем отметить постепенное усложнение структуры личности в рамках гуманистической психологии.
- Влияние феноменологии (середина 1950-х — начало 1960-х годов).
По мере того, как Роджерс все больше интересовался феноменологией, он начал подчеркивать субъективный опыт человека в понимании самоактуализации. Он считал, что самоактуализация — это не просто достижение определенных целей или развитие конкретных черт характера, но непрерывный процесс становления, основанный на опыте и отношениях. Роджерс полагал, что самоактуализированные люди обладают способностью: (1) быть полностью присутствующими в настоящем моменте, (2) принимать себя и других такими, какие они есть, (3) быть открытыми новым возможностям, (4) доверять своей интуиции. Здесь следует отметить работу «Становление личности» (1961).
Важно отметить, что в работах Карла Роджерса между теорией личности и психотерапевтическим практикой наблюдается диалектическое единство. Так, в своей работе «Консультирование и психотерапия» К. Роджерс пишет: «Опытный консультант воздерживается от внесения в терапевтические ситуации своих собственных желаний, собственных реакций или предубеждений» [3], — данный отрывок хорошо показывает, что феноменологическая редукция может относиться не только к самоактуализированной личности, но и шире, к терапевтической ситуации, или гуманистическому мировосприятию.
- Необходимость условий (середина 1960-х — начало 1970-х годов).
Роджерс, кроме того, пришел к выводу, что для самоактуализации необходимы определенные условия. Он назвал эти условия «основными условиями» («Взгляд на психотерапию. Становление человека», 1970) и считал, что они создают благоприятную среду, в которой люди могут исследовать свой потенциал и расти. Основные условия включают: (1) безоговорочное позитивное отношение (2) принятие человека таким, какой он есть, без каких-либо условий, (3) эмпатия: способность понимать и разделять чувства и мысли другого человека, (4) подлинность: быть настоящим и искренним в своих отношениях с другими [4].
- Самоактуализация как процесс (1970-е — 1980-е годы):
В своих более поздних работах Роджерс отошел от представления о самоактуализации как о конечной цели и вместо этого подчеркнул ее непрерывность («О становлении человеком», 1980). Он считал, что люди постоянно меняются и развиваются, и что самоактуализация — это путешествие, а не пункт назначения. Роджерс полагал, что самоактуализированные люди обладают способностью: (1) постоянно учиться и расти, (2) приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, (3) находить смысл и цель в своей жизни, (4) вносить позитивный вклад в общество.
Заключение
На протяжении своей карьеры психолога-теоретика Роджерс сместил акцент с внешних проявлений самоактуализации, таких как достижения и признание, на внутренние переживания, самосознание, самопринятие и открытость опыту. На поздних этапах он также подчеркивал важность межличностных отношений и социального контекста для самоактуализации. Роджерс полагал, что самоактуализированные люди обладают способностью строить здоровые и поддерживающие отношения, чувствовать себя частью более крупного сообщества и вносить позитивный вклад в общество.
Таким образом, понятие самоактуализации у Карла Роджерса претерпело значительные изменения на протяжении его карьеры. От ранних взглядов на нее как на врожденную тенденцию к более поздним представлениям о ней как о непрерывном процессе, основанном на опыте и отношениях. Карл Роджерс постоянно переосмыслял и уточнял свою концепцию. Его работа оказала глубокое влияние на гуманистическую психологию и продолжает вдохновлять исследователей и практиков в области психологии личности.
Литература:
- Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. И. Доватура. — М.: Мысль, 1984. — 830 с. — (Филос. Наследие. Т. 90). — В надзаг.: АН СССР. Ин-т философии.
- Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2008. — 352 с. — (Серия «Мастера психологии»).
- Роджерс К. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в области практической работы / Карл. Роджерс; [пер. с англ. Р. Кучкаровой]. — Москва: Психотерапия, 2006. — 182 с.
- Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. Пер. с англ. под ред. А. Б. Орлова. — 2-е издание. — М.: Смысл, 2019. — 527 с.