Концепция аллостаза и ее значение в проведении психофизиологических исследований с применением полиграфа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Биология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 30.06.2024

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Никитин, Д. В. Концепция аллостаза и ее значение в проведении психофизиологических исследований с применением полиграфа / Д. В. Никитин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/archive/525/116296/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: аллостаз, аллостатическая нагрузка, полиграф, стресс, адаптация.

Полиграф является медико-биологическим прибором, который может регистрировать одновременно несколько физиологических показателей, измерить их и сравнить результаты измерений между собой.

Инструментальная детекция лжи в которой активно применяется полиграф представляет собой психофизиологический метод, в основе которого лежит регистрация непроизвольных физиологических реакций, которые объективно отражают силу и продолжительность эмоций, переживаемых обследуемым в момент предъявления ему тех или иных стимулов.

Инструментальная детекция лжи основана на тесной взаимосвязи между субъективными психическими процессами и физиологическими изменениями, сопровождающими их. В ее основе попытка оценить субъективную значимость тех или иных внешних целенаправленных воздействий используя метод регистрации и последующего анализа комплекса вегетативных реакций [1, с. 7–8].

С точки зрения психофизиологических проявлений ложь будет идентифицироваться тогда, когда она сопровождается негативными эмоциональными переживаниями — чувством вины, страхом наказания, угрызениями совести и т. п. В противном случае выявление лжи методом регистрации физиологических реакций представляется не эффективным и маловероятным.

Практическая невозможность (без специальных тренировок) сознательно управлять реакциями вегетативных органов, а также тесная связь этих реакций с эмоциональными переживаниями человека позволяют использовать их аппаратурную регистрацию в качестве эффективного метода выявления скрываемой информации [2, с. 38].

П. Стерлинг и Дж. Эйер для подчеркивания того факта, что организм не возвращается на некий идеальный уровень после каждой смены активности и не подстраивается под эту активность, ввели термин «аллостаз». Модель аллостаза иллюстрируется выражением «подержания стабильности через изменение». Она предполагает, что целью регуляции является не постоянство, но приспособление к определенным внешним условиям. Данное приспособление требует эффективной регуляции, что предполагает минимизацию цены приспособления и предвидение возможных ошибок. Следовательно, информация используется для предсказания последствий тех или иных воздействий и приспособления к встрече с этими воздействиями. Таким образом, при аллостазе каждый параметр внутренней среды организма не соответствует идеальному уровню, но является результатом предвидения изменений и подгонки под эти изменения с целью соответствия внутренней среды предполагаемой активности.

Если в концепции гомеостаза для каждого параметра был лишь один единственный путь восстановления идеальной величины, то концепция аллостаза утверждает множество путей адаптации к конкретным условиям. Это не низкоуровневый механизм восстановления предыдущего состояния системы, но целостная ее реакция, которая направляется активностью центральной нервной системы с целью эффективного приспособления к изменившимся условиям среды.

Итак, постоянное поддержание жизнеспособности организма через активацию симпатоадреналовой и гипаталамо-гипофизарно-надпочечниковой систем называется алластазом или поддержанием стабильности через изменение. Цена, которую организм платит при частых и длительных сильных воздействиях, называется аллостатической нагрузкой [3, с. 93–94].

Для того, чтобы лучше понять механизм аллостатической нагрузки необходимо разобраться с понятием стресса.

Стресс — это психофизиологический ответ организма на любое раздражение извне, выходящее за грани привычного для конкретного человека. Вопреки всеобщему убеждению, стресс далеко не всегда несет негативные для человека последствия. Зачастую именно благодаря стрессу нам удается адаптироваться в резко меняющихся условиях окружающего мира. Кроме того в условиях стресса происходит мобилизация внутренних сил и ресурсов организма, что способствует быстрому решению проблем и преодолению различных препятствии.

Перед тем, как оказать свое влияние на организм, любой стрессовый фактор должен быть воспринят чувствительными рецепторами периферической нервной системы (чаще всего процесс восприятия происходит неосознанно). Далее информация о поступившем раздражителе передается по чувствительным путям головного мозга, оттуда к нервным клеткам ретикулярной формации в промежуточный мозг. Оценка происходящего происходит в коре головного мозга — конечном пункте передачи полученной информации. После оценки полученной информации корой головного мозга импульсация идет к лимбической системе. В этом случае, если раздражитель оценен как отрицательный, то развивается ответная реакция, направленная на адаптацию организма. В случае положительной оценки поступившего раздражителя стрессовой реакции не возникает.

На стрессовую ситуацию в первую очередь реагирует симпатический отдел вегетативной нервной системы. Симпатическая нервная система активирует деятельность нервной системы в целом, активирует защитные функции организма, такие, как иммунные процессы, барьерные механизмы, свертывание крови, процессы терморегуляции. Ее возбуждение является непременным условием любых стрессорных состояний, оно служит первым звеном запуска сложной цепи гормональных реакций. Особенно ярко участие симпатической нервной системы обнаруживается в формировании эмоциональных реакций человека независимо от вызвавшей их причины. Так, радость сопровождается тахикардией, расширением сосудов кожи, страх — замедлением сердечного ритма, сужением кожных сосудов, потоотделением, изменением перистальтики кишечника, гнев — расширением зрачков. Следовательно, в процессе эволюционного развития симпатическая нервная система превратилась в особый инструмент мобилизации всех ресурсов организма как целого (интеллектуальных, энергетических и др.) в тех случаях, когда возникает угроза самому существованию индивидуума [4, с. 36].

После анализа и оценки полученной информации импульс из коры головного мозга поступает к гипоталамусу, гипофизу, а оттуда — к надпочечникам, которые регулируют уровень адреналина (обладает выраженным стимулирующим действием). В результате выброса гормонов надпочечников наблюдается повышение давления, увеличение количества лейкоцитов, повышением тонуса мышц, учащение сердцебиения и дыхания, стимулируется иммунная система. Все эти адаптивные механизмы направлены на «борьбу» с раздражающим агентом — стрессором и работают четко и слаженно [5, с. 244].

Таким образом, использование правила, предусмотренного концепцией аллостаза и пониманием сути аллостатической нагрузки при проведении психофизиологических исследований с использованием полиграфа, может стать началом для развития новых, более эффективных методик, направленных на получение более достоверных сведений.

Литература:

  1. Коровин В. В., Курс лекции по детекции лжи // под ред. Коровина // 2014 // стр. 7–8;
  2. Алексеев Л. Г., Жирнов С. И. и др., Справочник полиграфолога // Перо // 2005 // стр. 33;
  3. Е. Николаева, Психофизиология // Питер // 2019 // стр. 93–94;
  4. А. Д. Ноздрачев, Общий курс физиологии человека и животных. Книга 2 физиология висцеральных систем // Москва высшая школа // 1991 // стр. 36;
  5. А. С. Лучинин, Психофизиология // Феникс // 2014 // стр. 244
Основные термины (генерируются автоматически): головной мозг, полученная информация, симпатическая нервная система, метод регистрации, поступивший раздражитель, реакция, ресурс организма, стресс.


Ключевые слова

адаптация, стресс, полиграф, аллостаз, аллостатическая нагрузка

Похожие статьи

Особенности работы с психической травмой у детей дошкольного возраста

В статье на основе опыта работы автор раскрывает значимость темы коррекционной работы с психотравмой на современном этапе развития общества.

Когнитивно-поведенческая терапия при возникновении срыва у химически зависимого клиента

Диагностика уровня активности головного мозга, источники и методы активации в нейропсихологическом подходе

К вопросу о проблемах стрессовых и депрессивных состояний и их профилактике у студентов

Нервная булимия. Этиология. Лечение

В статье описан современный взгляд на этиологию нервной булимии. Новые и перспективные, действенные методы лечения.

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей средствами арт-терапии

В статье теоретически проанализирована и доказана эффективность использования средств арт-терапии как средства профилактики психоэмоционального напряжения у детей.

Анализ эффективности использования релаксационных упражнений для снижения уровня личностной и ситуативной тревожности у детей 6–12 лет

Возможности применения арт-терапии в коррекции химических зависимостей

В статье автор пытается определить степень важности влияния арт-терапии на лиц с химической зависимостью.

Психолого-педагогическое сопровождение повышения стрессоустойчивости подростков

В статье анализируются особенности стрессоустойчивости в подростковом возрасте, представлены результаты исследования стрессоустойчивости подростков.

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Похожие статьи

Особенности работы с психической травмой у детей дошкольного возраста

В статье на основе опыта работы автор раскрывает значимость темы коррекционной работы с психотравмой на современном этапе развития общества.

Когнитивно-поведенческая терапия при возникновении срыва у химически зависимого клиента

Диагностика уровня активности головного мозга, источники и методы активации в нейропсихологическом подходе

К вопросу о проблемах стрессовых и депрессивных состояний и их профилактике у студентов

Нервная булимия. Этиология. Лечение

В статье описан современный взгляд на этиологию нервной булимии. Новые и перспективные, действенные методы лечения.

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей средствами арт-терапии

В статье теоретически проанализирована и доказана эффективность использования средств арт-терапии как средства профилактики психоэмоционального напряжения у детей.

Анализ эффективности использования релаксационных упражнений для снижения уровня личностной и ситуативной тревожности у детей 6–12 лет

Возможности применения арт-терапии в коррекции химических зависимостей

В статье автор пытается определить степень важности влияния арт-терапии на лиц с химической зависимостью.

Психолого-педагогическое сопровождение повышения стрессоустойчивости подростков

В статье анализируются особенности стрессоустойчивости в подростковом возрасте, представлены результаты исследования стрессоустойчивости подростков.

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Задать вопрос