К вопросу о проблемах стрессовых и депрессивных состояний и их профилактике у студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Захарченко, Е. А. К вопросу о проблемах стрессовых и депрессивных состояний и их профилактике у студентов / Е. А. Захарченко, Н. А. Тумакова, А. Э. Сенцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1726-1728. — URL: https://moluch.ru/archive/91/20078/ (дата обращения: 16.12.2024).

Ключевые слова: стресс, депрессия, организационные факторы, мотивация, ответная реакция, защитные умения, истинная депрессия, эндогенная депрессия.

 

Современный темп жизни большинства людей сопровождается, время от времени проявлениями стрессов и депрессий. Стрессовое состояние может возникнуть у человека достаточно внезапно и привести к затяжной депрессии. Абсолютно никто не застрахован в этой жизни от воздействия стресса или депрессии, будь то взрослый человек, ребёнок или студент. Стрессы оказывают огромное влияние как на поведение человека, на его психическое, физическое и эмоциональное состояние, так и на отношения с окружающими его людьми, на семейные отношения.

Стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) — совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов–стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом) [4].

Стрессовые ситуации могут возникнуть не только дома или на работе, но и в процессе учебной деятельности. Знание организационных факторов, которые вызывают стресс как на рабочем месте, так во время учёбы, поможет предотвратить стрессовые ситуации, повысить эффективность труда, учебной деятельности и достичь всех поставленных целей с минимальными потерями психологического и физиологического характера. Общепризнанным является тот факт, что стресс — это причина многих заболеваний, наносящих существенный урон здоровью как взрослого человека, так и еще не достигшего взрослого, зрелого возраста учащегося.

Стрессовым ситуациям особенно часто подвергаются учащиеся в предсессионный и сессионный период; в периоды сложных семейных и межличностных взаимодействий. В учебном процессе студента могут подстерегать стрессы, связанные с нехваткой времени, проблемами внутри группы или микрогруппы, проблемами оценочного характера.

В такой ситуации обучающегося ничего не радует, все может валиться из рук, нет особого желания видеть кого-либо, мысль о будущем вызывает неприятные ощущения. Кто-то может называть данное явление меланхолическим приступом, а кто-то депрессивным состоянием. Далеко не каждый студент может безошибочно отличить истинную депрессию от обычного спада настроения, вызванного сиюминутной неприятностью, реакцией на стресс (хотя при длительных и сильных стрессах может развиться и настоящая депрессия).

Отличительные признаки депрессии:

-                   снижение двигательной активности человека, отсутствие мотивации [1;3];

-                   чувство тоски;

-                   чувство тревоги;

-                   чувство отчаяния;

-                   повышенная раздражительность;

-                   утрата ранее имевшихся у студентов интересов;

-                   нежелание общаться со сверстниками или другими людьми;

-                   мрачные прогнозы на будущее;

-                   постоянные мысли о том, что здоровье серьёзным образом ухудшилось.

Обучающийся может давать всему происходящему с ним довольно пессимистичные оценки, и (что самое страшное и ужасное) у него, время от времени может даже возникнуть немотивированное желание уйти из жизни.

Если депрессия истинная, то студент человек ощущает постоянную усталость, повышенную утомляемость, ему бывает трудно сосредоточиться на информаций разнопланового характера, у него ухудшается сон, становится нестабильным артериальное давление, возникают вегетативные расстройства.

Существуют и не особо явные признаки, оповещающие о депрессии. Это могут быть головные боли, снижение аппетита, отсутствие полового влечения, ощущение душевного дискомфорта.

Депрессиям могут быть подвержены люди разного возраста, занимающие разное социальное положение. Депрессивные состояния могут испытывать представители любого социального слоя, однако, в большей степени депрессивные состояния постигают представителей умственного труда, к коим и относятся студенты. Именно по этой причине некоторые исследователи данного вопроса называют депрессию «болезнью интеллектуалов» [2].

Депрессия у каждого обучающегося проявляется по-своему. Одни студенты могут уйти в себя, стать печальными, грустными, озабоченным; зачастую они преувеличивают все происходящие с ними неприятности. У других студентов может возникнуть сильная раздражительность, сменяющаяся обидчивостью или детской капризностью.

На начальных стадиях депрессии обучающийся часто фиксируется на отрицательных воспоминаниях, осуждает, и, порой, «казнит» себя за то, что выбрал неправильную поведенческую траекторию в той или иной ситуации. Подобное может всплывать в сознании обучающегося время от времени и порождать такие негативные состояния, как

-                   душевная боль;

-                   печаль;

-                   сожаление;

-                   раскаяние;

-                   злоба.

И не является открытием тот факт, что существенно укорачивают жизнь именно постоянные жалобы на неё.

Такие разнообразные проявления депрессии могут вызвать путаницу у обучающегося. Вот почему как студенту, так и окружающим его людям (родителям, педагогам, друзьям, психологам) важно разобраться и определить, при упадке сил и настроения, что есть этому причина; обратиться к психотерапевту, а не прибегать к кардинальной помощи медикаментозных средств из класса депрессантов. Ведь в медицинской практике есть основополагающий принцип: прежде, чем лечить заболевание, специалисту необходимо разобраться в причинах его возникновения.

Наиболее тяжелой бывает эндогенная депрессия. При ней нужно обращаться к специалистам — психотерапевтам или психиатрам.

Признаки эндогенной депрессии:

1.                  Частые «приступы» самоуничижения, виновности или даже греховности.

2.                  Чувство так называемой загрудинной или предсердечной тоски.

3.                  Настроение обычно хуже с утра.

4.                  Желание смерти.

5.                  Неосознавание, непонимание (а то и отрицание) депрессии как проявления- больные могут считать, что это влияние «сглаза» или «колдовства».

6.                  Немотивированная смена настроения — то спад, то беспричинный подъем, часто определяется как «маниакальный вираж».

Депрессия может возникать и как ответная реакция на различные заболевания, при хронических интоксикациях (отравлениях) — например при алкогольных или некоторых органических поражениях головного мозга. И тут важно лечить именно основное заболевание как психотерапевтическими, так и медикаментозными средствами.

Еще один вид депрессии — скрытая или маскированная. Такой вид депрессивного состояния умело маскируется под видом телесного заболевания

-                   вегетативно-сосудистой дистонии;

-                   гипертонии;

-                   гастрита; язвы;

-                   астмы и в виде других проявлений.

Такую депрессию очень трудно распознать, поскольку у обучающегося могут наблюдаться боли в области сердца при нормальных показателях ЭКГ или же проявляться скачки артериального давления, желудочно- кишечные боли, тошнота, рвота, нарушение аппетита и головные боли неясной этимологии.

Часто случается так, что депрессия наступает в связи со сменой сезонов. Осенью (особенно поздней) появляется невыносимая тоска и печаль, что может сопровождаться сильной утомляемостью и сонливостью, сменяющуюся плохим сном.

Некоторые студенты могут чувствовать вялость, слабость, разбитость, спады настроения и весной, когда все в природе расцветает и просыпается от долгого зимнего сна.

Каждый человек по-своему реагирует на стрессы (резкие колебания, резкие перемены погоды и столь же резкие изменения в окружающей среде). У одних начинает болеть голова, у других нарушается артериальное давление, у третьих появляется депрессия. Иногда тот же погодный или природный катаклизм может вызвать все сразу — и колебания давления, и головные боли, и боли в сердце, и снижение настроения [2].

Каким же образом, без особых материальных, психологических, физиологических и эмоциональных затрат студент может преодолеть депрессию или свести на «нет» её негативные проявления? Существует множество способов лечения депрессивного состояния, а именно:

1.        Необходимо увеличить порцию положительных эмоций: природа, солнце, тепло, красивые деревья и растения.

2.        Самое лучшее лекарство от сезонной депрессии дневной свет, поэтому важно как можно больше времени проводить на улице гуляя, занимаясь активными видами деятельности и спортом.

При возникновении любой депрессии следует воспользоваться попыткой изменить рацион питания: минимизировать употребление кофе, и напитков, возбуждающих нервную систему (к ним могут относиться и энергетические напитки, столь популярные в студенческой среде); больше употреблять зеленого чая, чистой питьевой воды, и молочных продуктов, повышающих жизненный тонус; избегать фаст-фуда и полуфабрикатов (особенно мясных), копченостей, консервов и помнить, что крепкие спиртные напитки не снимают выраженных депрессивных проявлений.

Таким образом, каждый человек индивидуально реагирует на схожие проявления воздействия стресса. Это зависит и от особенностей темперамента, и от умения защищаться от стрессов, то есть владения основными умениями защиты от «напасти». И каждый современный человек, будь то взрослый или студент, должен знать хотя бы несколько приемов и способов борьбы с болезнетворным воздействием на себя различного рода (в первую очередь, эмоциональных) стрессов.

 

Литература:

 

1.                  Мурзаева В. В., Тумакова Н. А. Роль мотивационного фактора в изучении иностранного языка // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 999–1002.

2.                  Тарасов Е. А. Самопомощь от А до Я: Полный медицинский справочник. — М.: Изд-во Эксмо, Москва, 2009. — 353 с.

3.                  Тумакова Н. А., Ткаченко Ю. А. К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 705–707.

4.                  URL: https:// /ru.wikipedia.org/wiki/Стресс (Дата обращения 31.05.2015 г.)

Основные термины (генерируются автоматически): депрессия, стресс, артериальное давление, депрессивное состояние, студент, эндогенная депрессия, взрослый человек, истинная депрессия, ответная реакция, учебная деятельность.


Похожие статьи

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения

Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.

Стресс: причины, следствия, защита

В статье рассмотрены основные подходы к пониманию стресса, значение физического и эмоционального воздействия стресса на человека, способы нейтрализации отрицательного стресса, а также некоторые статистические данные о стрессе среди студентов.

Особенности проявления стресса у студентов в период экзаменационной сессии

В статье рассматриваются результаты студенческой научно-исследовательской работы, посвященные изучению стресса и его влияния на эффективность образовательного процесса, в том числе в период экзаменационной сессии.

Эмоциональное выгорание у сотрудников коммерческих и государственных организаций

В статье автор исследует проблему эмоционального выгорания сотрудников коммерческих и государственных организаций, проводит сравнительный и статистический анализ полученных данных.

Отношение к болезни у пациентов с онкологическими заболеваниями

Гиподинамия как фактор развития ожирения у школьников

В данной статье рассматривается тема ожирения у школьников, вызванного неправильным режимом двигательной активности и гиподинамией. В заключительной части статьи представлена практика физической активности, необходимая для профилактики развития ожире...

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...

Когнитивно-поведенческая терапия при возникновении срыва у химически зависимого клиента

Особенности работы с психической травмой у детей дошкольного возраста

В статье на основе опыта работы автор раскрывает значимость темы коррекционной работы с психотравмой на современном этапе развития общества.

Похожие статьи

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения

Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.

Стресс: причины, следствия, защита

В статье рассмотрены основные подходы к пониманию стресса, значение физического и эмоционального воздействия стресса на человека, способы нейтрализации отрицательного стресса, а также некоторые статистические данные о стрессе среди студентов.

Особенности проявления стресса у студентов в период экзаменационной сессии

В статье рассматриваются результаты студенческой научно-исследовательской работы, посвященные изучению стресса и его влияния на эффективность образовательного процесса, в том числе в период экзаменационной сессии.

Эмоциональное выгорание у сотрудников коммерческих и государственных организаций

В статье автор исследует проблему эмоционального выгорания сотрудников коммерческих и государственных организаций, проводит сравнительный и статистический анализ полученных данных.

Отношение к болезни у пациентов с онкологическими заболеваниями

Гиподинамия как фактор развития ожирения у школьников

В данной статье рассматривается тема ожирения у школьников, вызванного неправильным режимом двигательной активности и гиподинамией. В заключительной части статьи представлена практика физической активности, необходимая для профилактики развития ожире...

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...

Когнитивно-поведенческая терапия при возникновении срыва у химически зависимого клиента

Особенности работы с психической травмой у детей дошкольного возраста

В статье на основе опыта работы автор раскрывает значимость темы коррекционной работы с психотравмой на современном этапе развития общества.

Задать вопрос