Общественный контроль в системе местного самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 27.06.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Полозова, А. Д. Общественный контроль в системе местного самоуправления / А. Д. Полозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — URL: https://moluch.ru/archive/525/116148/ (дата обращения: 30.06.2024).

Препринт статьи



В настоящей статье исследуются проблемы осуществления общественного контроля в органах местного самоуправления. С этой целью анализируется понятие «общественный контроль», характеризуются субъекты общественного контроля в рамках правоприменительной практики, описываются объекты общественного контроля, формы общественного контроля. Автором заостряется внимание на отсутствие в законодательстве такого института общественного контроля, как муниципальная общественная палата (совет); внесено предложение о необходимости его законодательного закрепления. В статье обозначена проблема низкого уровня профессионализма субъектов общественного контроля на муниципальном уровне и предложены пути её решения.

Ключевые слова : контроль, общественный контроль, органы местного самоуправления, муниципальная общественная палата (совет)

This article deals with the implementation of public control in local governments: the concept of «public control» is revealed, a list of subjects of public control within the framework of law enforcement practice is given, objects of public control, forms of public control are described, attention is focused on the absence in the law of an institution of public control called «municipal public chamber (council)" with the proposal on the need for its legislative consolidation; the problem of unprofessionalism of persons included in the subjects of public control and ways to solve it is noted.

Keywords : control, public control, local governments, municipal public chamber (council)

В действующем законодательстве общественный контроль определяется как «деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений» [2].

Перечень субъектов, в полномочия которых входит осуществление общественного контроля, закреплён в федеральном законе от 21.07.2014 N 212-ФЗ (ст. 9) и включает в себя: Общественную палату Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля и иные организационные структуры общественного контроля.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ [1] (ст. 26.1) предусмотрены такие субъекты общественного контроля, как: инициаторы проекта, граждане, проживающие на территории соответствующего муниципального образования, уполномоченные сходом, собранием или конференцией граждан, иные лица, определяемые законодательством Российской Федерации.

Осуществление общественного контроля предполагается возможным на любой стадии в рамках деятельности органа местного самоуправления.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ уделяется большое внимание процедуре общественного контроля, перечню контрольных мероприятий, отмечены ключевые формы общественного контроля, такие как: общественный мониторинг, общественная экспертиза и общественные проверки. Очевидно, что названные формы осуществления общественного контроля требуют специальных знаний, навыков и умений, которыми вряд ли обладают рядовые граждане. Это может являться существенной помехой при взаимодействии органов местного самоуправления и субъектов общественного контроля и принесет больше вреда, нежели пользы, в связи с чем предлагается проводить обучение и давать профессиональные знания в контролируемой сфере субъектам общественного контроля.

Наибольшую значимость среди субъектов общественного контроля над деятельностью органов местного самоуправления в последнее время приобретают муниципальные общественные палаты (советы). Они создаются в органах местного самоуправления с целью обеспечения взаимодействия жителей муниципального образования и органов местного самоуправления, с целью трансляции и учёта мнения местного общества, реализации конституционного права на участие населения в осуществлении местного самоуправления.

Правовое регулирование данного института на сегодняшний день существует на уровне субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации в своем законодательстве определяют стандартный набор функций, который должны осуществлять муниципальные общественные палаты (советы):

— общественный контроль за деятельностью органов местного самоуправления;

— привлечение граждан и общественных объединений к формированию и реализации муниципальной политики, учет общественного мнения;

— выдвижение и поддержка местных инициатив, повышение уровня правосознания граждан [4].

Среди специальных законов, регулирующих основные положения по осуществлению общественного контроля в своих регионах и закрепление функций муниципальной общественной палаты (совета), можно отметить Закон Амурской области от 29 декабря 2014 года «Об отдельных вопросах организации и осуществления общественного контроля на территории Амурской области», Закон Республики Тыва от 5 июля 2015 года «Об осуществлении общественного контроля в Республике Тыва», Закон Магаданской области от 27 февраля 2015 года «Об общественном контроле в Магаданской области», Закон Пензенской области от 4 марта 2015 года «О порядке организации и осуществления общественного контроля в Пензенской области» и др.

Однако, данный субъект общественного контроля не находит своего отражения в законодательстве федерального уровня (а именно в 131-ФЗ или 212-ФЗ), в связи с чем предлагается проработать данное направление и предусмотреть институт муниципальных общественных палат (советов). О роли данного института общественного контроля говорилось в рекомендациях Государственной Думы Федерального Собрания РФ, принятым по итогам работы круглого стола, посвященного проблеме создания региональных и местных сообществ: «важнейшим институтом гражданского участия, содействующим прозрачности и открытости деятельности всех уровней власти, являются общественные палаты, которые должны выступать платформой для представления интересов различных форм организованных местных сообществ» [3]. В Резолюции XXIV сессии Совета региональных, местных властей и сообществ от 10.11.2022 года констатируется, что выявленные системные проблемы необходимо решать на регуляторном уровне; в документе сформулирован целый спектр предложений, предполагающих внесение изменений в законодательство, нацеленных на институционализацию муниципальных общественных палат (советов) [5].

Таким образом, закрепление такого института, как муниципальные общественные палаты (советы) в федеральном законодательстве, обеспечит единообразие среди муниципальных актов муниципальных образований в Российской Федерации, регулирующих вопросы организации и деятельности муниципальных общественных палат (советов). Будет способствовать всестороннему и оперативному взаимодействию граждан с органами местного самоуправления в целях согласования общественно значимых интересов, защиты их прав и свобод, достижения общественного согласия по наиболее важным вопросам социально экономического и общественно-политического развития муниципального образования.

В целях объективного и справедливого осуществления полномочий по общественному контролю рекомендуется проводить обучение и давать профессиональные знания в контролируемой сфере субъектам общественного контроля во избежание ошибочной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Необходимо разработать, принять и реализовать на федеральном уровне программу повышения квалификации сотрудников аппаратов муниципальных общественных палат (советов).

Поскольку с каждым годом в России увеличивается применение института муниципальных общественных палат (советов) предлагается закрепить данную форму в федеральном законодательстве, что повлечёт за собой единообразие применения и единую практику на территории Российской Федерации. Следует детализировать механизм формирования муниципальных общественных палат (советов), а также их взаимодействия с муниципальными органами власти, муниципальными организациями, иными организациями, осуществляющими отдельные муниципальные полномочия.

Литература:

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822
  2. Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 30 (Ч.1). Ст. 4213
  3. Государственная дума Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Комитет по региональной политике и местному самоуправлению решение 13.09.2022 № 27/8 о рекомендациях «круглого стола» на тему: «региональные и местные сообщества как фактор и субъект стратегического развития регионов и муниципалитетов» // Местное право. 2022. № 5. С. 85–108.
  4. Доклад об организации и деятельности муниципальных общественных палат (советов) в Российской Федерации /под ред. А. Н. Максимова, Е. С. Шугриной. М., 2022. 159 с.
  5. Итоги «круглого стола» на тему: «Региональные и местные сообщества как фактор и субъект стратегического развития регионов и муниципалитетов» // Муниципальная академия. 2022. № 3. С. 10–13.


Задать вопрос