В данной статье дается анализ общественного контроля как одного из механизмов противодействии коррупции. На законодательном уровне и в доктрине общественный контроль рассматривается как система определённых действий, направленных на предупреждение коррупции и возможные пути её искоренения посредством применения законодательно разрешённых методов. Автор приходит к выводу о необходимости легального закрепления определения понятия «общественный контроль в сфере противодействия коррупции» и предлагает собственную дефиницию. В статье предложено на законодательном уровне закрепить юридическую конструкцию «общественного контроля по противодействию коррупции», в которой предусмотреть следующие элементы: цель, задачи, функции, субъектный состав и формы, совокупность которых позволяет гарантировать прозрачность взаимодействия федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления как друг с другом, так и с гражданами и их объединениями. Кроме того, в статье предложен ряд дополнительных юридических механизмов, направленных на повышение эффективности общественного контроля по противодействию коррупции.
Ключевые слова : коррупция, противодействие коррупции, общественный контроль, субъекты общественного контроля
This article provides an analysis of public control as one of the anti-corruption mechanisms. At the legislative level and in the doctrine, public control is considered as a system of certain actions aimed at preventing corruption and possible ways to eliminate it through the use of legally permitted methods. The author comes to the conclusion that it is necessary to legally consolidate the definition of the concept of «public control in the field of anti-corruption» and offers his own definition. The article proposes to consolidate at the legislative level the legal structure of «public control on combating corruption», which provides for the following elements: purpose, tasks, functions, subject composition and forms, the totality of which allows us to guarantee transparency of interaction between federal state bodies, state bodies of subjects of the Russian Federation and local governments both with each other and with citizens and their associations. In addition, the article proposes a number of additional legal mechanisms aimed at improving the effectiveness of public control over anti-corruption.
Keywords : corruption, anti-corruption, public control, subjects of public control
Коррупция представляет собой сложное общественно-правовое явление, заключающееся в незаконном использовании публичным лицом своего статуса в целях получения выгоды или незаконное предоставление публичному лицу таких выгод любым заинтересованным субъектом. Вопросам коррупции и аспектам её противодействия в настоящее время в России придаётся огромное значение. Данная проблематика активно вошла во все сферы жизнедеятельности нашего общества и государства.
Эффективность противодействия коррупции напрямую зависит от гражданской ответственности и уровня правосознания общества. В связи с этим ключевым направлением противодействия коррупции является взаимодействие государства с институтами гражданского общества, осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции как мере по её профилактике и предотвращения.
Если анализировать нормативную основу общественного контроля в сфере противодействия коррупции, то следует отметить, что в действующем законодательстве имеются отдельные точечные нормы о необходимости и порядке его осуществления. В частности, в статье 3 ФЗ «О противодействии коррупции» [4] в качестве одного из принципов такого взаимодействия закрепляется сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. А в ч. 6 ст. 6 указанного закона закреплено требование о развитии институтов общественного контроля как важнейшей мере по профилактике коррупции. Названные в законе в ст. 7 основные направления деятельности государственных органов в сфере противодействия коррупции также предполагают создание механизма взаимодействия с институтами гражданского общества, создание специальных механизмов общественного контроля. Принцип сотрудничества органов государства с институтами гражданского общества при проведении общественного контроля получил отражение и в ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [2]. Кроме того, здесь в ст. 5 закреплено право институтов гражданского общества, а также непосредственно граждан РФ проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов за счет собственных средств.
Основные черты и направления общественного контроля детализируются в специальном законе — ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [3]. Вместе с тем, в нем не содержится отдельных положений о таком виде контроля, как антикоррупционный. Лишь в п. 6 ст. 5 закона сказано о том, общественный контроль призван формировать в обществе нетерпимость к коррупционному поведению.
Важное место в системе правового регулирования противодействия коррупции занимают и международные нормы. Так, ратифицированная Россией 8 марта 2006 г. Конвенция против коррупции от 31.10.2003 [1] призывает государства-участников и их общество к активному участию в предупреждении коррупции.
Называя общественный контроль важнейшим направлением противодействия коррупции, между тем, законодатель не дает его легального определения. В этой связи в науке выражаются различные точки зрения. Так, к примеру, В. А. Кабанов предлагает рассматривать общественный контроль в сфере противодействия коррупции как «специальную квалифицированную деятельность компетентных представителей институтов гражданского общества с использованием установленных... механизмов в целях снижения уровня коррупции в органах публичной власти и обществе» [6]. По мнению М. С. Царева данное понятие можно рассматривать как «основной инструмент гражданского общества в процессе борьбы с коррупцией посредством правового просвещения граждан, формирования правосознания, правовой и политической культуры в обществе» [9].
Учитывая отсутствие легальной дефиниции, а также разнообразие научных мнений, представляется целесообразным закрепить в действующем законодательством определение понятия «общественный контроль в сфере противодействия коррупции», под которым предлагается понимать «деятельность граждан и институтов гражданского общества, направленную на наблюдение за органами публичной власти, анализ принимаемых ими решений с целью предотвращения возможностей и устранения условий, способствующих возникновению коррупционных отношений, а также их пресечение».
Практика показывает, что модернизация и апробация общественного контроля как механизма противодействия коррупции имеет положительную динамику, и порождает со стороны законодателя поощрение общественного контроля посредством наделения представителей гражданского общества особыми средствами правового воздействия в отношении государственных и муниципальных структур [8]. Поддержка и стабильность общественного контроля в сфере противодействия коррупции порождают свободу поиска, получения, опубликования и распространения информации о коррупции; позволяют уважать права и репутацию других лиц; гарантируют защиту национальной безопасности, публичный порядок, охрану здоровья и нравственности населения.
Такая стабильность может быть обеспечена путем нормативного закрепления данного института, формирования соответствующей юридической конструкции. Представляется, что юридическая конструкция общественного контроля в сфере противодействия коррупции должна включать следующие элементы: цель, задачи, функции, субъекты и формы. Рассмотрим их более подробно.
Основной целью общественного контроля является наблюдение за деятельностью органов государственной власти на предмет законности, обоснованности и соответствия их действий общественным интересам как государственного органа или органа местного самоуправления, так и отдельных должностных лиц. Общественный контроль в сфере антикоррупционных правоотношений осуществляется в двух направлениях: внутренней — самоконтроль в рамках группы лиц, организации или органа (порождает открытость, законность, несение персональной ответственности за совершение коррупционного преступления) и внешней — взаимодействие частных и публичных интересов, контроль со стороны государственных органов (порождает ведение наблюдения специально уполномоченными на то органами власти, например, органами прокуратуры, и обеспечивает независимость и эффективность). В связи с этим, первостепенной задачей общественного контроля, на наш взгляд, является достижение баланса частных и публичных интересов, защита прав и свобод человека и гражданина. К второстепенным задачам общественного контроля, как механизма противодействия коррупции, следует отнести взаимодействие участников соответствующих правоотношений по вопросам разработки, принятия и исполнения нормативных правовых актов и непосредственное участие сторон в формировании и реализации государственной антикоррупционной политики [7].
К функциям общественного контроля по противодействию коррупции можно отнести обеспечение прозрачности, установление общественного наблюдения, выявление и оценку коррупционных рисков, формирование и ведение электронного реестра подверженных коррупции отношений, устранение рисков путем совершенствования соответствующего законодательства, сокращение человеческого фактора влияния на коррупционные отношения, цифровизацию и обнародование аспектов противодействия коррупции [5] и др.
Что касается субъектов и форм осуществления общественного контроля по противодействию коррупции, то они уже фигурируют в действующем законодательстве. Так, непосредственными субъектами общественного контроля могут выступать общественные палаты и общественные советы (создаваемые при исполнительных органах власти), общественные наблюдательные комиссии, общественные комиссии, группы общественного контроля и иные организационные структуры [10]. Законодательство в сфере противодействия коррупции определяет следующие формы общественного контроля: мониторинг, экспертизы, проверки, обсуждения, публичные слушания, расследования по фактам коррупции, участие в работе советов и комиссий, организация публичных мероприятий, защита прав граждан, оказание им правовой помощи и пр.
Рассматривая общественный контроль как механизм противодействия коррупции, следует отметить, что генезис российского антикоррупционного законодательства должен осуществляться в направлении усиления гарантий и максимального использования всех возможных институтов контроля в данной сфере. Особый потенциал в решении задачи противодействия коррупции мы видим в применении института общественного контроля.
Помимо конкретизации в российском законодательстве юридической конструкции общественного контроля по противодействию коррупции, полагаем целесообразным рассмотреть ряд дополнительных правовых механизмов, направленных на усиление его эффективности:
— обеспечение общественного контроля на всех стадиях нормотворческой деятельности всех государственных органов и органов местного самоуправления;
— наделение субъектов общественного контроля правом законодательной инициативы;
Работа по такому направлению как противодействие коррупции завоевала прочное место наряду с другими важнейшими функциями государства. Существующая на данный момент нормативная база, в целом, охватывает нужды общества и позволяет отдельно гражданам и различным институтам гражданского общества осуществлять общественный контроль по предупреждению и пресечению коррупции. Вместе с тем, законодательная конкретизация и детализация института общественного контроля в этой сфере создаст дополнительные гарантии его осуществления, позволит гарантировать прозрачность взаимодействия федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления как друг с другом, так и с гражданами и их объединениями.
Литература:
- «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СЗ РФ. 2006. N 26. Ст. 2780.
- Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»" //СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3609.
- Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 30 (Ч.1). Ст. 4213.
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. N 52 (Ч. 1). Ст. 6228.
- Гончарук Н. С. Основные направления по повышению эффективности противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. N 3. С. 30–33.
- Кабанов В. А. Общественный контроль в сфере противодействия коррупции: научная категория и ее содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С. 178–185.
- Савицкая О. Г. Конституционно-правовые основы общественного контроля в сфере противодействия коррупции // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 10. С. 36–39.
- Тепляшин И. В. Сферы реализации общественного контроля: границы достигнутого и направления развития // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. N 9. С. 8–12.
- Царева М. С. Проблемы осуществления общественного контроля как средства борьбы с коррупцией // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2019. Т. 1. № 8. С. 352–357.
- Чеботарь А. Ю. Практические аспекты применения антикоррупционного общественного контроля: проблемы и пути решения // Вестник исполнительного производства. 2018. N 2. С. 85–97.