Проблемы применения электронных доказательств в судопроизводстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 26.06.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Волкова, Д. О. Проблемы применения электронных доказательств в судопроизводстве / Д. О. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — URL: https://moluch.ru/archive/525/116112/ (дата обращения: 30.06.2024).

Препринт статьи



В последнее время в гражданском судопроизводстве все большее распространение в качестве доказательств получают электронные доказательства. В статье рассматриваются проблемы использования электронных доказательств в судопроизводстве. Предлагается авторское видение решения отдельных проблем правового регулирования в этой сфере.

Ключевые слова: гражданский процесс, электронные доказательства, электронный документ.

Теории о доказательствах отводится основополагающее место как в науке гражданского процессуального права, так и в целом в теории права.

На современном витке общественного развития все большую значимость приобретает тенденция цифровизации различных аспектов жизни общества. В силу этого возникает множество разновидностей носителей информации цифрового, электронного и другого характера, которые значительно разняться с привычными для нас бумажными фиксаторами данных. Специфичность и новизна цифровых, электронных носителей информации, их несхожесть с устоявшимися видами накопителей данных вызывают сомнение относительно допустимости использования информации в электронном формате, в качестве доказательств в гражданском судопроизводстве [3, с.409].

В настоящее время цифровизация судебной системы Российской Федерации является одним из важнейших направлений государственной политики. Как отметил Президент Российской Федерации В. В. Путин, только в 2023 г. российскими гражданами было подано в электронном виде 9 миллионов документов в суды различных инстанций. По словам председателя Верховного Суда Российской Федерации В. М. Лебедева, 400 тысяч дел было рассмотрено в режиме «одного окна», 500 тысяч — с использованием видео-конференц-связи, еще 500–600 тысяч — по веб-конференции, что существенно облегчило работу судов и способствовало сокращению нагрузки на судебный аппарат [2].

Стремительное развитие информационных технологий и ресурсов затронуло в том числе и сферу общественных отношений, регулируемых гражданским процессуальным законодательством.

В настоящее время, в п. 11.1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ [8] легальное закрепление получила только категория «электронный документ». Эта дефиниция раскрывается через понятие информации, представленной в электронной форме, которая является пригодной для восприятия человеком при помощи электронно-вычислительной техники, а также обладающая способностью быть переданной по информационно-телекоммуникационным сетям или может быть обработана в информационных системах.

Однако на законодательном уровне до настоящего времени не введена в оборот дефиниция «электронное доказательство». Какими требованиями и признаками должно отвечать «электронное доказательство». В связи с этим суды сталкиваются с проблемами применения электронных доказательств в судопроизводстве.

Во-первых, законодательно не решен вопрос о необходимости нотариального заверения электронной переписки для принятия ее в качестве надлежащего доказательства. В правоприменительной практике по данному вопросу сформировались разные позиции. Нередко судебные инстанции не признают электронные доказательства допустимыми. Чаще всего сомнения вызывают смс-сообщения. Даже представленные суду удостоверенные нотариально распечатки смс-сообщений, не всегда воспринимаются судами как достоверные. Тем не менее, согласно правовой позиции Верховного суда РФ [4], любые средства доказывания, если они предусмотрены ГПК РФ, получены с соблюдением требований закона, суд может принять. Это руководящее разъяснение подтверждает возможность признания электронных доказательств допустимыми.

Так, рассматривая дело, связанное с истребованием имущества из незаконного владения в качестве допустимых доказательств Ленинским районным судом г. Махачкалы, были признаны фотографии переписок с продавцом [5].

Ярославский районный суд, рассматривая дело по иску о взыскании неосновательного обогащения, установил, что из представленных сканов переписки между истцом и ответчиком следует, что ремонтные работы были выполнены (несмотря на то, что доводы истца о том, что в действительности отсутствуют соответствующие акты). Суд, признавая, что акты выполненных работ действительно представляются наиболее значимым документом в договорных отношениях, который фиксирует факт исполнения обязательств подрядчиком, в то же время указал, что акт не является бесспорным и единственным средством доказывания исследуемых спорных обстоятельств (ст. 60 ГПК РФ). Решение суда принимается на основе всей совокупности представленных сторонами доказательств суду [6].

Анализ судебной практики и специальной литературы свидетельствует, что основной проблемой правоприменителя, связанной с применением в судопроизводстве электронных доказательств, является их оценка.

Исходя из нормативных предписаний и наработанной практики оценка электронных доказательств (документов) требует выяснения степени надежности способов используемых:

– при подготовке, хранении и передаче доказательств;

– для обеспечения целостности сохраненной информации [7, с.11].

На наш взгляд, в специальной литературе авторами вполне обоснованно актуализируется ряд условий, по которым доказательства в гражданском процессе могут быть причислены к допустимым.

Прежде всего, искомая информация должна быть понятной, не требующей своего пояснения лицами, обладающими специальными познаниями, использования технических средств для ее расшифровки. Соответственно доступность для восприятия и понимания (без привлечения третьих лиц и технических средств) информации, зафиксированной электронном документе является одним из таких условий.

Не менее значимым представляется и следующее условие принятия в гражданском судопроизводстве электронного документа как доказательства. Таковым ученные считают возможность провести идентификацию автора документа (зафиксированной информации, не исключая удостоверения электронно-цифровой подписи).

Гарантия сохранности целостности документа — еще один момент, обусловливающий допустимость документа в процесс как доказательства. Логично, что в случае ненадлежащего использования и хранения цифрового документа информация может быть повреждена или даже утрачена.

Нельзя обойти и такой наиважнейший аспект проблематики как контролепригодность. Возможность осуществления проверки достоверности представленного в суд электронного документа, пожалуй, является ключевым фактором [1, с.112].

Таким образом, можно констатировать, что электронное доказательство — это относительно новый, но весьма перспективный вид доказательства в гражданском судопроизводстве.

Как и любое новое явление в праве, электронное доказательство требует своего тщательного законодательного урегулирования, четкого определения его признаков, критериев допустимости. Для того, чтобы электронное доказательство было надлежащим образом применено в гражданском процессе, исключало неоднородность толкований необходимо устранить пробелы в действующем законодательстве. Например, конкретизировать необходимость нотариального удостоверения такой категории доказательств или отдельных их видов.

Литература:

  1. Воронцова И. В. Проблемы электронных доказательств в гражданском судопроизводстве / И. В. Воронцова, А. А. Кряжникова // Экономика, управление и право: инновационное решение проблем. — 2019. — С. 111–113
  2. Встреча с Председателем Верховного Суда Вячеславом Лебедевым // Kremlin.ru. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/73390 (дата обращения: 18.06.2024)
  3. Жукова, А. И. К вопросу о применении электронных доказательств в гражданском судопроизводстве / А. И. Жукова // Цивилистика: право и процесс. — 2024. — № 1(25). — С. 50–57. — EDN BONSXP.
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»». Доступ из Справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.06.2024).
  5. Решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан по делу № 2–3652/2023 от 14 июля 2023 г. Доступ из Справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.06.2024).
  6. Решение Ярославского районного суда Ярославской области по делу № 2–1711/2023 от 21 июля 2023 г. Доступ из Справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.06.2024).
  7. Рыбин А. В. Электронный документ как вещественное доказательство по делам о преступлениях в сфере компьютерной информации (процессуальные и криминалистические аспекты). СПб., 2005. С.192.
  8. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448; 2023. N 1 (часть I). Ст. 31.


Задать вопрос