Технологизация образования: важность выбора педагогической технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 26.06.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Боклогова, О. П. Технологизация образования: важность выбора педагогической технологии / О. П. Боклогова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — С. 390-391. — URL: https://moluch.ru/archive/525/116071/ (дата обращения: 23.11.2024).



В чем секрет цветущего сада?

…первое, с чем нужно определиться, какие условия можно создать для растений, которые будут участвовать в вашей цветочной композиции. По незнанию, можно посадить в теневое место солнцелюбивые растения, и наоборот, те, что любят солнце — томить в прохладной тени. В таком случае цветы не смогут в полной мере раскрыть всю свою прелесть, одарить тонким благоуханием, все свои силы будут тратить на выживание в неподходящей для них ситуации…, и, вероятнее всего, потеряют свою декоративность. М. Горький сравнивал детей с «живыми цветами земли», и каждый день убеждаешься, насколько он был прав. Хвойные и лиственные — ершистые и покладистые, мхи и цветковые — скромные и дерзкие, сравнивать можно бесконечно. Но задача, и у садовника, и у педагога одна — сделать свой сад безупречным, создавая климат для раскрытия потенциала каждого цветка, каждого ученика.

Успешность многих коллег напрямую зависит от уровня педагогических способностей, душевной щедрости, открытости обучающимся, требовательности к себе и окружающим, организованности собственной и умении организовать, оптимизма и чувства юмора. Не менее важную роль в этом направлении играют знания и умения, а также возможность осуществлять учебную деятельность, уметь направить познавательную деятельность обучающихся в «то русло», которое приведет к поставленным целям.

Технологии являются инструментом, который позволяет преподавателю, и, особенно, начинающему, не только более уверенно чувствовать себя в различных педагогических ситуациях, но и успешно решать различные ежедневные задачи. В Талмуде цитируется письмо мудрецу Рабе от его братьев: «… хотя ты и великий мудрец, всё же не подобен тот, кто учится в одиночку, тому, кто учится у учителя». Конечно, преподаватель, учитель — важный, незаменимый элемент процесса обучения. Преподаватель, профессионал своего дела, будет чувствовать себя хорошо только с теми, кто также имеет знания в этой области, поэтому вложить знания в обучающихся, способствовать их развитию и росту, видеть их успех, общаться «на равных» на уроках — благо для преподавателя. «Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому». М. Монтень. Хочется отметить, что наличие глубоких знаний, светлого ума не является гарантией успешной преподавательской деятельности. В течение всей профессиональной жизни педагог сталкивается с рядом трудностей: выбор удачных методов обучения, рабочих технологий, совершенствование их под особенности обучающихся. Многие преподаватели проводят уроки интуитивно, соглашусь, что и при такой работе могут быть неплохие результаты, у единиц, обладателей врожденного гения, основная же масса обучающихся «завянет» от неправильного ухода. Образование — не сфера услуг, но сфера взаимодействия участников учебного процесса. Понимая это можно говорить о повышении качества образования. Осуществляя выбор педагогической технологии, следует брать во внимание, что каждая из технологий обучения ориентирована на определенный круг дидактических задач, но при этом параллельно решает массу попутных задач. Обоснованность и творчество в оценке возможностей конкретной технологии обучения, понимание её сильных и слабых сторон, различные комбинации и сочетания технологий безусловно приведут к потрясающим результатам.

Вопросы обучающихся сейчас далеки от «почему?», все чаще слышно на уроках «а зачем?». Для многих обучающихся обучение превратилось в рутину, причём в нехорошем смысле этого слова. Данную тенденцию можно назвать глобальной. Задача преподавателя сделать интеллектуальную жизнь обучающихся более насыщенной, динамичной, чтобы потребность в новых знаниях перекрывала все «а зачем?». Это достаточно сложный путь к данной трансформации, но тенденции такие намечаются с появлением новых профессий, где совмещаются знания из совершенно, на первый взгляд, разных областей. Происходит понимание того, что принцип конвергенции берет верх над делением обучающихся на «гуманитариев» и «технарей». Следующий важный фактор к трансформации — пожизненное образование, непрерывность данного процесса свяжу с лёкгостью, которая есть в новом поколении обучающихся, плюс возможностью получать образование в любом возрасте. Если еще пару десятков лет назад профессию выбирали одну и на всю жизнь, то сейчас переквалифицироваться, сменить ряд профессий уже не проблема, наоборот, поиск себя, своего комфортного места в жизни и профессии набирает обороты с огромной скоростью. Чтобы успеть, не упустить возможность подготовить детей к такой динамичной жизни образование обязано быть технологичным. Не теряя своей целостности, образовательные технологии направлены на стимулирование активности обучающихся; развитие самостоятельности; раскрытие творческих способностей; решение задач нестандартным способом. При этом структура технологии, в которую входят три основных компонента — концептуальный, содержательный и процессуальный-не должна подвергаться изменениям.

Для преподавателей точных наук особый интерес представляет технология STEM. Аббревиатура STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics) — расшифровывается как Наука, Технологии, Инженерия, Математика и обозначает практико-ориентированный подход к построению содержания образования и организации учебного процесса. Главная цель STEM-подхода — преодолеть типичную для традиционного образования оторванность от решения практических задач и выстроить понятные обучающимся связи между разными учебными дисциплинами. к Интерес преподавателей к STEM-методикам объясняется тем, что значительная часть задач, которые установлены образовательными стандартами РФ может быть реализована с учетом идей, инструментов и методик, накопленных в рамках STEM-подхода. Концепция STEM соответствуют основным требованиям ФГОС, и в этом можно убедиться, приложив принципы STEM к образовательному стандарту основного общего образования. В рамках реализации учебных и исследовательских проектов STEAM- методика полезна и действенна, поскольку помимо получения конкретных выводов и продуктов обучающиеся приобретают навыки работы в команде;

учатся конструктивно критиковать и отстаивать свое мнение;

осваивают презентационные компетенции;

учатся генерировать идеи в условиях неопределенности;

применяют принципы дизайна и маркетинга для создания и продвижения продукта;

осознают творческий потенциал применения технологий в разнообразных сферах деятельности.

Данная технология может быть примером для самообразования преподавателя по развитию личностного потенциала и вклада в будущее.

Литература:

  1. https://pedsovet.org/article/stem-i-steam-obrazovanie-ot-doskolnika-do-vypusknika-vuza
Основные термины (генерируются автоматически): STEM, STEAM, задача, знание, обучающийся, преподаватель, технология обучения, учебный процесс.


Задать вопрос