О требованиях российских научных издательств к авторам научных статей в рыночной экономике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 19.06.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Мочулаев, В. Е. О требованиях российских научных издательств к авторам научных статей в рыночной экономике / В. Е. Мочулаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — URL: https://moluch.ru/archive/524/115859/ (дата обращения: 21.06.2024).

Препринт статьи



Практически все российские научные издательства, как печатные, так и электронные, предъявляют разные требования к авторам научных статей, которые частично или полностью не урегулированы действующим законами, подзаконными актами Правительства Российской Федерации, приказами министерств и ведомств, курирующих российские научные издательства.

Это касается, прежде всего, требований к оформлению научных статей, соблюдению публикационной этике, правовому и экономическому характеру использования и экспертизе научных статей.

Как правило, почти все перечисленные выше требования приведены во внутренних документах издательств, а не в законах и действующих нормативных правовых актах российского государства.

Целью настоящей статьи является раскрытие содержания правомерности требований российских издательств к авторам научных статей в условиях рыночной экономики.

Российское государство уже более 30 лет функционирует и развивается в условиях рыночной экономики, а законодательство о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, изложенные в четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) [1], не в полной мере учитывают современные рыночные условия.

Такое положение отрицательно отражается на правовых и экономических отношениях между научными издательствами и авторами научных статей в условиях рыночной экономики.

Согласно статье 1257 ГК РФ гражданин, который своим творческим трудом создает научную статью, признается ее автором. Кроме признания авторства на научную статью следует признать автора еще создателем продукта труда (интеллектуальной собственности), который в рыночных условиях является товаром, т. е. научная статья в условиях рыночной экономики является интеллектуальной собственностью автора и товаром, который имеет рыночную цену.

В этой связи взаимоотношения между автором и издательством должны строиться не только на правовых условиях, но и на рыночных.

Если исходить из рыночных отношений, то автор продает свою научную статью (товар), а покупает деньги. Издательство покупает научную статью, а продает свои деньги (товар). В этой связи в договорах об отчуждении исключительного права и лицензионных договорах не должно быть безвозмездных договоров, которые, по сути, предусмотрены в статьях 1234 и 1235 ГК РФ под положением «если договором не предусмотрено иное».

Все договоры об отчуждении исключительного права и лицензионные договоры в условиях рыночной экономики должны быть возмездными с указанием размера вознаграждения или порядка его определения.

В настоящее время взаимоотношения между издательствами и авторами научных статей не приобрели рыночный характер, поэтому автор научной статьи, как правило, просит издательство опубликовать его статью, т. е. выступает в роли просителя, а издательство выступает в роли оппонента при проверке статьи на соответствие предъявляемым своим требованиям.

Однако в рыночной экономике автор статьи и издательство должны быть равноправными экономическими и правовыми партнерами, а не быть просителями и оппонентами. Автор предлагает издательствам свой товар, например, в форме публичной оферты, а издательства его покупают, или нет. Для этого издательствам предлагается анализировать заголовок статьи, аннотацию и ключевые слова, а также и данные автора статьи. По сути, это есть рекламные компоненты научной статьи, как рыночного товара. Ведь аналогичные рекламные компоненты научных статей предлагают читателям многие издательства в своих архивах опубликованных статей, чтобы можно было выбирать журналы, статьи и их заказывать, например в НЭБ eLIBRARY.RU за плату.

А как осуществляется процедура приобретение издательством научной статьи в настоящее время, когда автор выступает в роли просителя, а издательство — в роли оппонента?

Многие издательство без заключения договора в соответствии с ГК РФ, т. е. незаконно, подвергает полученную от автора научную статью своей экспертизе на соответствие своим требованиям, установленным в редакционной политике издательства.

Одним из требований издательств является требования к оформлению научных статей, которые у всех издательств разные. Это касается, прежде всего, установления библиографических индексов (хотя и не всегда), заголовка статьи, данных авторов статьи, содержания аннотации и ключевых слов (хотя и не всегда на одном или разных языках), параметров шрифта, интервалов между абзацами, внутри абзацев (междустрочный интервал), параметров абзаца, оформления таблиц, рисунков, формул и библиографического списка.

Почему-то до сих пор в России не стандартизировано оформление научных статей независимо от категории научного издательства. Вот, например, с 2011 года в стране действует ГОСТ Р7.0.11–2011 [2], который устанавливает общие требования к оформлению кандидатских и докторских диссертаций и авторефератов диссертаций по всем отраслям знаний. Почему бы такого же вида стандарт не ввести и по оформлению научных статей.

Удивительно и то, что издательства сами и не стремятся выработать единые правила оформления научных статей в рамках, например, своих Положениях о публикационной этике, которые разрабатываются на основе действующих за рубежом Правил Комитета по этике научных публикаций (Committee of Publication Ethics — COPE) [3].

Если с требованиями издательств к оформлению статьи еще можно справиться, то вот исполнить требований из Положений о публикационной этике без нарушения действующего законодательства вряд ли удастся.

Так, например, многие издательства в Положении о публикационной этике указывают,что статья не должна быть ранее опубликована в печатных и электронных СМИ, не должна быть направлена для публикации в другие печатные и электронные СМИ, также, автор не может предлагать статью, напечатанную в данном журнале, другому изданию.

Однако такие требования противоречат, например, п.1) части 1 статьи 1236 ГК РФ, в которой при представлении лицензиату (издательству), например неисключительной лицензии, лицензиар (автор) имеет право выдачи лицензий другим лицам (издательствам). Нет в законодательстве и запрета авторам на повторную публикацию своей ранее опубликованной статьи в других издательствах. А, как известно, что не запрещено, то разрешено.

В рыночных условиях каждый производитель технической документации на товар, или ее обладатель, может заказывать его изготовление на любом предприятии, а почему автор, как производитель своего товара не может заказать его использование в другом сложном товаре (журнале).

Статья это научный компонент любого научного журнала, его составная часть, как сложного научного продукта. Рассылая свою статью по разным научным издательствам для ее публикации, автор стремиться, тем самым, рекламировать научный продукт, созданным своим творческим трудом, найти единомышленников его идеи, а также получить достойное вознаграждение за его использование читателями.

Ограничения, которые устанавливают издательства на опубликование статьи в других издательствах, связаны, прежде всего, с экономическими интересами издательств и интересами их престижа. Понятно, чем больше у издательства читателей (подписчиков), тем выше доход издательства, и многие журналы издательства, например, включенные в Перечень изданий ВАК, этим обстоятельством активно и пользуются.

Учитывая, что некоторые престижные издательства издают журналы раз в квартал или полугодие, то авторы стремятся публиковать свои статьи в журналах, которые может менее престижные, чем журналы, включенные в Перечень изданий ВАК, но зато быстро издающие свои журналы.

Одним из главных требований издательств о возможности публикации статьи является оценка ее качества, определяемая в системе «Антиплагиат». Чаще всего, для этих целей используется показатель «оригинальность» научной статьи, уровень (числовое значение) которого задается издательством в своих требованиях, хотя некоторые издательства задают уровень цитируемости или заимствования статьи, а, иногда, и оба показателя.

Многие престижные издательства задают уровень оригинальности статьи не менее 75 %. Видимо в издательствах считается, что чем выше уровень, тем качественнее научная статья. В идеале уровень оригинальности научной статьи должен быть равным 100 %, а почему бы его и не задать таким? А ведь многие научные произведения, относящиеся, например, к техническим наукам, в дальнейшем материализуются.

Если изготовить любой материальный объект полностью (100 %), состоящий из оригинальных конструктивных элементов, каждый из которых защищен патентом на изобретение, то такой объект вероятнее всего, например ракета, — не полетит и взорвется, танк — не поедет, орудие — не будет стрелять, а сооружение — рухнет. Примеров этому в практике достаточно, например, почему-то новейшие ракеты-носители не взлетают или взрываются в полете, и требуется время для доработки их конструкции с учетом проверенных в практике технических решений.

Возникает законный вопрос, зачем Издательства используют систему «Антиплагиат», ведь даже при отборе журналов в список РИНЦ система «Антиплагиат» не используется. Подробно о несостоятельности применения системы «Антиплагиат» в издательской, научной и учебной деятельности рассмотрено в работе [4].

Теперь, что касается правовых взаимоотношений между авторами и издательствами, то приходиться удивляться, что некоторые издательства либо не заключают никакого договора с авторами, либо заключают на условиях публичной оферты, что нельзя признать правомерным, ибо в рыночной экономике продавцом статьи является автор, а не издательство.

Или издательства заключают договоры, не соответствующие требованиям ГК РФ. Так, например, ООО «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» (далее — Издательство) публикуют на своем сайте правила направления статей и условия их публикации. Эти правила и условия распространяются на все издаваемые издательством журналы («Финансы и кредит»; «Экономический анализ: теория и практика»; «Региональная экономика: теория и практика» и т. д.).

Издательство в своей Редакционной политике в разделе «Права автора» указывает, что «Для обнародования произведения (публикации и распространения) автор в рамках Авторского договора передает издателю исключительные права на его использование, сохраняя при этом значительные права по собственному использованию и распространению своего произведения (статьи)» [5].

Далее, Издательство поясняет, какие собственные права остаются у автора статьи: «Авторы в рамках Авторского договора передают авторские права издателю соответствующего журнала, но оставляют за собой право на следующее: использование своих статей для личных целей, в рамках своей организации и в целях научного обмена, с указанием ссылки на версию статьи на сайте издателя»; должное указания авторства и источника в отношении опубликованных работ» [5].

В соответствии со статьей 1255 ГК РФ в понятие «Авторские права» входят не только исключительные имущественные права, но и личные неимущественные права (право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения и право на обнародование произведения).

Однако личные права авторов в соответствии со статьями 1265, 1266, 1267 и 1268 ГК РФ никому не могут передаваться.

Далее, предлагаемый Издательством договор, как по названию, так и по содержанию, не соответствует требованиям ГК РФ. Договора с названием «Авторский договор» нет в ГК РФ, а по своему содержанию такой договор представляет собой смешение договора об отчуждении исключительного права и лицензионного договора. Если автор передает исключительное право на статью, то в соответствии со статьей 1234 ГК РФ такой договор называется договором об отчуждении исключительного права, а не авторский договор.

Если автор сохраняет значительные права по собственному использованию и распространению своего произведения (статьи), то такой договор в соответствии со статьей 1236 ГК РФ в большей степени соответствует лицензионному договору.

Очень странно, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) не проверяет научные печатные и электронные издательства на предмет соответствия их деятельности требованиям четвертой части ГК РФ в части использования названий и содержаний договоров.

К, сожалению, очень многие издательства путем искажения названий договоров и содержания договорных отношений пытаются получить исключительное право на научные статьи авторов. И в этом, прежде всего, заключается их коммерческий интерес, без учета интереса авторов.

Роскомнадзору следует пресекать употребление российскими издательствами договоров не соответствующих ГК РФ, вплоть до лишения их права занятия издательской деятельностью.

Кроме правовых требований, у Издательства к авторам имеют место и экономические требования, которые заключаются в том, что за публикацию авторских материалов в журнале издательства взимается обязательная плата в размере 10000 руб. [5].

Такое взимание платы за публикацию статьи в журнале выглядит абсурдом. Рассмотрим для примера рыночные отношения между предприятиями в промышленности. Так, предприятие «А» производит комплектующее изделие, которое используется в сложном изделии у предприятия «Б». Предприятие «Б» покупает комплектующее изделие у предприятия «А» по рыночной цене. Возможно ли, чтобы предприятие «А» бесплатно поставляло предприятию «Б» комплектующее изделие (товар, имеющий рыночную цену), да еще и платило этому предприятию за его использование в сложном изделии предприятия «Б»? Конечно нет, ибо таких отношений в производственной сфере не бывает.

А вот в издательской деятельности такие нерыночные отношения действуют и органами государственной исполнительной власти не пресекаются, поэтому практически все частные коммерческие издательства требуют плату за публикацию в своих журналах статей авторов, что нельзя признать правомерным.

Следует отметить, что анализируемое Издательство является частной организацией, которая должна осуществлять издательскую деятельность за свой счет, а не за счет средств авторов научных статей.

Назрела настоятельная необходимость перевода деятельности российских научных издательств на рыночные отношения. Тогда требования издательств, связанные с оформлением научных статей, оценке качества научных произведений и установлением договорных отношений и прочее примут характер, соответствующий рыночной экономике.

В рыночных условиях должен действовать механизм купли-продажи товара, т. е. автор предлагает издательствам или иным лицам, например, в форме публичной оферты, купить его научную статью (товар) по рыночной стоимости, которую рассчитает, например, оценщик интеллектуальной собственности. Издательство или иное лицо на основе рекламных материалов автора принимает решение, например о приобретении научной статьи автора, заключает с автором договор на отчуждение исключительного права или лицензионный договор на возмездной основе. Затем, например издательство, на основе приобретенных научных статей формирует журнал и публикует его в открытой печати. После публикации журнала в открытой печати издательство на основании возмездного лицензионного договора передает его НЭБ eLIBRARY.RU для регистрации и передачи в РИНЦ, если журнал включен в список РИНЦ. О ретроспективных и новых правилах включения журналов в РИНЦ подробно изложено в работе [4].

В настоящее время НЭБ eLIBRARY.RU формирует научный контент из поступающих на регистрацию журналов и, как правило, на возмездной основе использует его в различных целях, но не делится с авторами и издательствами, что нельзя считать правомерным.

В заключение следует отметить, что строгое соблюдение всеми российскими научными издательствами требований действующего законодательства в рыночной экономике позволит повысить качество и конкурентоспособность создаваемых научных произведений и приведет к активному росту в стране отечественных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, а также средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 176 с. (в редакции от 30.01.2024 г.).
  2. ГОСТ Р7.0.11–2011. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления. Введен 2012- 09- 01.
  3. Этика научных публикаций: руководства, стандарты и блок-схемы Committee on Publication Ethics (COPE): пер. с анг./пер. под ред. Н. Г. Поповой, О. В. Кирилловой; под общ. ред. О. В. Кирилловой; АНРИ. М.: Ассоциация научных редакторов и издателей, 2023. 92 с.
  4. Мочулаев В. Е. Самоплагиат, дублирование, самоцитирование и исключительное право на произведение // Академия Тринитаризма, М., Эл. № 77–6567, публ. 28970, 12.05.2024.
  5. ООО Издательский дом Финансы и кредит // fin. –izdat.ru


Задать вопрос