Проблемы трансфера технологий в автомобильной промышленности Узбекистана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Акрамов, М. М. Проблемы трансфера технологий в автомобильной промышленности Узбекистана / М. М. Акрамов, Р. М. Кушбаков, Ф. У. Усмонов, А. Э. Тешабаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77410/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время в производстве и особенно в машиностроении происходят радикальные изменения, которые вызваны как ростом объемов производства, совершенствованием и усложнением продукции и технологий, сокращением их жизненного цикла, так и появлением новых подходов к организации производственных процессов и бизнес-моделей.

Инновации определяют вектор развития и темпы роста промышленности, например, ожидается, что в ближайшие пять лет в мировом машиностроении произойдет больше изменений, чем за последние двадцать, к 2030 году доля традиционных технологий, на которую сегодня приходится 98 % рынка сократится до 50 % [2, с.112].

Одной из наиболее инновационных отраслей промышленности является автомобилестроение, указывается, что затраты на создание новых продукции и технологии в мировом автомобилестроении больше затрат на НИОКР в военной и авиационной промышленности вместе взятых, поскольку жизненный цикл продукции составляет 6–10 лет, стоимость разработки новой модели современного легкового автомобиля может превышать более 2 млрд.дол.США и потому уровень расходов на НИОКР ведущих автомобильных компаний находится в диапазоне 3–10 % от объема продаж. [1, с. 25–26]

Расходы на научные исследование и разработки оправдываются в виде инноваций — создания новых продуктов и снижения себестоимости производства и в других отраслях промышленности. Например, первые 3D принтеры конца 1980-х годов стоили более 300 тыс. долл. США (в ценах 2018 года — более 650 тыс. долл. США), а в настоящее время цены на 3D-принтеры начинаются от 100 долл. США, т. е. в 6500 раз меньше. [7, с.2]

В современном машиностроении цепочка создания стоимости состоит из большого числа звеньев (НИОКР, технологическая подготовка производства, производство компонентов, интеграция производств, сборка, испытания, дилеры, сервисная сеть), круг участников производственного процесса очень широк, и большая часть задач требует инновационных решений. Особенно это касается автомобилестроения Узбекистана, когда ключевыми вызовами для отрасли остаются высокая себестоимость продукции, относительно невысокий уровень локализации и зависимость от импортных поставок, недостаток собственной инжиниринговой базы и относительно низкий научно-технический потенциал.

Вместе с тем ожидается, что до 2035 года инвестиции в автомобильную промышленность Узбекистана могут превысить 50 млрд. долл. США, а количество работников напрямую занятых в отрасли превысит 50 тыс. работников при объеме производства 400 тыс. автомобилей в год и потребность в новых разработках должна быть очень высокой. [3, с. 171]

Поэтому в последнее время на крупных промышленных предприятиях и не только автомобильных стали создаваться научно-исследовательские отделы, нацеленные на решение проблем развития. То есть создание и реализация научно-технического, технологического и кадрового потенциала развития для машиностроительных, и особо автомобилестроительных предприятий Узбекистана является приоритетной задачей, решение которой позволит устранить существующее отставание от мировых лидеров по эффективности производства, прогрессу в продукции и технологиях и компетенциям.

Однако наиболее быстрым путем реализации этой задачи в настоящее время может стать эффективное использование передовых разработок, то есть трансфер технологий.

Еще в начале 2000-х годов Организация промышленного развития при ООН (UNIDO) разработала Руководство по инновационному менеджменту и директивы по их внедрению и использованию. Переход на указанные Руководством пути позволил развитым странам перейти к поэтапному повышению эффективности НИОКР с начальных 6 % до повышенных 20 %, и далее до 50 %, выживаемость же новых предприятий в первые 5 лет существования увеличилась в несколько раз. Для осуществления инновационного развития Руководство рекомендовало последовательно провести определение целей инновационной деятельности, рыночное позиционирование и оценку возможностей, оценку существующих и освоенных технологий и приобретение необходимых технологий.

В нашей стране трансфер и освоение новых технологий стали основной формой инновационной деятельности в начальный период создания собственной автомобильной промышленности [5, с.88]. Например, производство автокомпонентов предполагало освоение новых технологий, просто по причине, что большинства из 600 макротехнологий, составляющих современное автомобилестроение как мегатехнологию, в нашей стране просто не существовало. Имеющийся опыт показал, что пока базовые принципы инновационного менеджмента не будут приняты и соблюдаться на предприятиях быстро освоить новые для них технологии, процессы и продукцию представляется затруднительным.

Оценка возможностей предприятий в освоении новых технологий касательно приоритетных целей развития должна состоять из:

  1. обеспечения технологической дисциплины согласно документации,
  2. функционирования системы качества,
  3. достижения профессионального уровня персонала,
  4. возможности освоить новые процессы и знания [4, с.46].

Субъекты малого и среднего бизнеса в отрасли, составляющие большую часть субпоставщиков, работают, опираясь на информацию о местном рынке. Анализу того, насколько новые продукция или процессы ещё не устарели и соответствия уровня качества продукции требованиям, не уделялось большого внимания, и мелкие поставщик автокомпонентов нуждались во внешнем контроле качества исполнения процессов, причиной чему слабые технологические и управленческие знания руководителей.

Более того, недостаток стандартного выполнения и контроля производственных процессов привило к искажению процессов (corrupted process), что является залогом экономической неэффективности . Эта проблема проявляется и в промышленно развитых странах, где все больше говорят о необходимости усиления роли технологического управления, так как управление инновациями невозможно без умения эффективно управлять технологиями [6, с.28].

Координация инновационной деятельности всех структур предприятия является весьма важной и неотложной задачей, и можно предположить, что для предприятий, нацеленных на долгую перспективу необходимо иметь в своей структуре штат технологического директора. Установлено, что без тщательного планирования изменений более 80 % инновационных проектов субъектов инновационной деятельности не достигает ожидаемого успеха. Основными проблемами инновационного развития предприятий являются несоответствующая культура производства, низкая мотивация работников на изменения, дефицит ресурсов и исполнителей, недостаточная поддержка высшего руководства. А в совместных предприятиях с участием зарубежных партнеров, изменения проводятся выборочно, что не соответствует национальным стратегическим интересам и не обеспечивают планирование устойчивого развития технологической базы и повышения инновационного потенциала компаний.

Проблемы трансфера технологий являются определяющими, поскольку процесс перемещения, а главное освоения технологий — это нестандартный процесс, определяемый многими частными факторами. Опыт одной компании вообще может не подходить для другой компании, а сама осваиваемая технология может быть прибыльной в одном месте, и убыточной — в другом [8 с. 56].

При содействии UNDP (Программа Развития ООН) изучены инновационные возможности регионов, отраслей и видов деятельности. Инновационную деятельность предприятий необходимо проводить, опираясь на помощь и поддержку объединенных усилий местных исследовательских и образовательных институтов и субъектов бизнеса по улучшению качества процессов и продукции местных промышленных предприятий, то есть образования локальных промышленных кластеров, создания единой базы проблем производства и исследовательских работ, что вполне могло бы стать началом национального банка инновационных идей.

Выводы.

1. Для руководителей и специалистов предприятий необходимо внедрять культуру анализа проблем и принятия решений, основанных на фактах, для чего организовать обучение на основе лучших отечественного и зарубежного опыта и подготовить научно обоснованные рекомендации;

2. Необходимо накопление и приобретение навыков моделирования бизнес-процессов трансфера технологий, что способствует эффективному устранению узких мест («botlle-neck») и низкоэффективных функций в инновационной деятельности;

3. Необходимо на предприятиях внедрять культуру стандартизации технологических и управленческих процессов и практику само аудита процессов;

4. Необходимо анализировать проблемы местных органов управления, бизнес-единиц, субъектов экономической деятельности и институтов для успешного продвижения инновационной политики по приоритетным направлениям;

5. Необходимо разработать национальную концепцию Руководства по управлению изменениями и подготовить специалистов для управления изменениями — по оценке, трансферу, прослеживанию и утилизации технологий;

6. Для продолжения исследования нужны дополнительные данные — полные, точные и актуальные. Сбор таких данных возможен только при поддержке руководства отраслей и предприятий, при согласовании форм отчетности, ознакомления с конкретными инновационными проектами на местах, с инновационной деятельностью компаний, университетов и институтов. Необходимо системно усовершенствовать знания по управлению технологией, решению проблем и принятию решений.

Литература:

1. Брет А. Коммерциализация технологий: мировой опыт — российским регионам»/ сб. статей. НИССИП, 1995, 23.07. //http://www.nisse.ru/articles/details.pdf

2. Инновации в России — неисчерпаемый источник роста. М.: Центр по развитию инноваций.Mckinsey Innovation Practice.2018. McKinsey & Company. Июль 2018. 112 с.

3. Концепция стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 г. Buyuk Kelajak. www.uzbekistan2035.uz/wp-content/upload/201905/концепция развития Узбекистана.pdf

4. Национальная инновационная система Узбекистана. Оценка потенциала и результативности. 2018». Институт прогнозирования макроэкономических показателей, Программа развития ООН (ПРОООН) в Узбекистане.

5. Тешабаев А. Э. Совершенствование управления на современных предприятиях. — Т.: «Fan va Texnologiya», 2017, 232 с.

6. Gus G. H., Perspectives on the Management of Technology”. IEEE-USA E-Books. r. 2008.

7. Miller A. The Evolution of 3D Printing: Past, Present and Future//3D Printing Industry 2018.http://www.3dprintindustry.com/news/evolution-3d-printing-past-present-future-9605/

8. Pyster.A., Olwell D., et al. Guide to the Systems Engineering Body of Knowledge (SEBoK) NJ: The Trustees of the Stevens Institute of Technology.2012. http://www.sebokwiki.org.

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, США, предприятие, UNDP, UNIDO, инновационный менеджмент, освоение новых технологий, принятие решений, процесс, управление изменениями.


Задать вопрос