В статье рассматривается ответственность сторон по договору аренды транспортного средства. Автором было отмечено, что аренда транспортного средства по ГК РФ бывает с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации — аренда транспортного средства с экипажем, и аренда без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации — аренда транспортного средства без экипажа. В рамках данной темы выявлено, что ответственность бывает, как гражданско-правовая, то есть исходящая из самого договора аренды транспортного средства, независимо от его вида, так и административная, и внедоговорная, то есть из причинения вреда источником повышенной опасности, которым является транспортное средство. В отношении последней, автором выявлено, что нормы, регламентирующие данную ответственность, нуждаются в расширении.
Ключевые слова: транспортное средство, источник повышенной опасности, ответственность сторон по договору аренды, причинение вреда источником повышенной опасности.
The article discusses the responsibility of the parties under a vehicle rental agreement. The author noted that the rental of a vehicle under the Civil Code of the Russian Federation can include the provision of management and technical operation services — rental of a vehicle with a crew, and rental without the provision of management and technical operation services — rental of a vehicle without a crew. Within the framework of this topic, it was revealed that liability can be both civil, that is, coming from the vehicle rental agreement itself, regardless of its type, and administrative, and non-contractual, that is, from causing harm by a source of increased danger, which is the vehicle. Regarding the latter, the author has revealed that the rules governing this responsibility need to be expanded.
Keywords: vehicle, source of increased danger, liability of the parties under the rental agreement, causing harm by a source of increased danger.
Популярность использования транспортных средством (далее — ТС) с каждым годом стремительно растёт. На рынке становится всё больше видов автомобилей, в частности из-за прихода на этот рынок китайского автопрома [1], также, например, электросамокаты становятся частым способом передвижения молодежи в летнее время [2]. Часто ТС берутся в аренду, и в этой связи, острым становится вопрос об ответственности сторон по договору аренды ТС и её соотношение, поскольку часто наравне с договорной ответственностью появляется внедоговорная, в частности причинение вреда жизни и здоровью источником повышенной опасности, поэтому вопрос о том, кто и при каких условиях будет нести каждый вид ответственности является актуальным.
Для начала стоит отметить, что ответственность может отличаться в зависимости от того, это аренда ТС с экипажем или без такового, а также учесть, что ТС является источником повышенной опасности, и на него нужно получать специально право — право управления, а значит, что помимо гражданско-правовой ответственности, здесь стоит говорить и об административной ответственности у сторон.
Что касается договорной ответственности, то стороны несут её согласно главе 34 ГК РФ. [3] Так, ответственность арендодателя, преимущественно, лежит в его обязанности предоставить в аренду именно то транспортное средство, которое указано в договоре, не чинить препятствия арендатору в пользовании транспортного средства, а также предоставить транспортное средство в надлежащем виде и в состоянии, предусмотренном договором.
Если транспортное средство не функционирует и требует ремонта — об этом отдельно должно быть указано в договоре аренды ТС. По завершении действия договора аренды ТС, арендодатель обязан принять транспортное средство, при нарушении такой обязанности арендатор имеет право потребовать возмещения убытков в соответствии с характером нарушения, а также потребовать иного возмещения в соответствии с положениями договора аренды.
Говоря об ответственности арендатора, нужно сказать, что все последствия эксплуатации транспортного средства, по умолчанию, он должен разрешать самостоятельно. Например, производить ремонт в случае поломки ТС, бережно эксплуатировать ТС, не использовать ТС в целях, не предусмотренных договором об аренде ТС, оплачивать расходные материалы при эксплуатации ТС, т. е. есть, если иное не прописано в положениях договора об аренде ТС, арендатор не только несет ответственность за повреждение ТС, но и несет ответственность в связи с целевым назначением ТС.
В данном случае, если арендатор повреждает транспортное средство по своей вине, то он несет прямую ответственность перед арендодателем в соответствии с условиями договора и закона. Здесь, арендодатель может предъявить арендатору требование о возмещении имущественного вреда в соответствии с характером повреждения ТС.
Если арендатор использует ТС не по назначению, то здесь рассматриваются конкретные и частные случаи. Если использование ТС не по назначению не причиняет ущерба транспортному средству, интересам арендодателя или третьим лицам — то ответственность за ненадлежащее использование ТС будет минимальная и, в крайней случае, такого рода использование ТС грозит арендатору расторжением договора. В остальных случаях — вред за использование ТС не по назначению может оцениваться арендодателем в денежном выражении.
Что касается административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ [4], ситуация не так однозначна. В случае аренды ТС с экипажем, ответственность будет нести владелец ТС, а в случае аренды без экипажа — арендатор. Однако, есть ряд иных особенностей, когда арендодатель и арендатор несут ответственность совместно. Так. При аренде ТС без экипажа, в случае нахождения арендатора в состоянии алкогольного опьянения, арендодатель будет лишен права управления наравне с арендатором [5].
Также, следует отметить ответственность сторон при причинении вреда источником повышенной опасности, которым является ТС. В данном случае, ответственность будет действовать потому же правилу, что и административная — в случае аренды ТС с экипажем, ответственность будет нести владелец ТС, а в случае аренды без экипажа — арендатор. Однако иногда бывает, что при аренде ТС без экипажа в ДТП виноват арендодатель, в этой связи предлагается расширить положения статьи 648 ГК РФ формулировкой «за исключением случаев, когда в причинении вреда ТС виноват арендодатель».
Таким образом, ответственность по договору аренды транспортного средства может быть, как административной, так и гражданско-правой, при этом последняя бывает, как договорной, так и деликтной, которая в свою очередь требует расширения в ГК РФ.
Литература:
- Интернет-ресурс: Экспорт китайских авто в Россию вырос более чем в семь раз [Заглавие с экрана] — URL: https://www.rbc.ru/economics/20/01/2024/65abc82f9a7947799922f7d7 (Дата обращения: 11.06.2024).
- Интернет-ресурс: Объем продаж электросамокатов в первой половине 2021 вырос втрое [Заглавие с экрана] — URL: https://rg.ru/2021/08/24/reg-cfo/obem-prodazh-elektrosamokatov-v-pervoj-polovine-2021-vyros-vtroe.html (Дата обращения: 11.06.2024).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): от 26.01.1996 № 51-ФЗ [ред. от 10.02.2024] // Собрание законодательства РФ. — 02.02.1996.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30.12.2001 № 195-ФЗ [ред. от 29.05.2024] // Российская газета — 31.12.2001. — № 256.
- Интернет-ресурс: Нетрезвое вождение: о чем тут говорить? [Заглавие с экрана] — URL: https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/netrezvoe-vozhdenie-o-chem-tut-govorit/ (Дата обращения: 11.06.2024).