В данной статье рассмотрено одно из деликатных обязательств , а именно источник повышенной опасности в виде транспортных средств. Были рассмотрены особенности ответственности за вред, причинённый транспортным средством как источник повышенной опасности.
Ключевые слова: источник повышенной опасности, транспортное средство, субъект ответственности, вред.
На этапе современного развития и становления общества в любом государстве наличие практически у каждого гражданина транспортного средства уже стало обыденностью и не вызывает какого-либо удивления. Управляя транспортным средством, человек может преодолевать огромные расстояния, потратив на это малое количество времени и сил, будь это поездка на море или в магазин за продуктами. Несмотря на позитивные моменты, как показывает практика, транспортное средство является источником повышенной опасности, в связи с воздействием на человека, в результате которого возможны телесные повреждения различной степени тяжести, включая жертвы, а также имущественный вред [1].
В российском законодательстве под источником повышенной опасности понимается любая деятельность, которая создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами [2].
В статье 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации приводится примерный перечень источников повышенной опасности. Это связано с тем, что при постоянном неостанавливающемся развитии техники невозможно обозначить исчерпывающий перечень видов деятельности, создающий повышенную опасность. Чаще всего правила статьи 1079 Гражданского Кодекса применятся тогда, когда вред причинён при использовании транспортных средств. Под транспортным средством (далее ТС) в российском законодательстве принято понимать как устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нём [3]. Сложившееся судебная практика относит к ТС автомобили, мотоциклы, мопеды, троллейбусы, трамваи и иные дорожные транспортные средства (включая прицепы и полуприцепы), электровозы, тепловозы и тому подобное.
Рассматривая транспортное средство как источник повышенной опасности, необходимо более подробно исследовать состав деяния, а именно его элементы: субъект ответственности, его вина, а также процедуру возмещения такого вреда
Анализируя статью 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, можно сказать, что субъектом ответственности является владелец источника повышенной опасности, а именно организация или гражданин, эксплуатирующий источник повышенной опасности в силу права собственности, права хозяйственного владения, оперативного управления либо по другим основания, предусмотренным законодательством.
С учётом гражданского законодательства и сложившееся судебной практики можно выделить следующие особенности касательно субъектов ответственности, являющихся владельцами ТС как источника повышенной опасности:
— Из анализа ст.1068 и ст.1079 ГК РФ следует что не несёт ответственности за вред перед потерпевшим лицо, которое управляло источником повышенной опасности в силу трудовых отношений с владельцем данного источника (например, шофёр, машинист). Если ТС передано организацией работнику по договору аренды, но с учётом того, что договор аренды является формой организации трудовых отношений, то ответственность за причинённый вред должна нести организация как владелец данного источника. В соответствии с изложенным приведу пример из судебной практики. Так согласно решению Пинежского районного суда № 2–135/2017 от 22 мая 2017 г. в удовлетворении исковых требований Абдуллаева Э. С. к Богданову М. А. о возмещении материального ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, компенсации морального вреда, а также убытков на составление экспертного заключения и судебных расходов, отказать, вследствие того, что гражданин Богданов М. А. является ненадлежащем ответчиком, так как дорожно-транспортное происшествие допущено Богдановым М. А. при исполнении трудовых обязанностей на автомобиле, владельцем которого являлся работодатель — ООО «АНГМ» [4].
— Если лицо управляло ТС по своему усмотрению и с ведома собственника (в том числе на основании доверенности), тогда именно данное лицо, а не собственник будет отвечать за причинённый вред. В Постановлении Пленума Верховного Суда от 26 января 2010 г. № 1 в п.20 указал что в случае, если лицо управляло ТС на основании доверенности, то он признаётся законным владельцем данного ТС, но с некой оговоркой на то, что если доверенность на право управление ТС передано по заданию, или в интересах другого лица, за выполнение которого он получает вознаграждение, то такая доверенность является доказательством наличия трудовых или гражданско-правовых отношений, что говорит о том, что данное лицо является лишь участником дорожного движения, но не владельцем источника повышенной опасности [5].
— Из анализа договора аренды ТС, которое регулируется главой 34 ГК РФ, можно сказать, что если ТС передается в во временное владение и пользование без экипажа, то ответственность в данном случае будет нести арендатор, но если арендодатель передает ТС во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по технической эксплуатации, т. е. аренда ТС с экипажем, то в данном случае ответственность за вред будет нести не арендатор, а арендодатель. В дальнейшем арендодатель вправе предъявить регрессивное требование о возмещение вреда, если докажет, что вред возник по вине арендатора.
— Лицо, которое управляло ТС без доверенности, но при наличии водительского удостоверения и в присутствии его собственника или иного законного владельца, используется ТС на законных основаниях и будет нести ответственность за причинённый вред. Это объясняется тем, что правила дорожного движения допускают возможность передачи управления ТС без доверенности, но в присутствии собственника или иного законного владельца. В случае если лицо, управляющее ТС в силу трудовых отношений с его владельцем, передает в своём присутствии управление им другому лицу, то ответственность будет нести собственник автомобиля.
Касательно вины субъекта ответственности можно выделить его особенность, поскольку в составе данного правонарушения отсутствует одни из обязательных элементов, а именно вина. Красавчиков О. А. рассматривает это как то, что вина существует априори, формируясь фактическим или юридическим обладанием вещью и, следовательно, вина владельца источника повышенной опасности возникает с момента возникновения права собственности или иного вещного права на данный источник [6, c. 116–151].
В случаях причинения вреда несколькими источниками повышенной опасности в результате их взаимодействия, следует различать два случая:
— Если вред причинён третьим лицам, то в данном случае здесь имеет место совместное причинение вреда т. е. действие двух или нескольких лиц, находящихся в причинной связи с наступившими вредными последствиями и, следовательно, причинители вреда будут нести солидарную ответственность, что и указано в ст.1080 ГК РФ. При этом суд при рассмотрении дела может применить к лицам, причинившим вред, долевую ответственность при наличии двух условий: есть заявление потерпевшего о возложении ответственности в долях и, если это соответствует интересам потерпевшего.
— Если же вред возник в результате взаимодействия источников повышенной опасности и вред был причинён владельцами друг другу, то необходимо в данном случае исходить из общих оснований ответственности, которые установлены ст.1064 ГК РФ. В этом случае будет учитываться вина владельцев, и суд при учёте вины должен дать оценку действий данных участников происшествия с точки зрения соблюдения Правил дорожного движения, наличие или отсутствия причинно-следственной связи между нарушением данных правил и последствием.
Так как мы рассматриваем ТС как источник повышенной опасности, необходимо выделить особенность, связанную с обязательным страхованием. В соответствии с Федеральный законом от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» каждый владелец ТС должен застраховать свой риск гражданской отнесенности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортного средства. С учётом разъяснении Верховного суда, суд при рассмотрении дела, связанного с причинением вреда источником повышенной опасности, вправе привлечь к участию в деле страховую организацию, и если сумма возмещения вреда не превышает размер страховой выплаты, то данная сумма может быть взыскана со страховщика. Если же размер страховой выплаты полостью не возмещает вред, то недостающую часть возмещает сам владелец ТС.
Таким образом, с учётом вышеизложенного можно сказать, что природа источника повышенной опасности имеет множество особенностей, которые необходимо учитывать при обращения в суд с целью возмещения вреда, это может касаться любых источников, в том числе и рассмотренными нами транспортных средств. Развитие технологий и доступности ТС любому гражданину вызывает необходимость в выработке правовых норм, регулирующих тонкие моменты, связанные с транспортным средовом, при необходимости учитывать особенности, разбираться в тонкости, их правовой проблематике.
Литература:
- Головизнин А. В. Некоторые аспекты ответственности за вред, причинённый источником повышенной опасности // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, 2013. № 11–2
- Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 1994 г. № 3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья»
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ
- Решение № 2–135/2017 от 22 мая 2017 г. по делу № 2–135/2017// https://sudact.ru/regular/doc/xmWofynHJ6HR/ (дата обращения:16.11.2021)
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина
- Красавчиков О. А. Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности. Москва: Юрид. лит., 1966. 289 с.).