Применение метода «Диаграмма стратификации» в образовательном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 16.06.2024

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Данилина, Е. С. Применение метода «Диаграмма стратификации» в образовательном процессе / Е. С. Данилина, Е. А. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 144-147. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115684/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье приводится обзор основных инструментов статистического контроля, применяемых в сфере образовательных услуг.

Ключевые слова: статистический контроль, образовательные услуги, управления качеством .

Специфика рынка образовательных услуг проявляется в особом товаре данного рынка образовательных услугах. Образовательные услуги — комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых населению возможностей для приобретения определенных знаний и умений, для удовлетворения тех или иных образовательных потребностей, разновидность социальных потребностей, полнота удовлетворения которых составляет необходимую предпосылку их нормального функционирования и успешного развития.

Качество образовательной услуги определяется как совокупность ее потребительских свойств, наиболее полно соответствующих запросам человека и наиболее полно их удовлетворяющей. Качество образовательной услуги, в силу отсроченности результатов образования, не является четко фиксированной характеристикой. Оно складывается из двух составляющих — качества обучения и качества (результата) образования. Поэтому важной составляющей процесса образования является выявление показателей качества образовательных услуг.

В теории управления качеством анализу данных отведено значительное место. Применение таких методов, как «Диаграмма стратификации» и «Корреляция» позволяет осуществлять поиск истинных проблем, возникающих в процессе образовательной деятельности, проводить их классификацию и анализ на примере зимней сессии 2023/2024 и 2022/2023 учебных годов студентов факультета автоматизированных систем, транспорта и вооружений.

Стратификация — разделение полученных данных на отдельные группы (слои, страты) в зависимости от выбранного стратифицирующего фактора [1, 2, 4]. В качестве стратифицирующегофактора могут быть выбраны любые параметры, определяющие особенности условий возникновения и получения данных: различные кафедры; преподаватели, группы, направления и формы обучения и т. п.; период сбора данных (летняя и/или зимняя сессия) и др.

При отсутствии учета стратифицирующего фактора (расслоения данных) происходит их объединение и обезличивание, затрудняющее установление действительной взаимосвязи между полученными данными и особенностями их возникновения.

При практическом использовании метод стратификации включает следующие действия [2, 3, 4]: выберите данные, представляющие интерес для изучения; выберите стратифицирующий фактор и категории (группы), на которые будут разделяться данные; произведите группировку данных на основании выбранных категорий; оцените результаты группировки по каждой из категорий; соответствующим образом представьте полученные результаты; проанализируйте необходимость дополнительного изучения данных; спланируйте последующую работу для дополнительного подтверждения полученных результатов.

Рассмотрим применение метода стратификации на примере анализа результатов зимней сессии студентов факультета автоматизированных систем, транспорта и вооружений.

Пусть после сбора статистических данных была построена гистограмма, отображающая случайное распределение главного параметра — количество неаттестованных студентов по курсам, представленная на рис. 1.

Диаграмма численности неаттестованных студентов по итогам зимней сессии 2023/2024 учебного года Диаграмма численности неаттестованных студентов по итогам зимней сессии 2023/2024 учебного года Диаграмма численности неаттестованных студентов по итогам зимней сессии 2023/2024 учебного года Диаграмма численности неаттестованных студентов по итогам зимней сессии 2023/2024 учебного года

Рис. 1. Диаграмма численности неаттестованных студентов по итогам зимней сессии 2023/2024 учебного года

В процессе стратификации осуществим группировку (расслаивание) статистических данных по кафедрам, по предметам которых студенты не аттестованы (рис. 2), по числу задолженностей на разных курсах (рис. 3).

Задолженности студентов ФАСТиВ по дисциплинам кафедр

Рис. 2. Задолженности студентов ФАСТиВ по дисциплинам кафедр

Распределение главного параметра качества обучения сильно отличаются друг от друга: как по кафедрам факультета, так и по курсам.

Количество студентов ФАСТиВ, имеющих задолженности по курсам Количество студентов ФАСТиВ, имеющих задолженности по курсам Количество студентов ФАСТиВ, имеющих задолженности по курсам Количество студентов ФАСТиВ, имеющих задолженности по курсам

Рис. 3. Количество студентов ФАСТиВ, имеющих задолженности по курсам

Такой анализ информации позволяет руководителям кафедр и факультетов своевременно оценивать возможности дальнейшей аттестации и оказывать содействие в решении затруднительных вопросов. На основании таких данных декану факультета совместно с руководителями выпускающих кафедр необходимо н совете факультета принять проект решения по увеличению числа аттестованных студентов.

Динамика успеваемости по курсам и направлениям приведена на рис. 4.

Распределение успеваемости студентов по направлениям и специальностям (% аттестованных студентов)

Рис. 4. Распределение успеваемости студентов по направлениям и специальностям (% аттестованных студентов)

На рисунке 5 приведены данные по анализу корреляции между средним баллом ЕГЭ и процентом успеваемости студентов на первом курсе.

Сопоставление результатов ЕГЭ и успеваемости студентов на первом курсе

Рис. 5. Сопоставление результатов ЕГЭ и успеваемости студентов на первом курсе

Рассмотренная методология решения проблем является наиболее общим инструментом, который может быть использован как при коллективной работе в рамках межфункциональных команд по улучшению качества и кружков качества, так и в процессе индивидуальной работы каждого специалиста. Эта методология может быть полезна при разрешении проблем, которые возникают и рассматриваются в рамках всех методов, комплексных инструментов и методологий улучшения качества.

Литература:

  1. ГОСТ Р 50779.11–2000 (ИСО 3534.2–93) Статистические методы. Статистическое управление качеством. Термины и определения.
  2. Адлер Ю. П., Полховская Т. М., Шпер В. Л., Нестеренко П. А. «Управление качеством. Часть 1 Семь простых методов: учебное пособие для вузов», М: МИСИС,2001.-138 с.
  3. Жулинский С. Ф., Новиков Е. С., Поспелов В. Я. «Статистические методы в современном менеджменте качества».–М.: Фонд «Новое тысячелетие», 2001.–208 с.
  4. «Управление качеством: т.2. Принципы и методы всеобщего руководства качеством. Основы обеспечения качества: учебник/ под общей редакцией Азарова В. Н. М.:МГИЭМ, 2002, 356 с.
Основные термины (генерируются автоматически): данные, зимняя сессия, качество, курс, образовательная услуга, статистический контроль, студент, услуга.


Ключевые слова

управления качеством, образовательные услуги, статистический контроль

Похожие статьи

HR-технологии: психодиагностика в работе с персоналом

В данной статье анализируются области и задачи применения психодиагностики в сфере управления персоналом. Выделены основные группы тестов, используемые в кадровой работе, а так же предложены примеры реальных практических методик к каждой из групп.

Применение ситуационных подходов в образовании

В статье описаны преимущества применения ситуационных подходов в учебных заведениях, от чего зависит эффективность применения данных подходов, какие факторы за это отвечают. Также приводятся особенности применения управленческих методов и концепций в...

Применение компьютерного тестирования для эффективного школьного образования

В статье рассматривается необходимость использования дифференцированного подхода в образовательном процессе детей в школьном периоде жизни. А также предлагается подход для автоматического распределения учащихся на группы по их способностям.

Применение Data mining для поддержания конкурентоспособности организаций

В статье исследуются особенности технологии интеллектуального анализа данных, описываются управленческие задачи, в решении которых целесообразно использовать данную технологию. Уделено отдельное внимание использованию интеллектуального анализа данных...

Проблемы внедрения системы тестирования в высшей школе

В статье рассмотрены положительные и отрицательные аспекты тестовой формы контроля знаний и наиболее общие проблемы связанные с анализом тестовых заданий, а также возможности компьютерного тестирования.

Мониторинг учебной деятельности

В статье автор исследует методы и инструменты мониторинга учебной деятельности, его роль в повышении качества образования, а также преимущества и ограничения мониторинга в общеобразовательной школе.

Методы преподавания фонетики в средней школе. Построение навыков грамотного произношения

Исследование, представленное в данной статье, посвящено анализу методов преподавания фонетики в средней школе. Автор рассматривает различные подходы к обучению фонетике, оценивает их эффективность.

Тестовый контроль обучения

В данной статье проанализирована такая форма оценки учебных достижений школьников как тестовый контроль обучения, выделены их виды и типы, указаны основные дидактические функции.

Эффективное управление образовательной организацией. Сущность понятия «Эффективное управление». Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией

В статье представлен анализ управления образовательной организацией. Раскрыты критерии оценки эффективности управленческой деятельности в дошкольной образовательной организации.

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Похожие статьи

HR-технологии: психодиагностика в работе с персоналом

В данной статье анализируются области и задачи применения психодиагностики в сфере управления персоналом. Выделены основные группы тестов, используемые в кадровой работе, а так же предложены примеры реальных практических методик к каждой из групп.

Применение ситуационных подходов в образовании

В статье описаны преимущества применения ситуационных подходов в учебных заведениях, от чего зависит эффективность применения данных подходов, какие факторы за это отвечают. Также приводятся особенности применения управленческих методов и концепций в...

Применение компьютерного тестирования для эффективного школьного образования

В статье рассматривается необходимость использования дифференцированного подхода в образовательном процессе детей в школьном периоде жизни. А также предлагается подход для автоматического распределения учащихся на группы по их способностям.

Применение Data mining для поддержания конкурентоспособности организаций

В статье исследуются особенности технологии интеллектуального анализа данных, описываются управленческие задачи, в решении которых целесообразно использовать данную технологию. Уделено отдельное внимание использованию интеллектуального анализа данных...

Проблемы внедрения системы тестирования в высшей школе

В статье рассмотрены положительные и отрицательные аспекты тестовой формы контроля знаний и наиболее общие проблемы связанные с анализом тестовых заданий, а также возможности компьютерного тестирования.

Мониторинг учебной деятельности

В статье автор исследует методы и инструменты мониторинга учебной деятельности, его роль в повышении качества образования, а также преимущества и ограничения мониторинга в общеобразовательной школе.

Методы преподавания фонетики в средней школе. Построение навыков грамотного произношения

Исследование, представленное в данной статье, посвящено анализу методов преподавания фонетики в средней школе. Автор рассматривает различные подходы к обучению фонетике, оценивает их эффективность.

Тестовый контроль обучения

В данной статье проанализирована такая форма оценки учебных достижений школьников как тестовый контроль обучения, выделены их виды и типы, указаны основные дидактические функции.

Эффективное управление образовательной организацией. Сущность понятия «Эффективное управление». Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией

В статье представлен анализ управления образовательной организацией. Раскрыты критерии оценки эффективности управленческой деятельности в дошкольной образовательной организации.

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Задать вопрос