Совершенствование огневой подготовки курсантов ФСИН России путем внедрения новейших инновационных разработок (технологий) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 15.06.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Нестеренко, В. В. Совершенствование огневой подготовки курсантов ФСИН России путем внедрения новейших инновационных разработок (технологий) / В. В. Нестеренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 169-171. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115662/ (дата обращения: 30.06.2024).



Реализация одного из самых важных направлений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2025 года, которое заключается в совершенствовании профессиональной подготовки сотрудников УИС за счет приближения программ обучения к условиям профессиональной деятельности, по-нашему мнению, возможна, только при дальнейшем улучшении и повышении качества образовательного процесса.

Достижение максимальной результативности в обучении курсантов может зависеть от разных составляющих. Например, внедрение в учебный процесс инновационных и технических средств обучения — различных приборов, электронных устройств, программных и тренажерных комплексов является необходимым условием приобретения и развития навыков стрелка. Также достижение наилучшего результата во многом зависит от мастерства преподавателей.

Повышение эффективности и качества образовательного процесса — главное в деятельности учебного коллектива. Это означает достижение целей обучения в установленные сроки при соответствующих усилиях со стороны преподавателя и курсанта. Конечно, результативность учебного процесса зависит, в первую очередь от ответственности курсантов, их умения учиться. Это очень важный и сложный элемент педагогического процесса. Фундаментом активизации познавательной деятельности является настрой обучающихся на серьезную учебу, грамотное выполнение практических заданий, самостоятельную работу над учебным материалом [1].

В настоящее время в образовательных учреждениях ФСИН России разрабатываются различные планы проведения занятий, ориентированные на совершенствование подготовки каждого обучающегося.

Важную роль в повышении качества огневой подготовки играет информатизация процесса обучения, который связан с постоянным совершенствованием познавательных знаний, умений и рассчитан на активное использование программных средств и интернет-ресурсов на занятиях.

Внедрение современных технических средств в процесс огневой подготовки, определяет эффективность и качество новой среды обучения, интенсивно развивающейся в настоящее время на базе персональных компьютеров, локальных и глобальных вычислительных сетей и систем мультимедиа. Применение инновационных технологий облегчает восприятие информации обучающимися [2].

Поскольку Закон РФ от 21 июля 1993 года № 5473–1 «Об учреждениях и органах УИС РФ» закрепляет право сотрудников применять огнестрельное оружие в определенных случаях, указанных в статье 31.2 данного закона, то сотрудники должны обладать соответствующей огневой подготовкой, для того чтобы применять огнестрельное оружие максимально безопасно для себя и окружающих.

Образовательный процесс осуществляется по двум основным направлениям: консервативному, который уже не так широко применяется, и инновационному, который более открыт для нововведений. Для достижения хороших результатов в стрельбе курсанты должны должным образом освоить теоретический материал, получить надлежащую физическую и тактическую подготовку, иметь или приобрести в процессе обучения высокие морально-волевые качества. Преподаватели должны уметь грамотно выбирать и сочетать методы обучения с использованием передовых методик, наглядных пособий. Необходимым условием для совершенствования огневой подготовки является достаточное учебно-методические обеспечение, современная материальная база.

Материальную часть оружия, теоретические основы стрельбы, как правило, изучают на занятиях с использованием макетов, приборов, учебного оружия. Приемы и правила стрельбы — на учебных стрельбах. При этом особое внимание следует обратить на усвоение каждым обучающимся принципов взаимодействия частей и механизмов оружия, правил и мер безопасности с ним, обработку нормативов, а также проверку знаний по правовым основам применения и использования оружия [3].

Для совершенствования огневой подготовленности курсантов необходимо увеличить количество часов, отведенных учебной программой, и проводить до двух плановых занятий в неделю. В целях повышения интереса к изучаемому предмету проводятся викторины по пройденным темам, что способствует развитию коллективизма.

На сегодняшний день сложно представить осуществление образовательного процесса без использования инновационных предметов, средств, методик. В процессе образовательной деятельности используются специальные тренажеры для повышения навыков владения огнестрельным оружием. При этом необходимо понимать, что увеличения объема знаний и улучшение навыков напрямую зависит от заинтересованности самих обучающихся.

Более быстрому усвоению курсантами материальной части огнестрельного оружия способствует нетрадиционное средство обучения — кроссворды. На занятиях курсантам выдаются билеты и становится задача — ответить на поставленные вопросы. Процесс усвоения и запоминания учебного материала происходит быстро в игровой форме [4].

На учебных занятиях необходимо отрабатывать двигательные навыки для безопасного использования огнестрельного оружия. Это необходимо в служебной деятельности, когда к сотрудникам предъявляются повышенные требования к использованию оружия, например, во время массовых беспорядков или при захвате заложников. В этих случаях сотрудник должен уметь быстро оценить ситуацию, принять верное решение, а также нести ответственность за результативность стрельбы. Основываясь на вышесказанном, необходимо выработать новую концепцию обучения стрельбе, так как приказ Минюста России от 26 февраля 2006 года № 24 «Об утверждении курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников УИС» не соответствует современным требованиям.

При проведении занятий по огневой подготовке необходимо использовать современные стрелковые тренажеры, которые позволяют приобретать практические навыки в обращении с огнестрельным оружием. С помощью них тренировки можно проводить не только на занятиях, но и во время самостоятельной работы. В учебном процессе можно использовать стрелковые тренажеры «СКАТТ», а также интерактивный учебный комплекс. Принцип работы тренажера «СКАТТ» заключается в том, что стрелок закрепляет на оружии датчик, который постоянно следит за перемещениями орудия. Информация поступает в специальную программу на компьютере, где фиксируется в виде пробоины. Таким образом, стрелок может выявить свои ошибки в момент прицеливания и выстрела. Использование данного тренажера экономит расход боеприпасов. Его единственным недостатком является отсутствие отдачи и звука выстрела. Достичь высоких результатов в стрельбе можно добиться с помощью учебных комплексов. В стрелковой галерее устанавливается износостойкий мишенный экран из самозатягивающейся вакуумной резины, который также выполняет функцию противорекошетной шторки. Аппаратно-программный комплекс обеспечивает формирование изображений или интерактивных видеосюжетов и их проецирование на мишенный экран. При попадании пули в мишенный экран электронная система определяет место попадания в режиме реального времени. Вся информация о результатах стрельбы выводится на монитор руководителя стрельб, а также на стрелковые места, оборудованные мониторами и ПК.

Интерактивный мишенный комплекс огневой подготовки закрепляет ранее полученные навыки и предназначен для обучения различным упражнениям и практическим ситуациям, максимально приближенным к реальным условиям оперативно-служебной деятельности в УИС с применением боевого огнестрельного оружия [5].

Практика показывает, что совместное использование данных тренажеров даёт устойчивый положительный результат. Для сравнения приведем результаты выполнения учебных стрельб из пистолета Макарова двумя учебными группами, имеющими одинаковый уровень подготовки. С одной учебной группой проводилась стрелковая тренировка на тренажерах перед стрельбами (результаты отображаются в таблице 1).

Таблица 1

Оценочный показатель

Оценки, полученные на тренажере (количество)

Оценки, полученные при стрельбе из ПМ

Неудовлетворительно

0

3

Удовлетворительно

8

11

Хорошо

11

7

Отлично

6

4

С другой тренировка не проводилась (результаты отображаются в таблице 2).

Таблица 2

Оценочный показатель

Оценки, полученные на тренажере (количество)

Оценки, полученные при стрельбе из ПМ

Неудовлетворительно

-

8

Удовлетворительно

-

10

Хорошо

-

5

Отлично

-

2

Сравнивая результаты учебных стрельб, можно сделать вывод о том, что результаты в значительной мере зависят от уровня предварительной подготовки.

Совершенствование в стрельбе связано не только с физическими, но и с психическими процессами: памятью, вниманием, мышлением и другими. Их развитие благоприятно сказывается и на других сторонах подготовленности сотрудников.

Таким образом, использование новейших стрелковых тренажеров, методик является перспективным и приоритетным направлением профессиональной подготовки. Использование стрелкового оружия нашло широкое применение в различных сферах деятельности, поэтому образовательные аспекты подготовки обучающихся должны соответствовать развитию инновационных технологий. Это поможет совершенствованию техники стрельбы, а также подготовке будущих сотрудников к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Литература:

  1. Медвецкий А. Ф. Инновационные технологии и процесс активизации познавательной активности курсантов // Пути дальнейшего повышения эффективности и качества образовательного процесса в высшей школе: Материалы Всероссийской научно-практическая конф. 6–7 февраля 2003 г. Самара. 2003. С. 30
  2. Фроленков В. Н. Использование тренажерных технологий по огневой подготовке как гарант профессиональных навыков владения табельным оружием // Актуальные проблемы обеспечения личной безопасности сотрудников правоохранительных органов при выполнении оперативно-служебных задач. Сборник материалов регионального круглого стола. Орел: Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. В. Лукьянова. 2019. С. 146–150.
  3. Гофман А. А. Огневая подготовка в уголовно-исполнительной системе: Учеб.-метод. пособие /Под общ. ред. А. В. Воронкова; Федеральная служба исполнения наказаний, Владимирский юридический. Институт Федеральной службы исполнения наказаний. Владимир. 2011.
  4. Хвастунов А. А. Обучение стрельбе из пистолета с учетом особенностей применения табельного оружия сотрудниками органов внутренних дел. 1996. C. 7–8.
  5. Калуцкий И. Н. Опыт использования электронных стрелковых тренажеров, интерактивного, лазерного и мультимедийных тиров для огневой подготовки в УИС // Актуальные вопросы физической, боевой и тактико-специальной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: Сборник материалов 3-го Международного научно-практического семинара. Вологда, 27–28 апр. 2011 г. Вологда. 2012. Ч. 2. С. 27.
Основные термины (генерируются автоматически): огнестрельное оружие, огневая подготовка, образовательный процесс, стрельба, тренажер, учебный процесс, мишенный экран, оценочный показатель, самостоятельная работа, стрелковое оружие.


Похожие статьи

Задать вопрос