Профессиональное развитие молодого учителя средствами конкурсного движения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Профессиональное развитие молодого учителя средствами конкурсного движения / С. С. Цыбульская, А. А. Коновалова, С. М. Сайдалиева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 309-311. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115450/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье актуализируются возможности профессиональных конкурсов в стимулировании и обеспечении профессионального развития молодых учителей. Подробно описывается порядок проведения регионального этапа Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в Белгородской области».

Ключевые слова : конкурс, региональный этап, Всероссийский конкурс, конкурсное испытание, педагогическое мастерство, Белгородская область.

Конкурс — это соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа участников. Конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов, как открытое массовое педагогическое соревнование учителей.

Всего в российских школах заняты 2,17 млн человек, в том числе 1,35 млн педагогических работников, из них 1,08 млн — учителя, среди которых 150 000 — моложе 30 лет. 64 % преподавателей работают в городских школах, 36 % — в сельских [4].

По закону российские педагоги обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень. За последние три года, согласно исследованию ВШЭ, повышение квалификации прошли 74,3 % учителей, а не участвовали ни в каких мероприятиях профессионального развития менее 1 % [2].

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, поэтому российской школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста. Молодому учителю, в силу малого опыта работы, трудно самому оценить степень своего профессионализма. В этом ему помогают конкурсы профессионального мастерства.

Конкурсы педагогического мастерства — это не только соревнование, но и возможность общения с другими учителями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне. Ни для кого не секрет, что участие в конкурсах — важный критерий результативности работы учителя при аттестации. Но самое главное, увеличивается самоуважение участника конкурса, повышается внутренняя самооценка, меняется внутренний мир педагога: «Я это могу», «Я это сделал» [1].

Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы.

Что же он получает? В первую очередь:

— развитие творческого потенциала;

— приобщение к исследовательской деятельности;

— развитие компетенций педагогов, развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, а также стремления к самосовершенствованию, самопознанию;

— немаловажным плюсом является внедрение новых педагогических технологий в свою деятельность, а, следовательно, повышение результативности обучения;

— благодаря конкурсам повышается рейтинг не только отдельного педагога, но и школы в целом и др. [3].

Наиболее системным конкурсом, создающим условия для презентации молодыми педагогами собственных достижений в Белгородской области, является региональный этап Всероссийского конкурса «Педагогический дебют». Конкурс проводится в целях развития творческого потенциала и самореализации молодых педагогических работников и направлен на создание условий для самовыражения творческой и профессиональной индивидуальности, реализации личностного потенциала молодых педагогов, привлечение внимания органов исполнительной власти региона и местного самоуправления, всех заинтересованных организаций, средств массовой информации, широкой педагогической и родительской общественности к проблемам молодых учителей. Региональный этап Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» как отдельный конкурс в Белгородской области проводится с 2023 года, ранее (с 2012 г. по 2022 г.) проводился в рамках регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России», номинация «Педагогический дебют». Участники, прошедшие данный конкурс, подтверждают, что конкурс способствовал не только повышению их профессиональных качеств, систематизации знаний и методик преподавания, но и стал социальным лифтом. За 12 лет на муниципальном и региональном уровнях в нем приняли участие более 3 000 молодых педагогов (на региональном этапе конкурс ежегодно объединяет более 20 участников), стаж которых не превышает 3-х лет.

«Педагогический дебют» — один из самых значимых профессиональных конкурсов педагогического мастерства, проводимых в Белгородской области, и является единственным конкурсом, проводимым среди молодых педагогов. Участие в конкурсе способствует совершенствованию методического уровня, обмену лучшими практиками. Поэтому «Педагогический дебют» — это старт для профессионального роста молодого педагога.

Конкурс организуется в три тура. Первый (заочно-очный) тур включает следующие конкурсные испытания: «Медиавизитка», «Образовательный проект» и «Урок».

Конкурсное испытание «Медиавизитка» проводится с 2022 года, где участники, используя творческий и креативный потенциал, представляют интересные видеоролики о себе, своих профессиональных достижениях и общеобразовательном учреждении.

Представляя свой «Образовательный проект», конкурсанты демонстрируют культуру проектирования в образовании, видение современных проблем и возможных путей их решения средствами образования. Тема образовательного проекта определяется участником самостоятельно. Главное условие — представленный проект должен быть актуальным, реалистичным, содержательным и жизнеспособным.

В рамках конкурсного испытания «Урок» оценивается уровень профессионального мастерства конкурсанта. Цель данного конкурсного испытания — раскрытие конкурсантами своего профессионального потенциала в условиях планирования, проведения и анализа эффективности учебного занятия (урока), проявление творческого потенциала, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации, знания своего предмета и способности выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни. Возрастная группа (класс), в которой будет проводиться урок, тема урока выбираются конкурсантом самостоятельно в соответствии с календарно-тематическим планированием учителя общеобразовательной организации, утвержденной в качестве площадки проведения конкурса. Непосредственно перед проведением урока конкурсантам необходимо обосновать применение используемых методических подходов, приемов и технологий в соответствии с заявленной темой и целевыми ориентирами урока.

Второй (очный) тур включает 2 конкурсных испытания: «У меня это хорошо получается» и «Публичное выступление».

Целью конкурсного испытания «У меня это хорошо получается» является выявление лучшего педагогического опыта и инновационных практик, осмысление и осознание педагогом — участником конкурса своей деятельности в рефлексивном ракурсе, в перспективе и ретроспективе собственного профессионального роста.

Формат конкурсного испытания «Публичное выступление» предполагает открытое выступление участников конкурса, в рамках которого каждый демонстрирует свои способности к активному и эффективному позиционированию педагогически целесообразных идей и подходов в выявлении и решении современных социокультурных проблем образования. В своих выступлениях молодые учителя делятся большим количеством оригинальных идей и ярких мыслей. Все представленные конкурсантами темы актуальны и интересны.

Третий (очный) тур включает одно финальное конкурсное испытание регионального этапа Всероссийского конкурса «Педагогический дебют — 2023» — «Пресс-конференция «Вопрос молодому педагогу».

Конкурсное испытание «Вопрос молодому педагогу» представляет собой демонстрацию способностей участников третьего (очного) тура конкурса к конструктивному диалогу со всеми участниками образовательных отношений и представителями общественности по актуальным вопросам развития образования. Проводится в формате пресс-конференции, в ходе которой участники третьего (очного) тура конкурса отвечают на вопросы интервьюеров. Общение интервьюеров с участниками третьего (очного) тура, последовательность вопросов и ответов регламентируются модератором.

Таким образом, общеобразовательным учреждениям важно предусмотреть систему мероприятий по мотивированию молодых педагогов для их участия в конкурсах профессионального мастерства.

Ведь педагоги, участвующие в конкурсах, часто становятся агентами изменений, внедряя инновационные подходы в своих учебных заведениях. А применение новых методик и идей, отточенных в процессе подготовки к конкурсам, в свою очередь улучшает качество обучения и вовлеченность учащихся [5].

Процесс подготовки и участия в конкурсе требует самодисциплины, организованности, умения работать в команде и под давлением, а также поиску творческих и оригинальных решений, способствуя развитию личных качеств и развитию инновационного мышления, важных для любого педагога. Важно отметить, что конкурсы предоставляют уникальную возможность получить конструктивную критику и оценку работы от коллег и экспертов в области образования, а конкуренция стимулирует педагогов изучать новые темы, осваивать инновационные педагогические технологии и улучшать свои профессиональные навыки, что может способствовать карьерному росту.

Литература:

  1. Пахомова, Е. М., Дуганова, Л. П. Учитель в профессиональном конкурсе: учеб.‐методич. пособие. — Москва: АПКиППРО, 2022. — 168 с.
  2. Школьное образование в контексте национальных целей и приоритетных проектов: аналитический доклад / Т. А. Мерцалова, С. Г. Косарецкий, К. М. Анчиков и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Москва: НИУ ВШЭ, 2022. — 96 с.
  3. Пискунова Е. В. Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагогов // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия «Психология». — 2021. — Вып. 1 (45).
  4. Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации за 2022 год, Минпросвещения [сайт]. — URL: https://docs.edu.gov.ru/document/46c757bcd3f07ca6eaa62d46d7b3bd2a/
  5. Бородачева, О. В. Как замотивировать педагогов участвовать в профессиональных конкурсах / О. В. Бородачева. — Текст: электронный // каменный город: [сайт]. — URL: https://eduregion.ru/k-zhurnal/kak-zamotivirovat-pedagogov-uchastvovat-v-professionalnykh-konkursakh/ (дата обращения: 07.06.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): конкурс, региональный этап, Всероссийский конкурс, Белгородская область, конкурсное испытание, педагогическое мастерство, молодой педагог, педагог, творческий потенциал, профессиональное мастерство.


Ключевые слова

педагогическое мастерство, конкурс, Белгородская область, региональный этап, Всероссийский конкурс, конкурсное испытание

Похожие статьи

Организационно-методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства в Белгородской области

В статье раскрывается система работы по организационно-методическому сопровождению конкурсного движения в Белгородской области.

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Конкурсное движение научной направленности как социальная технология выявления талантливой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и внедрения конкурсного движения научной направленности в сферу среднего профессионального образования Хабаровского края.

Актуальные вопросы подготовки к Московской метапредметной олимпиаде «Не прервется связь поколений» и участия в ней

В статье раскрывается роль и значимость патриотического воспитания среди подрастающего поколения, рассматриваются основные подходы и особенности создания олимпиадной конкурсной работы, приведен пример работы участника- победителя конкурса.

Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций

Статья посвящена роли предметной олимпиады при изучении технических дисциплин как прогрессивного метода обучения. Раскрыто значение и возможности олимпиады для формирования профессиональных компетенций, а также охарактеризованы условия эффективного е...

Профессиональное самоопределение обучающихся СПО на этапе выбора профессионального пути (на примере специальности 13.02.11)

В статье описываются условия для осознанного профессионального самоопределения обучающимися и раскрытия их индивидуальных способностей. Приводится авторский чек-лист, который сможет выполнить роль профессионального навигатора для студенческой молодеж...

Социологическая диагностика реализации государственной поддержки музыкально одаренной молодежи Белгородской области

В данной работе рассмотрена проблема эффективности реализации государственной поддержки музыкально одаренной молодежи Белгородской области. Приведены результаты социологического опроса молодежи. Представлены ключевые положения анализа полученных данн...

Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Маршрут Великой Победы» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Квест-игра «Математический Бум» для обучающихся системы среднего профессионального образования: методика организации и проведения

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование и развитие перспективных профессиональных компетенций и гибких навыков у обучающихся через разработку и реализацию флагманских образовательных программ» на базе КГ...

Формирование представлений младших школьников об инженерной профессии как прорывная стратегия развития технического образования Хабаровского края

Статья посвящена описанию эмпирических результатов психолого-педагогического исследования, цель которого заключается в определении влияния учебных задач технической направленности на формирование представлений младших школьников об инженерной професс...

Похожие статьи

Организационно-методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства в Белгородской области

В статье раскрывается система работы по организационно-методическому сопровождению конкурсного движения в Белгородской области.

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Конкурсное движение научной направленности как социальная технология выявления талантливой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и внедрения конкурсного движения научной направленности в сферу среднего профессионального образования Хабаровского края.

Актуальные вопросы подготовки к Московской метапредметной олимпиаде «Не прервется связь поколений» и участия в ней

В статье раскрывается роль и значимость патриотического воспитания среди подрастающего поколения, рассматриваются основные подходы и особенности создания олимпиадной конкурсной работы, приведен пример работы участника- победителя конкурса.

Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций

Статья посвящена роли предметной олимпиады при изучении технических дисциплин как прогрессивного метода обучения. Раскрыто значение и возможности олимпиады для формирования профессиональных компетенций, а также охарактеризованы условия эффективного е...

Профессиональное самоопределение обучающихся СПО на этапе выбора профессионального пути (на примере специальности 13.02.11)

В статье описываются условия для осознанного профессионального самоопределения обучающимися и раскрытия их индивидуальных способностей. Приводится авторский чек-лист, который сможет выполнить роль профессионального навигатора для студенческой молодеж...

Социологическая диагностика реализации государственной поддержки музыкально одаренной молодежи Белгородской области

В данной работе рассмотрена проблема эффективности реализации государственной поддержки музыкально одаренной молодежи Белгородской области. Приведены результаты социологического опроса молодежи. Представлены ключевые положения анализа полученных данн...

Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Маршрут Великой Победы» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Квест-игра «Математический Бум» для обучающихся системы среднего профессионального образования: методика организации и проведения

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование и развитие перспективных профессиональных компетенций и гибких навыков у обучающихся через разработку и реализацию флагманских образовательных программ» на базе КГ...

Формирование представлений младших школьников об инженерной профессии как прорывная стратегия развития технического образования Хабаровского края

Статья посвящена описанию эмпирических результатов психолого-педагогического исследования, цель которого заключается в определении влияния учебных задач технической направленности на формирование представлений младших школьников об инженерной професс...

Задать вопрос