Обзор влияния аудиовизуальной стимуляции на работу мозга во время стресса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 25.05.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Катулин, А. А. Обзор влияния аудиовизуальной стимуляции на работу мозга во время стресса / А. А. Катулин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 673-675. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114736/ (дата обращения: 28.06.2024).



Обзор влияния аудиовизуальной стимуляции на работу мозга во время стресса

Катулин Андрей Алексеевич, студент магистратуры

Челябинский государственный университет

Рассматривается феномен стресса, этапы его формирования. Также описываются стадии протекания стресса и последствия его на организм. Описывается физиологическая составляющая стрессового состояния. Приводится описание метода аудиовизуальной стимуляции, её влияние на работу мозга и, как следствие, снижение стрессового состояния.

Ключевые слова: стресс, аудиовизуальная стимуляция, биоритмы, хронический стресс, стадии стресса, майнд-машина.

The phenomenon of stress and the stages of its formation are considered. The stages of stress and its consequences on the body are also described. The physiological component of the stressful state is described. A description of the method of audiovisual stimulation, its effect on brain function and, as a result, reduction of stress is provided.

Keywords: stress, audiovisual stimulation, biorhythms, chronic stress, stages of stress, mind machine.

В настоящий момент тема стресса в обществе поднимается с каждым днём всё чаще. Связано это со множеством факторов, в том числе к ним относятся социальное давление, высокие требования, предъявляемые к людям, находящимся в бизнес-среде, обучение в вузе, отношения внутри малой группы по типу семьи и т. д. Как можно заметить, стресс явление распространённое. Однако это не делает его менее опасным для человека.

Хронический стресс встречается столь же часто и является логическим последствием затяжного стрессового периода в жизни человека. С точки зрения влияния на организм стресс может вызвать учащённое сердцебиение, повышенное артериальное давление, появляется состояние бессонницы. Психика в этот момент так же находится под его воздействием, что вызывает тревогу, усталость и как следствие отсутствие интереса к привычным делам.

Существует довольно много разнообразных способов борьбы со стрессовым состоянием. В данной статье мы рассмотрим один из них — воздействие аудиовизуальной стимуляции. Она осуществляется посредством майнд-машины, которая состоит из блока управления, наушников и тёмных очков со встроенными в них светодиодами.

Для того, чтобы разобраться в механизме действия аудиовизуальной стимуляции на человеческий организм, рассмотрим прежде то, как протекает стресс.

Стресс в большинстве теоретических взглядов представляет собой неспецифическую реакцию организма на внешний или внутренний раздражитель. Неспецифический компонент, входящий в реакцию на стрессор, который является воздействием, то есть фактором окружающей среды, природной или социальной, либо фактором внутренней среды организма, представляет собой общий адаптивный синдром (ОАС) [2]. Суть данного механизма заключается в следующем: на организм человека происходит воздействие определённого раздражителя, после чего наступает оценка сложившейся ситуации (в данном моменте задействованы подкорковые центры лимбической системы, а именно гипоталамус и миндалины, и кора больших полушарий). Далее происходит интерпретация, после чего наступает непосредственно реакция.

Помимо этого, существует три основные стадии стресса, открытые Г. Селье:

  1. Стадия тревоги.
  2. Стадия резистентности.
  3. Стадия истощения.

Стадия тревоги характеризуется мобилизацией организма всех сил на борьбу со стрессором. Происходит выброс гормонов адреналина и кортизола, что приводит к учащению сердцебиения, повышению артериального давления и усилению дыхания. На стадии резистентности организм мобилизует все накопленные ресурсы, активируются защитные механизмы. Ресурсы постепенно заканчиваются, что приводит в третьей стадии — истощению. Истощение характеризуется нарушением регуляции защитно-приспособительных механизмов борьбы с пагубными стрессовыми воздействиями. Адаптационные возможности организма в период перманентного стресса истощаются и возможности прибегнуть к саморегулирующим механизмам уже не предоставляется. Вследствие чего наступают функциональные и морфологические изменения в организме.

Как можно заметить, затяжной, хронический стресс может привести к истощению организма, что влечёт за собой куда более серьёзные последствия, не только усталость и апатию, но и риск развития неврозов и пограничных состояний.

Стресс с физиологической точки зрения сопровождается активацией симпатической нервной системы, что сопровождается выбросом стрессовых гормонов и изменением мозговой активности. Данный факт приводит к тому, что появляется чувство тревоги и страха Стресс также может привести к снижению активности в префронтальной коре, которая отвечает за внимание, память и принятие решений. Снижение активности в префронтальной коре может привести к трудностям в концентрации и принятии решений.

Одним из эффективных методов преодоления стрессового состояния является аудиовизуальная стимуляция. Ритмическая аудиовизуальная стимуляция — это воздействие стимулами различных модальностей (световыми, звуковыми) на частоте биоритмов мозга, что позволяет воздействовать на биологическую активность мозга и функциональное состояние отдельных систем организма [1, с.90]. Аудиовизуальная стимуляция влияет на уровень активации коры головного мозга через моделирующие системы мозга, а счёт чего формируется биоэлектрическая активность коры. Это способно повлиять на психофизиологическое состояние организма.

Основной эффект, который достигается путём применения аудиовизуальной стимуляции, — принудительное введение человека в определённые состояния (медитации, бодрости, релаксации). Принцип действия этих устройств основан на явлении, открытом еще на заре появлении электроэнцефалографии (ЭЭГ, EEG), — в 40-е годы двадцатого столетия. В основе данного явления лежит синхронизация электрических импульсов головного мозга и внешних стимулов — ритмические звуки и вспышки света, воспроизводимые в естественном диапазоне ритмов мозга.

Головной мозг — это сложная система, которая имеет различные режимы активности, называемые биоритмами. Биоритмы мозга — это электрические импульсы, которые проходят через мозг и определяют его текущее состояние. Всего существует пять биоритмов:

– Дельта-ритм (0,5–4 Гц) — это состояние сна и глубокой релаксации.

– Тета-ритм (4–8 Гц) — это состояние глубокой медитации и визуализации.

– Альфа-ритм (8–12 Гц) — это состояние расслабления и сосредоточенности.

– Бета-ритм (12–30 Гц) — это состояние бодрствования и активности.

– Гамма-ритм (30–100 Гц) — это состояние высшей активности мозга и концентрации.

Механизм действия аудиовизуальной стимуляции направлен на принудительное изменение текущего биоритма человека.

Техника включает использование специальных темных очков со встроенными светодиодами и наушников, которые передают световые и звуковые сигналы в мозг. Эти сигналы синхронизируются с биоритмами мозга и могут помочь переключить мозг на нужное состояние, что позволяет достичь желаемого эффекта. Например, если необходимо улучшить сон, аудиовизуальная стимуляция может использовать дельта-волны, чтобы помочь быстрее заснуть и глубже спать. Если есть потребность в повышении концентрации, то аудиовизуальная стимуляция может использовать альфа-волны, чтобы помочь расслабиться и сконцентрироваться на задаче.

Одним из способов эффективного воздействия является воздействие на тревожное состояние. Некоторые исследования показали, что аудиовизуальная стимуляция способствует регуляции сна и снижает уровень боли. Также, она благотворно влияет на настроение и повышает уровень энергии.

Помимо прочего использование аудиовизуальной стимуляции является безопасным, так как не её действие укладывается в рамки естественного функционирования организма. Происходит лишь перестройка необходимого на данный момент биоритма, так человек, находящийся в состоянии тревоги и стресса, может принудительно перестроить биоритмы своего мозга на те, которые будут отвечать за концентрацию и спокойствие.

Противопоказаний у майнд-машины также немного. К ним относятся: эпилепсия, психические заболевания, наличие кардиостимулятора, алкогольные и наркотические опьянения, лихорадочные состояния.

Таким образом, был рассмотрен такой метод борьбы со стрессом, как аудиовизуальная стимуляция, которая оказывает антистрессовое воздействие путём изменения естественных биоритмов. Происходит принудительная перестройка на более спокойную ритмическую частоту, что непосредственно влияет на общее состояние организма человека.

Литература:

  1. Влияние аудиовизуальной стимуляции на психические и физиологические функции у спортсменов-легкоатлетов / М. С. Головин, Н. В. Балиоз, Р. И. Айзман, С. Г. Кривощеков // Физиология человека. — 2015. — Т. 41, № 5. — С. 90. — DOI 10.7868/S0131164615050045. — EDN UGEUHH.
  2. Одинцова, М. А. Психология стресса: учебник и практикум для вузов / М. А. Одинцова, Н. Л. Захарова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 299 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–05254–1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512070.
Основные термины (генерируются автоматически): аудиовизуальная стимуляция, стрессовое состояние, стресс, хронический стресс, EEG, биоритм мозга, головной мозг, механизм действия, принятие решений, работа мозга.


Ключевые слова

биоритмы, стресс, аудиовизуальная стимуляция, хронический стресс, стадии стресса, майнд-машина

Похожие статьи

Задать вопрос