Психологические особенности проявления посттравматического стрессового расстройства у участников боевых действий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 03.12.2023

Статья просмотрена: 556 раз

Библиографическое описание:

Попкова, Н. А. Психологические особенности проявления посттравматического стрессового расстройства у участников боевых действий / Н. А. Попкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 286-288. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108431/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье рассмотрены психологические особенности проявления посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у участников боевых действий. Отдельное внимание уделено психологическим особенностям военнослужащих, находящихся в зоне боевых действий, и факторам, влияющим на их психологическое состояние. Приводятся данные последних зарубежных и отечественных исследований специфики проявления ПТСР у участников боевых действий.

Ключевые слова: посттравматическое стрессовое расстройство, боевые действия, участник боевых действий, военнослужащий, симптомы, жалобы, психотерапия.

За всю историю существования человечества не было не только ни одной эпохи, а, пожалуй, ни одного дня без того, чтобы в какой-либо точке земного шара не происходило вооружённых столкновений. Вне зависимости от масштаба такого столкновения, война — это всегда травмирующее событие, оказывающее сильное психологическое воздействие на всех, кто в неё вовлечён прямо или косвенно. Однако наиболее сильное влияние испытывают на себе военнослужащие — непосредственные участники боевых действий.

Травмирующие события, связанные с участием в боевых действиях, отличаются особой тяжестью, так как в отличие от других стрессовых ситуаций, пережитая военнослужащим, побывавшим на передовой, травма имеет отдалённые долгосрочные последствия.

Долгосрочность таких последствий, по мнению А. Л. Пушкарёва, объясняется одновременным воздействием на военнослужащего, находящегося в зоне боевых действий, целого ряда факторов [5]:

— явной угрозы жизни и здоровью, переживание которой происходит на сознательном уровне, но при этом базируется на глубинном страхе смерти;

— постоянного нахождения в стрессовом состоянии из-за необходимости убивать самому и видеть, как гибнут сослуживцы;

— специфичности боевой обстановки, которая проявляется в необходимости стремительно принимать решения и действовать в условиях неопределённости и непредсказуемости;

— фрустрированности базовых физиологических потребностей;

— нарушении привычных географических и климатических условий (этот фактор оказывает влияние даже в тех случаях, когда участник боевых действий находится на территории своего постоянного проживания, так как в результате боевых действий меняется рельеф местности, температура и состояние воздуха, почвы и т. д.).

У участников боевых действий имеются определённые личностные особенности, совокупность которых образует психологический портрет, как собирательный образ включающий типичные черты и свойственные большинству закономерности. Одной из главных отличительных черт личности участника боевых действий является его картина мира — система нравственных представлений о действительности, социально-политических знаний и убеждений, в которой на первый план выступают чувство патриотизма и осознанная верность воинскому уставу. Другими словами, нравственный облик военнослужащего образуется, прежде всего, из уважения к государству и его законам, приоритета интересов государства, готовности исполнять приказы, требующие действий по защите государства, обеспечению безопасности его граждан и неприкосновенности его границ [4].

А. Г. Караяни в своих работах по военной психологии отмечает, что к личности военнослужащего предъявляются определённые требования, а именно: военнослужащий должен обладать такими качествами, как дисциплинированность, бдительность, смелость, стрессоустойчивость, гибкость мышления [3]. Именно эти качества призваны обеспечить военнослужащему способность к выполнению боевых задач, они являются не только фундаментальной основой его характера, но и внутренним ресурсом, необходимым для выживания в экстремальных условиях боевых действий.

В диссертационном исследовании Е. В. Снедкова отмечается, что каждое проявление деятельности военнослужащего при выполнении поставленных перед ним задач отражает его личность и индивидуальность через призму системы потребностей, иерархическая структура которой отличается своеобразием [7]. Удовлетворение базовых физиологическим потребностей в условиях боевой обстановки, как говорилось выше, часто оказывается затруднительным, и, тем не менее, это не оказывает влияния на выполнение военнослужащим боевых задач, на первый план у него выступают потребности более высокого уровня.

Кроме того, отмечается, что в условиях боевой обстановки у военнослужащего происходит мобилизация всех резервов психики, что позволяет активно действовать, верно и точно выполнять поставленные задачи. Противоположным состоянием является состояние пассивности, предшествующее бою и характеризующееся преобладанием процессов торможения, малым количеством совершаемых действий Чтобы выжить в боевой обстановке, психика военнослужащего должна максимально адаптироваться к требованиям боя и режиму боевой жизни. При высокой боевой активности военнослужащий старается активировать всю свою энергию с целью верного и точного выполнения поставленной задачи. Противоположное активности влияние на организм оказывает состояние предбоевой пассивности, оно характеризуется медленным темпом нервного возбуждения, малым числом действий [7].

Ввиду того, что боевая обстановка является специфической стрессовой ситуацией, все, без исключения, военнослужащие, когда-либо принимавшие участие в локальных или масштабных вооружённых конфликтах, в той или иной степени, переживают такое расстройство адаптации, как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

В. Г. Ромек утверждает, что личность военнослужащего имеет решающее значение в возникновении и протекании ПТСР [6]. По его мнению, психика военнослужащего, участвующего в боевых действиях, подвергается травмированию в тех случаях, когда участник боевых действий не справляется с принятием ситуации в эмоциональном плане. При наличии таких личностных черт, как неуверенность в себе, тревожность, пессимизм, нерешительность, военнослужащий оказывается неспособным адаптироваться к реальной действительности боевой обстановки, к сопутствующим тяготам и лишениям.

Исследователь выделяет некоторые типы личности участников боевых действий [6]:

— компенсированные личности, испытывающие небольшую потребность в моральной поддержке со стороны ближайшего окружения (семьи, друзей);

— личности с лёгкой дезадаптацией, которая устраняется при наличии поддержки со стороны родственников и друзей, коллег, а также профессиональной психотерапевтической помощи;

— личности со средней степенью дезадаптации, постоянно пребывающие в состоянии тревоги, переживающие страх, следствием чего может быть повышенная агрессивность и неадекватное реагирование в различных ситуациях, нуждающиеся в комплексной терапии, в том числе, фармакологической коррекции;

— личности с тяжёлой дезадаптацией, у которых диагностируются трудно корректируемые психические расстройства (длительная депрессия, суицидальные мысли и т. д.), чаще всего связанные с наличием физических травм и увечий, приведших к инвалидности и сопутствующему комплексу неполноценности.

Вариативность проявления ПТСР у участников боевых действий и разные степени тяжести переживания этого расстройства обусловливают необходимость в его дальнейшем детальном исследовании с целью поиска эффективных методов и средств медикаментозной помощи и психотерапии. Об активности научных исследований в этой области свидетельствует регулярное появление в специализированных периодических изданиях соответствующих научных публикаций зарубежных и отечественных исследователей.

Так, например, в 2021 году коллективом учёных Калифорнийского университета психиатрии были опубликованы результаты лонгитюдного исследования различий в уровнях нейротрофического фактора мозга (BDNF) в сыворотке в поперечном разрезе между группами ветеранов, подвергшихся боевой травме, с ПТСР и без него [8]. Выборку составили 270 ветеранов боевых действий в возрасте от 25 до 41 года включительно. Гендерный состав выборки: 85 % мужчин и 15 % женщин. На протяжении шести лет у участников исследования наблюдалась устойчивая тенденция к превышению нормативных показателей BDNF в сыворотке, из чего следует, что высокий BDNF является значимым маркером наличия у участников боевых действий хронического ПТСР, который позволяет диагностировать его на биологическом уровне, вне зависимости от характера и тяжести симптоматики, проявляющейся во внешнем плане.

Ещё одна группа американских учёных провела обследование более трёх тысяч американских ветеранов боевых действий в возрасте от 60 лет [10]. Результаты исследования наглядно продемонстрировали исключительно широкую распространённость ПТСР у данного контингента (92,7 % от общей численности выборки). Среди событий, оказавших травмирующее воздействие на участников боевых действий, участниками исследования чаще всего назывались сами боевые действия, физическое насилие, сексуальное насилие, тяжёлые травмы и заболевания. Самыми распространёнными симптомами ПТСР являлись депрессивные расстройства, девиации по типу саморазрушающего и аддиктивного поведения, суицидальные мысли и действия. Среди особо информативных результатов данного исследования можно так же назвать полученные от большинства обследованных сведения о нарушениях в функционировании когнитивных процессов (снижение активности и продуктивности памяти, внимания, мышления и др.) и общем физическом состоянии (недостаток сил и выносливости и др.).

В конце 2022 года были опубликованы результаты обследования французскими учёными действующих военнослужащих и ветеранов боевых действий, проходивших лечение от ПТСР [9]. В статье заявлено, что посттравматическое стрессовое расстройство — серьёзная проблема общественного здравоохранения. По утверждению авторов статьи, больше всего участники боевых действий, у которых диагностировано ПТСР, страдают от инсомнии в целом и ночных кошмаров, содержание которых основывается на травмирующих событиях, в частности. Травматические ночные кошмары зафиксированы у 93,5 % военнослужащих и ветеранов боевых действий с ПТСР. Частота таких кошмаров составила в среднем 4,7 сновидений в неделю. При этом авторами исследования акцентируется внимание на репликативном характере большинства ночных кошмаров, связанных с травмирующими событиями во время участия в боевых действиях. Другими словами, это повторяющиеся и осознаваемые кошмары, главная опасность которых состоит в том, что они очень сильно истощают нервную систему, которая во время сна оказывается в состоянии возбуждения, а не торможения. Это приводит к тому, что симптоматика ПТРС обостряется, вследствие того, что реалистичность ночных кошмаров заставляет участников боевых действий вновь и вновь переживать травмирующие события прошлого.

В статье Р. В. Кадырова и В. В. Венгер [2] обобщены и систематизированы работы зарубежных исследователей по проблеме психотерапии комплексного ПТСР. Среди самых эффективных методов психотерапии ПТСР авторами обзора называются когнитивно-поведенческая терапия, десенсибилизация и переработка движений глаз (ДПДГ), телесно-ориентированная терапия и арт-терапия. Самым распространённым подходом в психотерапии ПТСР на сегодняшний день является фазовый, ориентированный на травме подход, согласно которому немедикаментозная терапия комплексного ПТСР осуществляется поэтапно (по фазам): первая фаза — приведение пациента в состояние безопасности и стабильности явной симптоматики ПТСР; вторая фаза — проработка травматических воспоминаний через механизм конфронтации; третья фаза — интеграция травматичного опыта в нынешние условия жизни, в которых нет тех событий, которые привели к травме, и реабилитация последствий ПТСР.

В научной публикации А. В. Васильевой [1] представлена эволюция понимания ПТСР: от описания военных синдромов до выделения ПТСР в самостоятельную нозологию и появления комплексного ПТСР в качестве самостоятельного диагноза в МКБ-11. Подробно рассматриваются клинические проявления ПТСР и вопросы дифференциальной диагностики, эпидемиологии, гендерных различий. Представлены данные о разработке новых международных клинических рекомендаций по лечению тревожных расстройств, в том числе и ПТСР, описаны алгоритмы современной фармакотерапии и психотерапии с учётом результатов проведенных современных доказательных исследований. В качестве иллюстративного материала приводится клинический случай.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сформулировать вывод о том, что главными особенностями переживания ПТСР участниками боевых действий являются широкая вариативность проявлений как отдельных симптомов, так и симптомокомплексов, довольно слабая прогнозируемость времени первого проявления симптоматики ПТСР и продолжительности расстройства.

Литература:

  1. Васильева А. В. Посттравматическое стрессовое расстройство в центре международных исследований: от «солдатского сердца» к МКБ-11 / А. В. Васильева // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2022. — Т. 122. — № 10. — С. 72–81.
  2. Кадыров Р. В. Комплексное посттравматическое стрессовое расстройство: современные подходы к определению понятия, этиологии, диагностика и психотерапия / Р. В. Кадыров, В. В. Венгер // Психолог. — 2021. — № 4. — С. 45–59.
  3. Караяни А. Г. Военная психология: учебник и практикум для вузов / А. Г. Караяни. — М.: Юрайт, 2023. — 593 с.
  4. Орлова О. А. Практика работы психолога с участниками боевых действий. ПТСР. Методические рекомендации / О. А. Орлова. — Барнаул: Центр социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий, 2023. — 24 с.
  5. Пушкарёв А. Л. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия / А. Л. Пушкарёв, В. А. Доморацкий, Е. Г. Гордеева. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2000. — 112 с.
  6. Ромек В. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В. Г. Ромек, В. А. Конторович, Е. И. Крукович. — СПб.: Речь, 2004. — 256 с.
  7. Снедков Е. В. Боевая психическая травма (клинико-патогенетическая динамика, диагностика, лечебно-реабилитационные принципы): автореф. дисс. … д-ра мед. наук / Е. В. Снедков. — СПб., 1997. — 50 с.
  8. Gwyneth W. Y Wu, Owen M. Wolkowitz, Victor I. Reus et all. Serum Brain-Derived Neurotrophic Factor Remains Elevated After Long Term FollowUp of Combat Veterans with Chronic Post-Traumatic Stress Disorder // Psychoneuroendocrinology. 2021. Jul 22:134:105360. doi: 10.1016/j.psyneuen.2021.105360.
  9. Hulot J., Roseau J.-B., Gomez-Merino D., Chennaoui M., Saguin E. Clinical description of sleep and trauma-related nightmares in a population of French active-duty members and veterans with Post-Traumatic Stress Disorder // L’Encephale. 2022 Nov 21:S0013–7006(22)00240–8. doi: 10.1016/j.encep.2022.10.002.
  10. Moye J., Kaiser A. P., Cook J., Pietrzak R. H. Post-Traumatic Stress Disorder in Older U. S. Military Veterans: Prevalence, Characteristics, and Psychiatric and Functional Burden // The American Journal of Geriatric Psychiatry. 2022. Vol. 30, No. 5. P. 606–618. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jagp.2021.10.011.
Основные термины (генерируются автоматически): участник боевых действий, BDNF, боевая обстановка, военнослужащий, посттравматическое стрессовое расстройство, ветеран боевых действий, действие, зона боевых действий, личность военнослужащего, психика военнослужащего.


Похожие статьи

Теоретический анализ проблемы психологического сопровождения сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с посттравматическим стрессовым расстройством

В статье проводится теоретический анализ проблемы формирования посттравматического стрессового расстройства у сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедств...

Посттравматическое стрессовое расстройство и расстройства адаптации

Статья посвящена теоретическому анализу феномена расстройств адаптации. Рассмотрены сущность расстройств адаптации, причины возникновения, симптомы, виды и стадии расстройств адаптации. Отдельное внимание уделено посттравматическому стрессовому расст...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Особенности психосоматических расстройств в подростковом возрасте

В данной статье рассмотрено понятие психосоматических расстройств, их особенности и влияние на развитие ребенка. Также в работе отмечены особенности детско-родительских отношений и индивидуально-типологических свойств в подростковом возрасте, как фак...

Педагогический подход к рассмотрению проблемы стрессоустойчивости у обучающихся

В статье рассматриваются педагогические аспекты проблемы стрессоустойчивости. Актуальность данной темы вызвана тем, что в образовательных учреждениях обучающиеся не способны справляться с неожиданными ситуациями, не владеют стратегиями и способами пр...

Исследование зависимости уровня тревожности от психоэмоционального состояния студентов

Смена социальных отношений у студентов первого курса может представлять для них значительные трудности. Это связано с кардинальной сменой учебного процесса и привычного образа жизни. Студенты начинают испытывать тревожное состояние, становятся беспок...

О необходимости поворота на формирование субъектности курсанта как показателя его целостности

В статье раскрыта специфика военной службы как деятельности, характеризующейся высоким уровнем эмоционального напряжения и стресса. Определены уровни стрессоустойчивости курсантов в процессе обучения в военном вузе. Особое внимание уделено характери...

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка

В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения. Приведены показатели и структура социаль...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Похожие статьи

Теоретический анализ проблемы психологического сопровождения сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с посттравматическим стрессовым расстройством

В статье проводится теоретический анализ проблемы формирования посттравматического стрессового расстройства у сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедств...

Посттравматическое стрессовое расстройство и расстройства адаптации

Статья посвящена теоретическому анализу феномена расстройств адаптации. Рассмотрены сущность расстройств адаптации, причины возникновения, симптомы, виды и стадии расстройств адаптации. Отдельное внимание уделено посттравматическому стрессовому расст...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Особенности психосоматических расстройств в подростковом возрасте

В данной статье рассмотрено понятие психосоматических расстройств, их особенности и влияние на развитие ребенка. Также в работе отмечены особенности детско-родительских отношений и индивидуально-типологических свойств в подростковом возрасте, как фак...

Педагогический подход к рассмотрению проблемы стрессоустойчивости у обучающихся

В статье рассматриваются педагогические аспекты проблемы стрессоустойчивости. Актуальность данной темы вызвана тем, что в образовательных учреждениях обучающиеся не способны справляться с неожиданными ситуациями, не владеют стратегиями и способами пр...

Исследование зависимости уровня тревожности от психоэмоционального состояния студентов

Смена социальных отношений у студентов первого курса может представлять для них значительные трудности. Это связано с кардинальной сменой учебного процесса и привычного образа жизни. Студенты начинают испытывать тревожное состояние, становятся беспок...

О необходимости поворота на формирование субъектности курсанта как показателя его целостности

В статье раскрыта специфика военной службы как деятельности, характеризующейся высоким уровнем эмоционального напряжения и стресса. Определены уровни стрессоустойчивости курсантов в процессе обучения в военном вузе. Особое внимание уделено характери...

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка

В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения. Приведены показатели и структура социаль...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Задать вопрос