Классификация административных споров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 22.05.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Шмакова, К. Н. Классификация административных споров / К. Н. Шмакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 617-620. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114461/ (дата обращения: 28.06.2024).



В статье приводится теоретико-правовой аспект категории «административный спор»: анализируется его определение, называются признаки, позволяющие отличить его от иных видов правовых споров. В заключении формулируются выводы, направленные на расширение представления понятия административных споров, вытекающих из административных и административно-процессуальных отношений. Основные результаты.

Ключевые слова: система споров, административный спор, административно-правовые отношения, признаки административного спора.

The article presents the theoretical and legal aspect of the category of «administrative dispute»: its definition is analyzed, signs are called that make it possible to distinguish it from other types of legal disputes. In conclusion, conclusions are formulated aimed at expanding the concept of administrative disputes arising from administrative and administrative procedural relations. The main results.

Keywords: dispute system, administrative dispute, administrative and legal relations, signs of an administrative dispute.

Появление в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) [1] категории «административное дело» требует ее уяснения в свете узаконенного административного судопроизводства. Глубинный смысл данной категории лежит в юридической конструкции публично-правового спора, поскольку административные дела вытекают из таких споров. Термин «публично-правовые споры» впервые предложен Ю. А. Тихомировым [5]. Ученый понимал указанный вид споров как установленную законом процедуру рассмотрения уполномоченными органами притязаний публичного (общественного) характера.

Административные споры — это конфликты и споры, связанные с применением административного права и нормативных актов в сфере государственного и муниципального управления. Они возникают, когда граждане, юридические лица или органы власти не согласны с решениями, действиями или бездействием органов государственной власти, муниципальных органов или их должностных лиц, касающимися административных прав и обязанностей.

Содержание административного спора включает три основных элемента: стороны (субъекты), предмет и основания.

Одной из сторон в административном споре всегда выступает носитель государственной публичной власти (орган, должностное лицо). Между ним и частным лицом регулятивные административно-правовые отношения складываются на основе власти и подчинения. Сторонами могут выступать и два государственных органа, например, в спорах по вопросам компетенции.

Предметом административного спора являются субъективные права и обязанности, относительно которых в связи с принятым административным актом возникли разногласия, а также вопрос о законности самого административного акта. Кроме того, в предмет административного спора могут входить вопросы о нарушении административным актом законных интересов [3].

Основание административного спора — это фактическая сторона правового конфликта, которая обозначает различные по своему правовому действию обстоятельства спорной ситуации.

Факты основания можно условно подразделить на три группы:

– факты правовой характеристики спорных отношений между субъектами, свидетельствующие о юридическом характере спора;

– факты легитимации, определяющие стороны как участников конкретного административного спора;

– факты правопрепятствования, правонарушения, создающие «помехи» реализации прав и законных интересов граждан и нормальному функционированию объективного правопорядка [2, c. 10].

Административные споры могут разрешаться в административных судах или других органах, предназначенных для разрешения административных конфликтов. Решения, вынесенные в административных спорах, могут оспариваться и пересматриваться на более высоких уровнях, включая апелляционные и кассационные инстанции с помощью suvorov.legal. Эти споры играют важную роль в обеспечении соблюдения законности и прав граждан и организаций в отношениях с государственными и муниципальными органами.

Наибольшие трудности в правоприменительной практике вызывают механизмы разрешения административных споров, обусловленные разнообразными видами административных производств и необходимостью учета особенностей каждого вида административных споров при их разрешении. Прежде чем рассматривать понятие и особенности административных споров, следует отметить, что административный спор является производным от общетеоретической категории «спор», которая подробно изучена правовой наукой.

Признаки, характеризующие особенности административно-правовых отношений, в достаточной мере раскрыты в административно-правовой литературе. Эти особенности позволяют выделять административно-правовые споры из массы иных.

В качестве наиболее значимых из них остановимся на следующих.

  1. Первая характеристика связана с особенностями субъектов административно-правовых отношений, которые возникают при участии двух сторон: с одной стороны, частных лиц: физические (граждане, иностранцы, лица без гражданства, индивидуальные предприниматели) либо юридические; с другой, носитель публичной власти: орган государственного управления: исполнительной или иной власти (например, Центробанк, Центризбирком), орган местного самоуправления, государственные и муниципальные организации и учреждения, наделенные властными полномочиями (например, Пенсионный фонд России, Федеральный таможенный комитет и т. д.), их должностные лица.

Вместе с тем административно-правовое регулирование наряду с правоотношениями, возникающими между субъектами публичной власти и частными лицами (физическими или юридическими), охватывает и регулирование правоотношений, складывающихся лишь с участием носителей публичной власти, например, между органами исполнительной власти разного уровня либо одноуровневыми, но с различной территориальной, отраслевой или функциональной компетенцией [4].

  1. Предметом административных правоотношений выступает публично-правовое управленческое воздействие носителей публичной власти на общественные отношения как в целом, так и на поведение и статус отдельных лиц. 3. Объектом административно-правовых правоотношений являются административные права и обязанности, включая правовые нормы и нормативные акты, которые регулируют поведение сторон. Содержание исследуемых правоотношений выражается в административных актах, решениях и действиях органов государственной власти, которые призваны реализовывать заключенные в административном праве нормы.
  2. Административные правоотношения имеет специфические цели: обеспечение публичных интересов, населения, государственного управления и выполнения функций административного аппарата. Публично-правовое управленческое воздействие, выступающее средством реализации компетенции носителей публичной власти, направлено на обеспечение реализации субъективных публичных прав граждан и организаций, в связи с этим как минимум не должно их нарушать.

Таким образом, еще раз подчеркнем, особенности административных споров вытекают из сущности административных правоотношений, характеризующихся определенными признаками.

Административные споры в России могут охватывать широкий спектр вопросов, связанных с деятельностью органов власти, предпринимательской активностью, нарушениями законодательства, а также правами и обязанностями граждан и юридических лиц. Виды административных споров могут включать, но не ограничиваются следующими:

– Споры о взыскании налогов и сборов: включают в себя споры между налоговыми органами и налогоплательщиками по вопросам налогообложения, а также взыскания налоговых и иных обязательных платежей.

– Споры о лицензировании и разрешительной деятельности: касаются получения и отказа в выдаче лицензий, разрешений, сертификатов, а также их отмены или приостановления.

– Споры об административных правонарушениях: включают в себя дела об административных правонарушениях, такие как нарушения Правил дорожного движения, нарушения санитарных норм, нарушения в сфере торговли и многие другие.

– Споры об отмене нормативных правовых актов: Основаны на обжаловании нормативных актов власти, таких как постановления, распоряжения, приказы, которые считаются неправомерными.

– Споры о государственных контрактах и закупках: касаются исполнения и оспаривания государственных и муниципальных контрактов, а также закупок товаров, работ и услуг.

– Споры о правах граждан и юридических лиц: включают в себя споры о защите гражданских прав и свобод, споры между физическими и юридическими лицами, а также могут включать в себя дела о компенсации ущерба, клевете и др.

– Споры в сфере государственной и муниципальной службы: касаются трудовых отношений и правил государственной и муниципальной службы, включая споры о допуске к должности и увольнении. Споры о защите конкуренции: включают в себя дела о недобросовестной конкуренции, злоупотреблении доминирующим положением на рынке и другие антимонопольные споры. Споры в области интеллектуальной собственности: касаются защиты авторских прав, патентных прав, товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности. Споры о земельных и имущественных правах: включают в себя дела о правах на земельные участки, недвижимое имущество и другие имущественные споры.

– Споры о правах потребителей: включают в себя дела, связанные с правами и интересами потребителей, в том числе споры о качестве товаров и услуг. Споры о таможенных и внешнеторговых вопросах: охватывают вопросы таможенного контроля, внешней торговли, импорта и экспорта товаров. Это лишь общий обзор видов административных споров, и существует множество других специфических категорий споров в рамках административного судопроизводства.

В заключении еще раз подчеркнем. Признаки, характеризующие особенности административно-правовых отношений, отражают и особенности административно-правового спора. Именно свойства и специфика предмета административно-правовых отношений позволяет выделять административно-правовые споры из массы иных правовых споров. Изученные свойства относятся к общим особенностям административного спора, и помогают его определить как самостоятельный вид спора в правовой системе России и отличить от других видов споров.

Литература:

  1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ // Российская газета. — 2015. — 11 марта.
  2. Дивин, И. М. Административное судопроизводство по экономическим спорам: отдельные аспекты развития / И. М. Дивин. — М.: Статут, 2017. — 206 с.
  3. Несвит, Е. А. Административное судопроизводство: от сущности к расширению категорий дел / Е. А. Несвит // Российский судья. — 2019. — № 3. — С. 17–22.
  4. Овчаров, А. О. Современные правовые механизмы разрешения международных экономических споров / А. О. Овчаров, Л. Н. Иванова, Н. С. Мазин // Lex russica. — 2018. — № 3. — С. 143–152.
  5. Тихомиров, Ю. А. Публично-правовые споры / Ю. А. Тихомиров // Право и экономика. — 1998. — № 6. — С. 8–13.
Основные термины (генерируются автоматически): спор, публичная власть, отношение, лицо, орган, административное судопроизводство, государственная власть, государственное управление, интеллектуальная собственность, муниципальная служба.


Похожие статьи

Задать вопрос