Разработка мероприятий по предотвращению потерь (на примере торговой сети) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кожевникова, Е. Ю. Разработка мероприятий по предотвращению потерь (на примере торговой сети) / Е. Ю. Кожевникова, М. Б. Ребезов, А. Е. Кожемякина, В. В. Нагибина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 317-321. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6819/ (дата обращения: 18.11.2024).

Одной из проблем торговых сетей, которая может стать главной для розничной торговли в ближайшие годы и даже десятилетия, является борьба с потерями. С увеличением доли магазинов самообслуживания, укрупнением торговых предприятий, ростом штата и усложнением организационной структуры торговых предприятий — проблема потерь вышла на первые места. По статистике западноевропейской торговли сумма потерь сопоставима с 50 % прибыли предприятий розничной торговли от осуществления торговой деятельности [1]. Потери по своей сути можно разделить на две очень большие группы: Известные и неизвестные (см. рис.1).

Рис. 1. Виды потерь

Рассмотрим подробно известные потери. Известные потери — это потери, вызванные частичной либо полной утратой количественных или качественных характеристик товара в натуральном выражении, которые можно проконтролировать в единицу времени. К известным потерям можно отнести — списания просроченной продукции, списания некачественной продукции, потери на усушку, раструску, распыл, раскрошку продукции и т. д. В соответствии с западноевропейской и американской статистикой выявленные (известные) потери составляют 41 % от общего объема потерь. В России есть нормы естественной убыли, на которые еще ориентируются в своей работе магазины. Но были они разработаны не просто давно, а совершенно в другой ситуации ведения бизнеса и являются лишь каким-то сторонним ориентиром, а не цифрами, отражающими реальное положение дел [1].

Как бороться с таким количеством потерь? В первую очередь необходимо проанализировать в каких товарных группах и в каком соотношении проявляется динамика по известным потерям. Далее выявить причины известных потерь и разработать план мероприятий по их предотвращению. Хорошо продуманная программа предотвращения потерь — это не просто план, обеспечивающий безопасность работы магазина, а часть повседневной деятельности [2].

Предотвращение потерь — это рычаг, который обеспечит выполнение целевых показателей и планов по выполнению главной цели — прибыли. Анализируя результаты инвентаризаций в магазинах одной из крупных торговых сетей Уральского федерального округа мы наблюдаем динамику по потерям за 2011 год в разрезе регионов (рис.2):

Рис. 2. Динамика потерь за 2011г УРФО в разрезе регионов.

При региональном анализе потерь (известные и неизвестные), представленных на рисунках 3, 4, 5 мы видим, как меняются линии тренда в течение 2011 года:

Рис. 3. Динамика потерь за 2011 г. Пермь.

Рис. 4. Динамика потерь за 2011 г. Екатеринбург

Рис. 5. Динамика потерь за 2011 г. Челябинск

Так как речь идет об известных потерях, нас интересует именно линия тренда по списаниям. В течении года показатель по списаниям стремительно идет вниз. Основные причины известных потерь — списания по сроку годности, списания по бою, порче, списания по предпродажной подготовке (см. рис.6).

Рис. 6. Потери в разрезе причин за 2011 г.

Далее рассмотрим динамику товарообразующих групп в %, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика потерь по товарным группам за 2011г в %

Товарная группа

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Нарастающим итогом

Овощи, фрукты

10,0

6,46

7,05

6,47

7,51

7,66

8,30

10,65

12,43

9,77

5,95

4,61

7,66

Мясная гастрономия

3,79

4,42

4,12

3,98

3,59

3,64

3,13

3,49

3,84

4,33

4,39

2,98

3,78

Молочная гастрономия

0,94

0,97

1,43

1,04

0,94

0,95

0,88

0,86

1,01

1,23

1,16

0,88

1,03

Кондитерские изделия

1,02

1,84

1,73

1,46

1,66

1,85

1,62

1,61

1,53

1,81

1,64

0,66

1,50

Бакалея, непродовольст-венные товары

0,53

0,93

1,19

0,99

1,06

0,76

0,71

0,84

0,87

1,18

1,17

0,48

0,89

Мясо и мясные изделия

3,89

4,16

4,02

4,10

2,39

3,24

2,41

1,61

2,24

1,17

1,94

2,16

2,73

Алкоголь

0,83

1,83

2,46

1,57

1,74

1,18

1,59

1,76

1,10

1,25

2,02

0,47

1,43

Самую большую долю потерь составляет товарные группы «Овощи и фрукты», «Мясо и мясные продукты». Наглядно динамику можно представить в виде диаграммы (см. рис.7).

Рис. 7. Динамика потерь за 2011 г. по товарным группам.

Таким образом, по итогам года более 40 % потерь составляет группа товаров «Овощи, фрукты», 20 % «Мясо и мясной гастроном».

Согласно представленных Выше данных можно сделать вывод, что основной проблемой в магазинах является работа со скоропортящейся продукцией. Факторов влияющих на показатель известных потерь много. Это работа по предпродажной подготовке, работа с браком, работа по контролю сроков годности и соблюдению ротации продукции на полке, это контроль температурных режимов хранения оборудования в магазинах, работа с претензиями, работа с поставщиками продукции.

В компании разработан ряд мер по снижению потерь по товарным группам:

1)                 Разработан бизнес — процесс (БП) подачи и рассмотрения претензий по качеству товара поставщику, который успешно применяется и в случае получения от поставщика некачественного товара магазин предъявляет претензию, которую рассматривает вторая сторона и принимает решение;

2)                 Введен «Час качества». Ежедневно (перед открытием и закрытием магазина) продавцы должны проверить сроки годности товара, который находится на полке, соблюсти ротацию товара, проверить все маркировки, внешний вид товара и снять некачественный товар;

3)                 Компания проводит внутренние аудиты магазинов, направленные на выявление и пресечение нарушений, согласно действующего законодательства;

4)                 Три раза в день фиксируется температура холодильного оборудования, тем самым проверяется соответствие условий хранения продукции;

5)                 Разработаны картограммы (схемы) выкладки товаров с соблюдением товарного соседства. Особенно по группе «Фрукты, овощи», где очень большое значение имеет товарное соседство, т. к. большинство из продуктов данной группы товаров чувствительно к выделению этилена, и наоборот.

6)                 Контролируются заказы продуктов, преимущественно скоропортящихся.

7)                 При приемке продукции обязательно вся продукция проходит входной контроль на наличие документов, подтверждающих качество и безопасность, проверяются органолептические показатели и внешний вид.

8)                 В рабочем режиме поддержание всех вышеперечисленных мер поддерживается обучением персонала магазинов и аттестацией сотрудников перед преступлением к работе.

Проведя ряд вышеперечисленных мер, мы можем наблюдать, как изменилась ситуация по итогам 1 квартала 2012 года (см. рис. 8). Динамика товарообразующих групп за 1 квартал 2012года выглядит следующим образом (см. рис.9).

Рис. 8. Потери в разрезе причин за 1 квартал 2012 г

Рис. 9. Динамика потерь в разрезе товарообразующих групп за 1 квартал 2012 г.

Линия тренда показывает положительную динамику снижения потерь в течение 2012 г. Если сравнивать показатели потерь 1 квартала 2012 г с 1 кварталом 2011 года, то мы видим, что динамика положительная, что говорит, что принятые меры действительно положительно влияют на снижение известных потерь. Разработанная программа мер по снижению известных потерь дала положительные результаты.

Литература:

1.      Крамарев А. Н. Торговые Решения // http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=000423

2.      Информационный портал // http://www.znaytovar.ru/new1142.html

Основные термины (генерируются автоматически): динамик потерь, потеря, линия тренда, работа, группа товаров, динамик товарообразующих групп, некачественный товар, предпродажная подготовка, розничная торговля, товарное соседство.


Похожие статьи

Разработка маркетинговой программы для повышения конкурентоспособности бренда (на примере компании AIESEC)

Оценка эффективности реализации программы маркетинга для повышения конкурентоспособности бренда (на примере компании AIESEC)

Анализ конкурентного положения фирмы в отрасли (на примере ОАО «Автотор»)

Бизнес-план как инструмент привлечения инвестиций в ресторанном бизнесе (на примере предприятий быстрого обслуживания)

Анализ и оптимизация денежных потоков на примере ООО «Лента»

Применение корпоративных информационных систем на примере фитнес-клуба

Анализ бренда некоммерческой организации (на примере компании AIESEC)

Стратегическое планирование маркетинга на примере магазина

Брендинг территории (на примере Республики Крым)

Анализ организации бизнеса на основе internet-коммерции (на примере женщин-блогеров)

Похожие статьи

Разработка маркетинговой программы для повышения конкурентоспособности бренда (на примере компании AIESEC)

Оценка эффективности реализации программы маркетинга для повышения конкурентоспособности бренда (на примере компании AIESEC)

Анализ конкурентного положения фирмы в отрасли (на примере ОАО «Автотор»)

Бизнес-план как инструмент привлечения инвестиций в ресторанном бизнесе (на примере предприятий быстрого обслуживания)

Анализ и оптимизация денежных потоков на примере ООО «Лента»

Применение корпоративных информационных систем на примере фитнес-клуба

Анализ бренда некоммерческой организации (на примере компании AIESEC)

Стратегическое планирование маркетинга на примере магазина

Брендинг территории (на примере Республики Крым)

Анализ организации бизнеса на основе internet-коммерции (на примере женщин-блогеров)

Задать вопрос