Цель: обобщить и активизировать знания детей о труде взрослых и профессиях.
Задачи:
– закрепить знания детей о профессиях, упражнять в умении различать и называть людей разных профессий: повар, врач, космонавт, парикмахер, пограничник, пожарный, швея, художник, пекарь, библиотекарь, пилот, официант;
– упражнять в умении определять инструменты и орудия труда для людей определенной профессии — врачу нужен шприц, градусник, белый халат, художнику нужны кисти, краски, мольберт, палитра, учителю — мел, доска, книги;
– развивать связную речь дошкольников, внимание, мышление;
– развивать умение слушать сверстников, вступать с ними в общение в ходе игры;
– воспитывать интерес к разным профессиям, к их значимости в жизни.
Оборудование и материалы: воздушные шары, письмо, карта — маршрут, карточки — схемы по профессиям, дом с окошками людей разных профессий, карточки с изображением результата труда различных профессий, интерактивная игра «Кому что нужно?», карточки с изображением профессии сказочных героев, карточки — пазлы по пословице «Без труда не вытянешь и рыбки из пруда», настольная игра «Профессии», магнитная доска, интерактивная доска, проектор, экран.
Предварительная работа: беседы с детьми о профессиях взрослых и родителей, рассматривание иллюстраций с изображением людей разных профессий, дидактические игры «Кому что нужно?», «Что расскажет предмет?», «Профессии», словесные игры «Расскажи о профессии», «Что случится, если не будет работать…?», сюжетно — ролевые игры «Больница», «Магазин», «В библиотеке», «Кафе», «Военные», «Строители», «Аптека», «Почта», чтение художественной литературы: Маяковский «Кем быть?», М. Познанская «Пойдем на работу», Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы», С. Маршак «Мы военные», С. Михалков «Дядя Степа- милиционер», С. Баруздин «Кто построил новый дом»
Ход игры:
Психологический настрой.
Мы ладошку к ладошке сложили
И друг другу дружить предложили.
Будем м ы веселиться, играть,
Чтобы умными, дружными стать.
Мотивационно –ориентировочный этап.
— Ребята, смотрите, какие-то шары к нам залетели. Ой, что это? Здесь записка из города Профессий.
— А вы знаете, что такое профессия?
— Это работа, дело, которым занимается человек и приносит пользу другим людям.
— Правильно. Давайте прочитаем, что тут написано?
«Дорогие ребята! В нашем городе «Профессий» все Мастера и Мастерицы дружно работали, весело пели и танцевали. Но тут случилась беда, в наш город пришла Лень. Теперь никто не работает, не поёт песен и не танцует. Помогите, пожалуйста! Выполните все задания Лени, тогда она уйдёт из нашего города. Высылаем план нашей местности. Мастера и мастерицы!»
Поисковый этап.
— Вы хотите помочь мастерам и мастерицам?
— Да.
— Как нам это сделать? Как мы можем помочь жителям города Профессий?
— Нужно выполнить все задания Лени, двигаясь по плану.
— Правильно. В пути помогут нам знания, смекалка и дружба. Давайте проговорим все вместе такие слова «Дружно всем поможем мы, если только захотим, мы в себе уверены, дружбою проверены»
Практический этап.
— Давайте приступим. С чего нам нужно начать?
—Нужно найти синий цветок.
— Тогда скорее в путь.
Дети вместе с воспитателем начинают двигаться по группе и идут к синему цветку, проговаривая слова: «Дружно всем поможем мы, если только захотим, мы в себе уверены, дружбою проверены»
— Ребята, Лень приготовила для нас загадки, да загадки не простые, а нарисованные. Сейчас вы парами возьмёте загадку-схему, рассмотрите её и обсудите, человек какой профессии на ней загадан. Затем назовете ее.
Краска, цемент, кирпичи — строитель; скафандр, ракета, космос — космонавт; расческа, ножницы, фен — парикмахер; мольберт, краски, полотно — художник; фонендоскоп, градусник, белый халат — врач; доска, мел, книги — учитель; книги, стеллажи, читательский билет — библиотекарь; автобус, руль, билеты — водитель; жезл, сирена, машина — милиционер; земля, теплица, урожай — агроном; печь, мука, тесто — пекарь; продукты, кастрюля, разделочная доска — повар.
— Молодцы! Все загадки отгадали! За правильно выполненное задание вы получаете первую карточку, из которой в конце путешествия сложите картинку.
—Куда мы отправимся теперь?
— К желтому цветку.
Дети вместе с воспитателем начинают двигаться по группе и идут к желтому цветку, проговаривая слова: «Дружно всем поможем мы, если только захотим, мы в себе уверены, дружбою проверены»
— А вот и желтый цветок. Посмотрите, какой большой дом Мастеров. В нем живут люди разных профессий. Хотите узнать, кто живет в этом доме?
— Да.
—Тогда я буду называть вам слова, а вы должны отгадать о какой профессии идет речь.
- Штурвал, небо, пассажиры.
(Пилот)
- Игрушки, книжки, хоровод.
(Воспитатель)
- Кисти, мольберт, палитра.
(Художник)
- Граница, собака, охрана.
(Пограничник)
- Сковорода, нож, продукты.
(Повар)
- Огонь, вода, огнетушитель.
(Пожарный)
- Спутник, ракета, скафандр.
(Космонавт)
- Белый халат, градусник, таблетки.
(Врач)
- Ткань, ножницы, нитки.
(Швея)
- Зрители, микрофон, сцена.
(Артист)
По мере того, как дети называют профессии, в окошках дома появляется картинка.
— Молодцы, ребята, с этим заданием вы тоже правильно справились. За это вы получаете еще одну карточку. Куда нам теперь следует отправиться?
— К красному цветку.
Дети вместе с воспитателем начинают двигаться по группе и идут к красному цветку, проговаривая слова: «Дружно всем поможем мы, если только захотим, мы в себе уверены, дружбою проверены»
— А вот и желтый цветок. Здесь нам предлагается узнать, кто так говорит. Я буду бросать вам мяч и говорить фразы, а вы должны поймать мяч и догадаться, человек какой профессии может так сказать.
- В это блюдо я добавил одну щепотку соли. (Повар)
- Хотите оформить подписку на этот журнал? (Почтальон)
- С вас 25 рублей. (Продавец)
- Зубы надо чистить два раза в день. (Стоматолог)
- Какую прическу вы хотели бы сделать? (Парикмахер)
- Тема нашего урока «Природа родного края» (Учитель)
- Уважаемые пассажиры, приветствую вас на борту самолета. (Пилот)
- Скажите «сыр» (фотограф)
- На зарядку, становись. (Инструктор по физической культуре)
- Сделано из одного теста. (Пекарь)
- Какую книгу вы хотели бы взять сегодня? (Библиотекарь)
- Чем вы кормили свою собаку? (Ветеринар)
- Пристегните, пожалуйста, ремни (Водитель)
- Что вы будете заказывать? (Официант)
—Молодцы, справились и с этим заданием, за это вы получаете еще одну карточку. Давайте посмотрим на план, куда мы двигаемся дальше?
— К зеленому цветку.
Дети вместе с воспитателем начинают двигаться по группе и идут к зеленому цветку, проговаривая слова: «Дружно всем поможем мы, если только захотим, мы в себе уверены, дружбою проверены»
— А вот и зеленый цветок. Сейчас каждый возьмет себе карточку с изображением профессии и назовет как можно больше действий, которые выполняет этот человек.
Повар — жарит, чистит, режет, солит, варит.
Продавец — взвешивает, фасует, раскладывает, считает.
Парикмахер — моет, сушит, подстригает, расчесывает, красит.
Врач — измеряет температуру, слушает, смотрит, назначает лечение, ставит диагноз.
Дворник — подметает, расчищает, посыпает, собирает, поливает.
Музыкант — исполняет, пишет, играет, выступает.
Пожарный — тушит, спасает, помогает, рассказывает.
Учитель — учит, пишет, рассказывает, показывает.
Строитель — строит, забивает, укладывает, красит.
Библиотекарь — выдает, рассказывает, принимает, записывает, выставляет.
Агроном — сажает, поливает, ухаживает, собирает, копает, удобряет.
Космонавт — летает, изучает. Фотографирует, исследует.
— Молодцы, ребята, а теперь давайте перевернем карточки. Посмотрите, на них изображены различные предметы. Это результат труда людей разных профессий. Посмотрите внимательно на картинку и назовите человека, который выполняет свою работу для достижения данного результата.
Тарелка с супом — повар, картина — художник, цветы — садовод, хлеб — пекарь, платье — швея, звезды — космонавт, фотография — фотограф, книга — писатель, прическа — парикмахер, дом- строитель, шкаф — столяр, торт — кондитер, медаль — спортсмен.
— С этим заданием Лени вы тоже справились, за это получаете еще одну карточку. Давайте посмотрим, куда нам следует двигаться дальше?
—К голубому цветку.
— Правильно.
Дети вместе с воспитателем начинают двигаться по группе и идут к голубому цветку, проговаривая слова: «Дружно всем поможем мы, если только захотим, мы в себе уверены, дружбою проверены»
— Посмотрите, в городе Мастеров и Мастериц настоящий беспорядок. Лень перемешала все предметы. Давайте наведем порядок и распределим орудия труда в соответствии с профессией, которой они необходимы.
Игра проводится с использованием интерактивной доски. В верхнем ряду расположены люди разных профессий, в внизу вперемешку предметы и орудия их труда. Игровые действия: дети перемещают предметы и орудия труда к соответствующей профессии и объясняют свои действия.
— Молодцы, правильно справились с заданием и распределили орудия труда. За это вы получаете еще одну карточку.
— Ребята, нам осталось последнее задание. Давайте найдем его на карте. Каким цветком оно обозначено?
—Оранжевым.
Дети вместе с воспитателем начинают двигаться по группе и идут к оранжевому цветку, проговаривая слова:«Дружно всем поможем мы, если только захотим, мы в себе уверены, дружбою проверены»
— А здесь нас ждут загадки от Лени про сказочных героев. Давайте попробуем их отгадать. Дети отгадывают загадки, находят картинку с изображением сказочного героя и размещают на доске.
- Какая профессия у доктора Айболита? (ветеринар)
- Кем стали кот, пёс, осёл и петух из Бремена? (музыкантами)
- Кем работал Печкин в Простоквашино? (почтальон)
- Кто умеет варить кашу из топора? (солдат)
- Кем по профессии был старик в сказке о Золотой рыбке? (рыбак)
- Какой профессии научились три поросёнка, когда строили свои домики? (строители)
- Какая профессия подошла бы бабушке в сказке Колобок?» (пекарь)
- Профессия коротышки из цветочного города по имени Тюбик. (художник)
- Профессия коротышки Пилюлькина из Цветочного города. (врач)
- Кем работал дядя Степа из стихотворения С.Михалкова (милиционером)
- К человеку какой профессии обратился волк из сказки «Волк и семеро козлят», чтобы изменить голос? (к кузнецу)
- К человеку какой профессии можно отнести крокодила, который тушил море в сказке «Путаница»? (пожарный).
—Молодцы, всех героев угадали. За это вы получаете еще одну карточку. Давайте соберем из всех собранных карточек картинку.
Дети собирают картинку из карточек.
— Что у вас получилось? Какая пословица о труде здесь спряталась?
— Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Рефлексивно-оценочный этап .
—Ребята, как вы думаете, смогли мы помочь жителям города Профессий и навести там порядок? Со всеми заданиями мы справились?
—Да.
—Как мы смогли помочь Мастерам и Мастерицам?
—Выполнили все задания, которые приготовила Лень.
—Какие задания вам понравились больше всего? Какие задания были трудными? Оля? Сережа? Вика?
— Дети, вы слышите радиообращение к нам из города «Профессий»? ( Звукозапись). «Дорогие ребята! Спасибо вам огромное за наше спасение! Посылаем вам игру «Профессии». Играйте и знакомьтесь с новыми профессиями. Мы думаем, когда вы подрастёте, то дело по душе себе найдёте. Мастерицы и мастера».
— Ребята, жители города Профессий говорят вам: «Спасибо за наше спасение!» Посылают вам игру «Профессии».
Последующая работа.
— Давайте скажем «спасибо» за такой подарок. Мы обязательно поиграем в эту игру и познакомимся ещё с новыми профессиями.